Сакральный смысл праздника Лиго

На модерации Отложенный


  В самую короткую ночь в году, с 23 на 24 июня многие народы празднуют день летнего солнцестояния. В Латвии этот праздник отмечается массово и называется он Лиго или Янов день, в  соответствии с наиболее популярными латышскими женским и мужским именем.

  Во время дня летнего солнцестояния принято отмечать победу света над тьмой, дня над ночью, жизни над смертью. Сиволом света, дня и жизни является солнце и именно ему, как высшей силе, традиционно воздают почести участники празднеств. Однако у многих народов кульминация торжеств приходится на ночь и поэтому главный объект поклонения замещается на второстепенный - на огонь.

  С наступлением темноты поклонники солнца разводят большие костры, рассаживаются вокруг них и стараются воспринять исходящую от огня сакральную силу. Те, кто правильно понимает смысл праздника бросают в огонь различные символы тьмы, ночи и смерти, изготовленные из соломы или дерева, по крайней мере, сжигают старую мебель и ненужные вещи. Надо также прыгать через костер для того, чтобы очиститься от негативного влияния неотрывно следующей за каждым человеком нечистой силы. Предполагается, что языки пламени от костра человека во время прыжка не тронут, а нечисть погубят. Неспособных к прыжкам через огонь домашних животных «очищают», проводя через идущий от костра дым.

  Ночные бдения у костров в Латвии сопровождаются коллективными танцами и распеванием очень большого набора веселых куплетов, в которых закреплены нормативы поведения латышского народа.

  Во время праздника считается хорошим тоном выпить много ячменного пива и съесть большое кличество тминного сыра. Таким образом, через обильное поглощение пищи и напитков, утверждается радость потребления материальных благ, которые дают человеку беззаботную жизнь.

   Цель провозглашения радости чувственного наслаждения преследует также праздничный обряд хождения ночью молодых парней и девушек в лес, на «поиски цветка папортника», а также обряд их совместного купания в водоемах без одежд. Эти обряды должны облегчить установление сексульных контактов между молодежью, обеспечить этносу продление рода.

  Традиции празднования дня летнего солнцестояния были в древности у очень многих европейских народов. Однако с распространением среди них христианства этот языческий праздник был замещен на празднование Рождества и Пахи.

Последние выражают более сложные идеи торжества света над тьмой, жизни над смертью, поскольку в них  провозглашаются ценности жертвования индивидуальной жизнью ради блага других людей, говорится о преимуществах духовных благ над благами  материальными. День же летнего солнцестояния христиане трансформировали в день памяти Иоанна, окрестившего водой Спасителя. В восприятии ряда славянских народов день летнего солнцестояния даже полность слился с христианским праздником и получил название дня Ивана Купалы(Иоана Крестителя).            

  Для латышей христианство на протяжении почти 800 лет было религией господствующего над ними немецкого этноса. Поэтому, в качестве скрытого протеста пртив немцев и их религии, они тщательно сохраняли языческие традиции празднования дня летнего солнцестояния, придавая  им при этом особый этнический смысл. Выполнял этот праздник свою этнически протестную функцию и в советское время - был своеобразным духовным ответом на пришедшую на смену христианству извне коммунистическую идеологию.

   С созданием латышами собственного государства, они так полностью и не восприняли выработанные христианством духовные принципы, остались наполовину язычниками. Особенно этому способствовало распространение в  Латвии после фашистского ульманисовского переворота язычества и его различных превращенных духовных форм.

  По всем этим причинам день летнего солнцестояния стал сейчас в Латвии самых массово отмечаемым латышами праздником. Государство объявило Лиго выходным днем и всячески поощряет его проведение. Однако истинный сакральный смысл празднованя дня летнего солнцестояния утратили даже представители латышской правящей элиты. Во всяком случае, сформулировать его никто из них публично не решается. Для большинства латышей Лиго теперь просто повод хорошо поесть, выпить, попеть ночью вокруг костра народные песни и потанцевать. Даже поиски в лесу «цветка папортника» и купание ночью нагишем в прудах больше широко не практикуется. Во всяком случае, вспышек рождаемости посли Яновой ночи больше не наблюдается.  

  Гедонистическое содержание праздника Лиго привлекает значительную часть русского населения Латвии. Русские даже внесли в празднование дня летнего солнцестояния свои новшества. Пиво заменили на водку, сыр на шашлыки, костры на мангалами, и поют за столом русские народные и советские песни. Латыши такого рода новшествам нисколько не противится и даже отчасти перенимают их