Как имя Бога в Декларацию независимости Израиля попало
На модерации
Отложенный
С момента удивительного рождения государства Израиль формирующаяся израильско-еврейская нация боролась за свою идентичность. Будет ли Израиль «еврейским» государством или государством «для евреев»? Религиозным государством или просто еще одной западной демократией?
Одним из ярких примеров этого кризиса идентичности стали дебаты, развернувшиеся вокруг самого текста Декларации независимости.
В конце апреля 1948 года Пинхас Розен, в то время глава предгосударственного судебного совета, а позже первый министр юстиции, поручил составление декларации адвокату по имени Мордехай Бём. Бём, в свою очередь, заручился помощью раввина, выходца из США Шалома Цви (Гарри) Давидовича. В этом первом проекте Декларации независимости Давидович основывал свой текст на Декларации независимости США и включил в него несколько ссылок на Бога, что встретило серьезное сопротивление со стороны лидеров многих партий. Изменения и дополнения были внесены Цви Беренсоном, юридическим советником рабочей федерации Гистадрут, а позже членом Верховного суда.
Версия Беренсона также вызывала вопросы у некоторых, поэтому в дни и недели, предшествовавшие выводу британских войск из подмандатной Палестины, политиками, юристами и писателями, включая Шая Агнона, был подготовлен новый проект. Окончательный проект Декларации независимости был подготовлен небольшим комитетом, в который вошли Давид Бен-Гурион, Моше Шарет, Аарон Цизлинг и раввин Иегуда Лейб Фишман-Маймон.
Маймон, глава партии «Мизрахи» и впоследствии первый министр по делам религий, наряду с другими религиозно-сионистскими лидерами, твердо верил, что в Декларации независимости действительно должен упоминаться Бог. Столкнувшись с возражениями, Маймон рекомендовал использовать танахическое выражение «Цур Йисраэль в'Гоало» («Твердыня Израиля и его Искупитель»).
Однако Цизлинг, лидер левой партии «Мапам», отказался подписывать декларацию, если в ней будут содержаться ссылки на «Бога, в которого я не верю».
Другие левые лидеры считали, что любые ссылки на Бога или религию представляют собой религиозное принуждение и являются угрозой для демократии. Разногласия усилились до такой степени, что грозили сорвать провозглашение еврейского государства. Бен-Гурион провел большую часть утра 14 мая, выступая посредником между Маймоном и Цизлингом. После многочасовых переговоров они, наконец, пришли к соглашению о «Твердыне Израиля», исключив при этом из текста слова «и Искупитель».
Декларация независимости начинается с утверждения о кровной и духовной связи еврейского народа с этой землей, но вместо слова «Тора» используется «Книга книг»:
«Земля Израиля была местом рождения еврейского народа.
Здесь сформировалась его духовная, религиозная и политическая идентичность. Здесь он впервые обрел государственность, создал культурные ценности национального и общечеловеческого значения и подарил миру вечную Книгу книг».
Декларация заключает:
«Полагаясь на Твердыню Израиля, мы скрепляем своими подписями наше свидетельство на этой Декларации на заседании Временного Государственного Совета, в городе Тель-Авив, сегодня, в канун Субботы, 5 ияра 5708 года, 14 мая 1948 г.».
Бен-Гуриону было удобно использовать термин «Твердыня Израиля», поскольку он считал, что каждый человек может сам решать, что он для него означает.
Но из текста Танаха ясно следует, что «Твердыня Израиля» — это выражение нашей непоколебимой веры в Бога как в нашу скалу, нашу силу и нашего защитника. Ханна, мать пророка Шмуэля, в своей молитве признает, что «нет твердыни, подобной Богу нашему» (I Царств 2:2). На смертном одре царь Давид говорит: «Твердыня Израиля сказала мне: "Стань начальником над людьми, праведником, правящим в страхе Божием"» (II Цар. 23:3).
В Псалме 18:3 Бог назван «Твердыней, в которой я укрываюсь», а в Псалме 19:15 Он — «Твердыня моя и Искупитель мой». В Псалме 62:3 говорится: «Он один — Твердыня моя и спасение мое», а в Псалме 73:26 Бог назван «Твердыней сердца моего».
Другие упоминания о Боге как о Твердыне можно найти в книгах пророков Исайи и Иезекииля.
Молитва о благополучии государства Израиль, написанная главным раввином Ицхаком Галеви Герцогом, начинается словами: «Отец наш Небесный, Твердыня Израиля и Искупитель (Цур Йисраэль в'Гоало)». Некоторые предполагают, что этот выбор не был случайным. Герцог хотел сослаться на Декларацию независимости и придать ей религиозную коннотацию.
Уже через несколько часов после того, как была принята окончательная формулировка, лидеры партий выстроились в очередь, чтобы поставить свои подписи под декларацией. Маймон добавил кое-что небольшое, чуть выше своей подписи: ивритские буквы бет, айин, заин и хей, означающие «бе-эзрат Хашем» — «с Божьей помощью». И после того, как Бен-Гурион прочитал декларацию, заметно взволнованный Маймон встал, дрожа и подавляя слезы, и произнес благословение «Шехехеяну», с именем Бога, на что все собравшиеся ответили: «Амен».
В конце концов имя Бога все-таки появилось в Декларации независимости!
Jerusalem Post, перевод Якова Скворцова
Комментарии
Так какое выиграло? Религиозное?