Летом прошлого года была утверждена программа поддержки лизинга отечественных самолетов до 2030 года. Всего на нее предполагалось направить 2,5 трлн рублей. Средства должны были распределяться следующим образом: 60% - доля ФНБ, остальные 40% - внебюджетные источники. Льготный лизинг предполагал ставку в 1,5% годовых, что, безусловно, является выгодным для авиакомпаний предприятием.
Всего до 2030 года планировалось осуществить закупку и сдачу в лизинг порядка 450 отечественных самолётов и 460 вертолетов.
В 2022-2024 году на программу было запланировано выделить 279 млрд рублей.
Очевидно, что сейчас все эти планы и цифры будут корректироваться по той причине, что сроки серийного производства ряда моделей (напр., МС-21) по объективным причинам сдвигаются вправо. Плюс теперь речь будет идти и о производстве таких самолётов, как Ту-214 и Ил-400.
Однако теперь все 100% средств по льготной программе авиализинга будут взяты из ФНБ. Данное решение является безусловным плюсом не только той точки зрения, что теперь финансирование авиапрома будет гарантированным (все же с внебюджетными источниками постоянно возникают те или иные проблемы).
Главное - то, что Фонд национального благосостояния наконец-то начал рассматриваться правительством не как "кубышка на чёрный день", а как Фонд развития страны. Фактически его можно назвать бюджетом развития.
Почему это важно. В отличие от традиционного федерального бюджета, т.н. фонд развития не обременен защищенными статьями бюджетных расходов. Федеральный бюджет обязан направлять деньги на социальные выплаты, здравоохранение, образование, обеспечение безопасности страны и так далее.
Деньги на развитие экономики в федеральном бюджете, конечно, тоже есть, но распределяются они по остаточному принципу. Да и общий объем средств, которыми может свободно оперировать правительство для поддержки экономики невелик. В среднем в последние годы он не превышал 1-1,5 трлн рублей. В основном эти деньги шли на субсидирование процентных ставок по кредитам для наиболее важных отраслей экономики. Но их было настолько мало, что все заявки удовлетворить не представлялось возможным. О чем можно говорить, если капитализация Фонда развития промышленности составляет всего лишь порядка 100 млрд рублей. Можно ли на эти деньги обеспечить промышленный рывок? Разумеется, нет.
Теперь же у правительства появляется такой важный инструмент, как Фонд национального благосостояния (ФНБ). Были опасения, что в условиях бессмысленности прежней модели существования (складирования нефтегазовых доходов в кубышку) ФНБ могут и вовсе отменить, зачисляя все нефтегазовые сверхдоходы в федеральный бюджет. Но, судя по всему, правительство не будет принимать такое решение.
Целью ФНБ должны стать прямые государственные инвестиции в экономику. В строительство инфраструктуры, в покупку облигаций компаний реального сектора (яркий пример - покупка облигаций Ямал СПГ и Запсибнефтехима), в развитие высокотехнологичных отраслей и т.д.
Целевое использование средств ФНБ позволит существенным образом повысить их эффективность. В федеральном же бюджете значительная часть средств могла бы быть перекинутой на иные статьи расходов и пойти не по назначению. Да еще и с огромными задержками.
Также возникает ещё один важный вопрос: должен ли ФНБ заниматься безвозмездными вложениями, либо, все же, вкладывать деньги на возвратной основе (пусть и на 15-20 лет под минимальный процент). На наш взгляд, второй вариант является более обоснованным. Он позволяет более конкретно просчитать экономику того или иного проекта, выделив наиболее приоритетные. Риск здесь следующий: правительство у нас традиционно слишком уж долго занимается всевозможными расчетами, что приводит к срыву реализации проектов (яркие примеры - СШХ или же ВСМ).
Тем не менее, несмотря на ряд скептических моментов, превращение ФНБ в Фонд развития страны должно стать важным драйвером роста нашей экономики. И, следовательно, реальных доходов граждан.
Комментарии
Комментарий удален модератором