Его Величество Случай
На модерации
Отложенный
16 апреля после 17:00 я стал смотреть (правда, не с начала) по ТВ некий документальный фильм о разных чрезвычайных происшествиях (ЧП), произошедших с космонавтами. Тема ЧП во всех сферах нашей жизни (в технике, в политике, и даже … в личной жизни) – часто волнует наше воображение, поскольку здесь мы сталкиваемся с Его Величеством Случаем, а заодно нередко и с обычной глупостью, свойственной всякому человеку (даже, казалось бы, весьма искушенному в своём деле). Тема ЧП всегда актуальна, например, как в наши тяжелые апрельские дни можно объяснить гибель большого десантного корабля «Саратов» и ракетного крейсера «Москва» – флагмана (!) российского Черноморского флота, недавно прошедшего 3-летний капитальный ремонт и якобы «готового к выполнению поставленных задач» (а ныне с пробоинами лежащего на дне Чёрного моря).
Короче говоря, упомянутый фильм меня сразу увлёк, поскольку о некоторых ЧП с космонавтами я услышал впервые (кое-что знал и раньше). Особенно меня поразила череда самых разных ЧП с экипажем «Союз-23» (запуск 14.10.1976), которому явно не везло с самого начала. И всё это было строго засекречено в те далекие брежневские годы (когда я только поступил в «Военмех» в Ленинграде, где, кстати, помимо гражданской получил и военно-морскую специальность). При этом больше всего меня поразили слова Светланы Александровны – жены бортинженера Валерия Рождественского (1939 – 2011), которые, наверняка, ещё долго будут удаляться из наших СМИ (в чем убедился следующим утром в википедии, посмотрите и вы сами).
Валерий, наш 38-й космонавт, был единственный … водолаз в отряде космонавтов. Ведь после окончания Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф. Э. Дзержинского в Ленинграде, он почти 3 года служил командиром водолазной группы аварийно-спасательной службы военного флота. И вот, после череды ЧП с «Союзом-23» на орбите, спускаемый аппарат (герметичная капсула) с двумя космонавтами опускается на парашюте глубокой ночью в снежном буране в непредсказуемой точке – на озеро Тенгиз (40 × 74 км, средняя глубина 2,5 м) в 3–4 км от берега при температуре «минус» 20 °C (на озере – ледяная каша, т.к. вода там горько-солёная). И это была наша первая посадка на воду (с первым водолазом на борту – вот она – игра Случая!). Причем на тот момент у нашей службы спасения не было никаких инструкций и никакого оснащения для работы с капсулой на воде (из-за недальновидности, глупости, вообще говоря, весьма умного руководства[1]). После приземления (приводнения) капсулы основной парашют штатно отстрелился, но из-за попадания воды на датчики произошел выход запасного парашюта, и он и пошел на дно, перевернув капсулу (за лямки подвесной системы) так, что космонавты уже не могли открыть люк (вода бы их мгновенно утопила).
С этого момента по расчетам спасателей космонавтам осталось дышать только 6 часов (т.к. прекратилась подача забортного воздуха в капсулу). Однако бортинженер, бучи водолазом, показал своему командиру способ экономного дыхания, и сам продержался в капсуле 12 часов (командир всё-таки позже потерял сознание). Этого спасатели не знали и продолжали беспомощно кружить на вертолетах вокруг капсулы с парашютом.
Наконец спасатели догадались спустить на тросе водолаза, который закрепил капроновый фал с вертолета за лямки запасного парашюта (а разве нельзя было ещё и отрезать стропы парашюта?). Что чуть не погубило и космонавтов, и сам вертолет, когда он начал медленно (почти со скоростью пешехода) буксировать капсулу по воде к берегу (парашют растянулся по поверхности воды). При этом порывом ветра вдруг надуло огромный купол парашюта (площадью 1600 кв.м), и от гибели в озере всех спасло только уникальное мастерство пилота вертолета. Таким образом, капсулу вытащили на берег, но продрогшие спасатели … даже не открыли люк капсулы (ведь прошло уже 12 часов вместо 6 часов, рассчитанных на выживание космонавтов в герметично закрытой капсуле). Поэтому бортинженер уже из последних сил сам открыл люк капсулы изнутри и матом обложил своих «спасателей» (уходящих от капсулы греться). Вот этот обескураживающий факт в фильме и рассказала жена бортинженера, и этот факт скрыли спасатели, описывающие указанные события в нужном им свете.
Редкий человек может подробно, без купюр рассказать свою биографию, ибо даже чисто «технически» – это невозможно (из-за гигантского объема самой разной информации), ну а про моральную сторону «откровенной» биографии – и говорить нечего. Именно поэтому (даже в силу разных фактов биографий) у двух, скажем, условно одинаково образованных людей – окажутся диаметрально противоположные взгляды на события, происходящие на Украине (да и во всём мире). В чём многие из нас уже могли неоднократно убедиться…
<hr align="left" size="1" width="33%"/>
[1] Полная формулировка закона подлости: в условиях неопределенности наиболее вероятно – наименее желаемое. При отклонении от расчетной точки приземления вероятность угодить в воду в огромной казахской степи была весьма низкая.
Комментарии