Лето 1941-го: правда и вымыслы

70 лет назад началась Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1418 долгих, трудных и героических дней и завершившаяся 9 мая 1945 года победой советского народа. Прошли десятилетия после этих трагических и героических событий, но до сих пор идет и набирает все новые обороты другая война – идеологическая, информационная – между правдой и ложью о Великой Отечественной.

 

Кто же агрессор?

Если еще какую-нибудь четверть века назад ответ на этот вопрос в нашей стране звучал однозначно, то сегодня все почему-то изменилось. Фальсификаторы истории склонны возложить чуть ли не всю ответственность за развязывание Второй мировой войны на «незаконно рожденный в результате октябрьского переворота советский тоталитарный режим».

Допускается, правда, вариант о соучастии СССР в агрессии. Так, в учебнике истории А. Кредера «Новейшая история. XX век» утверждается: «СССР стал соучастником развязывания новой войны». Подобные утверждения содержатся и в других «исследованиях», предназначенных для массового читателя, и прежде всего для молодежи.

Согласно одной из широко распространяемых «версий», Гитлер «вынужден» был начать превентивную войну, поскольку, мол, Сталин готовился напасть на Германию и захватить ее. В лучшем случае допускается, что в равной степени вину должны нести оба диктатора – Гитлер и Сталин. Но если над первым состоялся Нюрнбергский процесс, то и над Сталиным надо провести аналогичный!

Правда же состоит в том, что Вторую мировую войну, и в частности войну против СССР, заранее и весьма продуманно готовили США, Англия, Франция, выбрав в качестве главного «тарана» фашистскую Германию во главе с ее бесноватым фюрером. На все предложения советского руководства о создании системы коллективной безопасности и соответствующего противовеса планам германского национал-социализма западные страны, по сути, ответили отказом. Их политика по «умиротворению» агрессора привела лишь к росту аппетита прожорливого «едока».

Напомним вкратце хронологию трагических событий. В марте 1937-го Гитлер захватил Австрию, не встретив никакого сопротивления со стороны Англии и Франции, а советские предупреждения не нашли отклика ни на Западе, ни в Лиге Наций. Еще более позорным и предательским был Мюнхенский договор, подписанный в сентябре 1938 года Гитлером вместе с Чемберленом, Даладье и Муссолини без участия представителей Чехословакии и их согласия на передачу Германии Судетской области, куда 1 октября вступили немецкие войска. Наконец, 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, началась Вторая мировая война.


Они хотели нас уничтожить

Никто из нынешних внутренних и внешних фальсификаторов не может аргументированно доказать, что у Советского Союза были планы завоевания других стран, порабощения других народов. Бредовые же планы Гитлера всем хорошо известны. Вот только некоторые выдержки из них: «Мы разобьем Советский Союз. На Земле наступит германское владычество». В людоедском плане «Ост» ставилась задача уничтожить 120 – 140 млн человек, главным образом славян, по 3 – 4 млн в год. Была установлена даже «квота» на уничтожение народов: для евреев – 100%, для поляков – 80 – 85%, для литовцев, латышей, эстонцев – 50%, для белорусов – 75%, для русских – 75 – 80%.

Как известно, свои корыстные цели в начавшейся войне против СССР имели и западные страны. Именно поэтому они фактически лишь присматривались к боевым действиям на востоке, ждали «чья возьмет» и длительное время не открывали второй фронт. А уже после мая 1945-го дошли до утверждения, что именно они внесли решающий вклад в победу над Германией, оказав Советскому Союзу большую помощь по ленд-лизу. На самом же деле эта помощь составила в общей сумме лишь около 4% от общего советского вклада в победу над Германией.

Никто при всем желании не сможет оспорить тот факт, что 22 июня 1941 года без объявления войны в нарушение действующего договора гитлеровские войска превосходящими силами напали на Советский Союз, обрушив смертоносный груз на наши мирные города и села.


Если бы не было пакта...

Особым нападкам подвергается пакт Молотова – Риббентропа и секретное приложение к нему. Эти документы называются «сговором» Сталина с Гитлером о разделе Европы и захвате чужих территорий. Но уже давно на основе архивных данных и всестороннего их анализа доказано, что заключенный 23 августа 1939 года советско-германский договор был соглашением о ненападении сроком на 10 лет.

С нашей стороны этот пакт был вынужденной мерой, поскольку все инициативы советского правительства по предотвращению войны были проигнорированы западными странами и Советский Союз оставался фактически один на один с гитлеровской Германией.

Заключение договора отсрочило начало войны против СССР на два года, и наша страна избежала войны на два фронта. Вопрос стоял так: будет ли СССР первым объектом агрессии или же Германия сначала нанесет удар по западным странам? Пакт Молотова – Риббентропа подтолкнул Японию к заключению с СССР аналогичного договора о ненападении.

Польша, имея союзников в лице Англии и Франции, смогла пойти на договор с Германией о ненападении в 1934 году (пакт Пилсудского – Гитлера). Так почему же СССР, находясь в гораздо менее благоприятных условиях, не имел права заключить с немцами такой же пакт пять лет спустя? Почему сильные Англия и Франция могли пойти на совместную с Германией декларацию о ненападении в 1938 году, а Советский Союз, изолированный во враждебном ему мире, не мог подписать аналогичное соглашение? Эти вопросы явно ускользают от любителей обвинить нашу страну во всех грехах.

Что касается «секретного приложения» о «разделе сфер влияния», то бесспорным является тот факт, что договор позволил вернуть Литве Клайпеду (нынче об этом умалчивается), обеспечить невмешательство Германии в дела Прибалтийских государств, вернуть Украине и Белоруссии их западные территории, отторгнутые Польшей в 1920 году, освободить от колониальной зависимости Румынии Бессарабию и возродить самобытность и независимость молдавского народа.

Военно-стратегическими последствиями договора стало то, что наша граница была отодвинута на запад на 250 – 300 км. Тем самым создались условия, которые во многом предопределили срыв «блицкрига» против СССР. Если бы не эти территориальные приобретения, неизвестно, за какой срок вермахт подошел бы к Москве и Ленинграду.

Г. К. Жуков так оценивал действия советского правительства в предвоенное время: «Все помыслы Сталина и его действия были пронизаны одним желанием – избежать войны или оттянуть сроки ее начала». Правильность политики СССР вынужден был признать и Черчилль: «Тот факт, что такое соглашение оказалось возможным, знаменует всю глубину провала английской и французской политики и дипломатии за несколько лет... Советскому Союзу жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на запад исходные позиции германской армии, с тем чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей колоссальной империи».


Бегство от истины

Еще большие измышления – вокруг готовности СССР к войне, действий Сталина в первые ее дни и т. д. Утверждается, что Красная армия, лишившись в результате массовых репрессий командного состава, «бежала до Москвы» и только благодаря мужеству и героизму солдат остановила и затем разбила врага.

Затронув тему репрессий в Красной армии, приведем данные открытых архивов. Реально в 1937 – 1939 гг. были репрессированы 17 981 человек командно-начальствующего состава (арестованы 8122, уволены по политическим мотивам 9859, что составило чуть более 4% от списочного состава командиров и начальников Красной армии на 15 июня 1941 года). Одновременно шел процесс и восстановления необоснованно репрессированных в рядах РККА («Отечественные записки», 2005, 12 мая).

Что касается безволия и неспособности Сталина руководить обороной страны, то это прямая ложь. Сталин, даже находясь в болезненном состоянии, никуда не бежал, оставаясь на боевом посту. Об этом свидетельствуют записи в журнале приема им посетителей в Кремле в первые дни войны («Комсомольская правда» от 21 июня 2008 г.).

Поклепом на наших отцов и дедов является утверждение о якобы бегстве Красной армии в первые дни войны. Да, отступление под напором превосходящих сил противника было тяжелым, но сопровождалось оно упорными оборонительными боями. Об этом поведали в своих воспоминаниях-признаниях немецкие генералы. Генерал Гот писал: «Войска противника быстро оправились от неожиданного удара и контратаками своих резервов остановили продвижение немецких войск». Окруженные советские войска приковали к себе в общей сложности до 26% (до 50 дивизий) сил групп армий «Центр», «Юг» и «Север».

Нередко акцентируется внимание на наших потерях, а потери немцев замалчиваются. Между тем только за период с 22 июня по 5 июля 1941 года немецкие люфтваффе потеряли 807 самолетов всех типов, а за период с 6 июля по 17 июля – еще 477.

Таким образом, ни одна из версий фальсификаторов не выдерживает критики. Нам есть чем гордиться, есть что защищать.