"Ты умный! У тебя очки!" (противоречивые размышления о УМНОСТИ отечественного кинематографа)
На модерации
Отложенный
Недавно в который раз пересмотрел фильм «Криминальный талант» с Захаровой и Жарковым в главных ролях и опять же в очередной раз поймал себя на мысли: а что это, собственно, такое -УМНЫЙ российский фильм? Какие критерии эту УМНОСТЬ определяют? Злободневность? Так те же многочисленные «менты», «оперА», «фраерА» и прочая «киноколхозная самодеятельность» тоже вроде бы не о инопланетянах (заметьте, я сейчас намеренно мешаю в одну кучу теле- и кинофильмы, потому что в поднимаемом здесь вопросе их технологическое различие несущественно) … Искренность, ненадуманность? Может быть (например, большинство старых советских фильмов с Рыбниковым или фильмы про участкового Анискина). А, может, это фильмы, в которых играют сплошь «крепкие» профессионалы? Спорное утверждение, потому что даже у «крепких» бывают если не провальные, то откровенно слабые актёрские работы ( и ничего страшного и трагичного в этом нет: живые же люди, имеют право на ошибку…). А, может, вся соль здесь в оригинальном, запоминающемся сценарии? Да бросьте, не такой уж шедевр положен в основу того же вышеназванного «КримТаланта». Как газетчик, многие годы работавший по криминальной тематике, ответственно заявляю: встречались такие случаи, перед которыми эта «кримталантливая» история - как сопливый октябрёнок перед прошедшим огни и воды членом КПСС… Да и дело, конечно, не только в сценариях. Возьмите ту же многосерийную экранизацию пикулевского «Баязета» с Серебряковым в роли Карабанова! У Валентина Савича все романы – это уже, по сути, готовые сценарии, и сценарии богатейшие и образностью, и фактурностью, и просто-таки ювелирной прорисовкой мельчайших деталей! Казалось бы, бери с и снимай! И сняли – а фильм не получился. Скомканность и суетливость сюжета, герои не ЖИВУТ, а именно играют, причём так себе, на троечку. И даже Серебряков, блестяще сыгравший в «Штрафбате», положения, увы, не спас…А вот «Моонзуд» с Меньшиковым оказался вполне на уровне…
А, может быть, дело в типажах? Опять спорно: мне приходилось видеть таких аферисток, которые дадут героине Захаровой сто очков вперёд. Впрочем, что это я зациклился на одном и том же? Вышеназванный фильм – это всего лишь единичный пример. Каждый из тех теле- и кинозрителей, кто хотя бы время от времени смотрит кино, может назвать массу подобных по уровню профессионализма…
Или оценку здесь даёт здесь сугубо личное отношение, личное, совершенно необъективное восприятие? Вот, например, ЛИЧНО для меня «Андрей Рублев» -это да, это СОБЫТИЕ, это –намертво в мозгу, а те же «Солярис» и «Ностальгия» меня почему-то не «цепляют»!
Оправдываюсь лишь тем, что я по специальности совсем не киновед, хотя, если разбираться, все мы сидящие перед экраном, киноведы и киноЕДЫ…
Или дело в деталях, конкретностях, мелочах? Герой Жаркова –молоденькой симпатичной прокурорше: «Что тебе, ГвОздикина? –Я не ГвОздикина! Я –ГвоздИкина!». Класс! Героиня Захаровой: « Ты умный! У тебя очки!». Вроде бы стандарт, штамп, но в данной конкретной ситуации -блестяще! Проходные диалоги и монологи (да какие монологи –реплики!)? Но ведь такие «проходные», они как бетонный раствор при строительстве дома. Именно они - те самые «стяжки»,которые держат всё здание.
Да, конечно, УМНЫХ фильмов не может быть много. Это –ЯВЛЕНИЯ. Их ни на одном Голливуде не наштампуешь, и что интересно: УМНЫЙ фильм может снять и совершенно неизвестный режиссёр – и наоборот: мэтр может сесть в такую «лужу», из которой если , в конце концов, и выберется, то до конца своих дней уж точно не отмоется. Вот парадокс-то!
Новую ( и довольно неожиданную) мысль навеяла фраза всё из того же «Криминального таланта»: « Изысканным может быть запах, а не нюх!». А, может, дело всё-таки именно в НЮХЕ? В нюхе не зрителя –режиссёра? Ведь снял тот же нещадно полоскаемый сейчас Никита Михалков и «Свой среди чужих…», и «Рабу любви», и «Неоконченную пьесу…», я уж не говорю о «Родне»… Да, возможно, что сейчас у него этот самый нюх притупился (да и сколько же можно!), но это опять не столько трагедия, сколько, если хотите, издержки то ли возраста, то ли производства…
И «под занавес»: четвёртого марта на Пятом ТВ-канале в передаче «Открытая студия» был проведёт опрос телезрителей на тему: Нравится ли вам современное российское кино? 70 процентов ответили «нет», почти 24 –«вообще не смотрю». Комментарии, думаю, излишни…
Комментарии
- Да я на одном только фильме 48 миллионов баксов умудрился просрать!
- Это что! Я на одном фильме 90 миллионов в говно загнал, но мало того, российский продакшн кинул,
плюс к тому меня с американского проката сняли, чего еще свет не видал!..
Вот так друг другу жопу и кажут...
Комментарий удален модератором
А сейчас это "пособие" как стать вором и не попадаться!
Еще мне понравился фильм "Похороните меня под плинтусом" - блестящая актерская работа Светланы Крючковой.
По поводу фразы « Изысканным может быть запах, а не нюх!», Мне ближе фраза из сериала Агнтство "НЛС":
Девушка говорит:"Ты не в моём вкусе." Мол.чел. отвечает: "Патамушта у тэбя нэ вкус,а прывкус".))) Попытка изобразить кавказский акцент. Так о вкусах и привкусах. Нельзя делить фильмы на нужные и не нужные. Каждый для себя определит, что ему смотреть. Мне, например, ужастники неинтересны. Либо противно, либо грустно.От их комедий тошно, а наши современные стараются соответствовать ихним(пардон за ихним). Боевики достали. "Бриллиантовая рука", Гараж", "Служебный роман", "Кин-дза-дза" и далее по списку.Есть много серьёзных фильмов, но речь-то не об этом. Речь о вкусах и привкусах. Или я чего не так понял?
Выразил, чё есть и всё. На нравственную составлящую, не обессудьте, это не ко мне.Я, лично, пошл и безнравственен. Мне жаль об этом. Плачу ночами. А что делать, судьба?
Если снять скрытой камерой жизнь самого умного на свете человека (например, ВВП), а затем удалить длиноты, пустоты, дурноты, то получится лента новостей, а не сюжет. Спрашивается почему? Ведь фактура вполне заслуживающая внимания, камера беспристрастна, события судьбоносны, а интереса не возникает. В то же время, будь жив В.Высоцкий, он бы спел по этому поводу маленький шлягер и интерес обеспечен. Ведь пел же Высоцкий о войне так, что всем казалось, - да, эти песни бывшего фронтовика.
Подведу итог: умное кино должно нести в себе какую-то глуповатость. Старые фильмы с Рыбниковым, Жарковым, Гариным, Плятом были в меру глупы, а современное кино глупо без меры. (Исключением является фильм "Похороните меня за плинтусом"). Почему современные фильмы глупы без меры? Да потому, что когда пытаются исключить глуповатость, получается ещё глупее. Форма должна соответствовать содержанию.