"С Урала что ли?"))))
На модерации
Отложенный
О людях «с Урала» принято говорить, что они отличаются какой-то особой суровостью. Так ли это? В чем специфика регионального самосознания уральских жителей?
Представление о суровости жителей Урала появилось не сегодня. Ещё Чехов, побывав в Екатеринбурге, в 1890 году написал: "Здешние люди внушают проезжему нечто вроде ужаса. Скуластые, лобастые, с громадными кулачищами. Родятся на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствуют не акушеры, а механики. Входит в номер с самоваром или графином и того гляди убьет. Я сторонюсь".
Интересно также об уральском менталитете писал Мамин-Сибиряк. Особый путь "людей с Урала" он назвал "диким счастьем". В понимании писателя этот термин обозначал ситуацию, при которой человек ради достижения своей цели готов приложить нечеловеческие, титанические условия, но в тот момент, когда удача на его стороне, и можно либо расслабиться, либо "наращивать капитал", он совершает какие-то поистине фантастические чудачества. Мысль Мамина-Сибиряка убедительно подтверждает один случай. Когда в середине XIX века двое екатеринбургских золотопромышленников поженили своих детей. Свадьба шла... целый год.
Да и простой дикий старатель, после нескольких лет скитаний по тайге впроголодь, наконец поймав фарт, в виде самородка - при появлении своем в поселке тут же шел сперва в лавку. чтоб купить парчовые портянки, которые тут же мотал на немытые ноги, и делая царский вид, брал курс на кабак, где оставлял всю добычу, поя всех за свой счет, или заказывая снос одной из его стен, чтобы в нужник ходить было не кружным путем...А через некоторое время - снова в тайгу, голый и в долгах... Да чего там, и на моей памяти в геологии сезонники гуляли по окончанию работ и расчету так, что рестораны гудели, сам он при смене ресторана едет в следующий в одном такси, а его пиджак - в другом. Гуляй рванина! (сам то я был там в штате, как спец, в поле с ними жил вместе, и работал) И помню как установиться снег, придут первые морозы, они подтягиваются, с вопросом "работа есть?", Кто топчется у вахты, а у кого еще двухкопеечная монетка чудом завалялась - звонят... .. Работы в это время не было,только та, на которую они не способны, поэтому они получали пару червонцев долг(живы будут отдадут, это долг чести, на это у начпара был неофициальный фонд) отправлялись по домам, до начала следующего сезона... Работать они как черти у котлов бандеровцев, и не филонили, но и отдыхать умели на полную катушку, все с полной отдачей сил...
В силу исторических и географических особенностей на Урале ещё с XVIII века начало складываться совершенно специфическое отношение к труду и капиталу. Ко времени правления Петра I Урал оставалась фронтиром "старой" России, границей, отделяющей "цивилизацию" от "дикого Востока", где "до царя далеко, до Бога высоко". В 1702 году Петр I передал права на владение уральскими казенными заводами тульскому оружейнику Никите Антюфееву (будущему Демидову), поставщику оружия для русской армии во время войны со шведами. Затем с новой войной закладывались казенные заводы, как например ЕКБ, Их обгоняли Демидовы, потом нова пояс казенных...
И на этой территории формировалось трудовое общество особого рода, так называемая горнозаводская цивилизация.
Гражданские власти здесь не имели практически никакого веса, поскольку весь Урал бы военизирован и управлялся по Горному уставу. Даже законы, действовавшие на все территории России, тут никому не упирались.
Беглого крепостного, пойманного в любой части страны, надлежало вернуть хозяину, но на Урале было совсем не так. Заводы, нуждающиеся в рабочих руках, открывали свои двери всем - и беглым каторжникам, и рекрутам-дезертирам, и преследуемым раскольникам. Если сумели добежать сюда. Условия жизни и работы на заводах, конечно, оставляли желать лучшего, но люди не жаловались, ибо была относительная прежнего - свобода. Да и кому жаловаться людям-невидимкам, которые сами сбежали от государственной десницы? И удерживать таких в подчинении нужно не так как в центральной России, где кабала была неминуема и беспросветна.
Урал стал "границей русского мира" раньше, чем Сибирь и Дальний Восток, сюда ссылали каторжан, сюда бежал беглый люд. Здесь всегда была работа и были отличные от остальной России условия, в которых последние, если не могли стать первыми, то без дела не сидели точно. В ХХ веке на Урал по-прежнему продолжили ссылать репрессированных и спецпереселенцев, сюда съезжались эвакуированные с юга и из центра страны в годы войны, затем последовали ударные стройки пятилеток, с развалом СССР на Урал начали стекаться беженцы с национальных окраин. Здесь всегда был бурлящий котел наций. Помню, как заезжаешь в одну деревню, там выговор тамбовский, дома такие основательные, в пяти километрах другая деревня – уже с чуть ли не с украинской мовой и мазанками, и тараканы в домах другой совершенно породы… Следующая деревня марийская. а дальше – две татарских… В городах при заводах все это перемешивалось так, что мамане горюй… Тот старый говор получившийся в замесе, я до сих пор помню, Когда впервые услышал в Бисерти,был просто ошеломлен… Когда ранее читал сказы Бажова – то проговаривал всего лишь прочтенное для себя не так, ударения не там ставил, звуки оказывается выделяются в слове с сохранением ударения иные, а какие-то проглатывается… Это надо было слышать… Бажов не смог передать всего, только часть, а я уж и вовсе не берусь… Здесь любой нацик закончит сердечным приступом. Редко на взгляд можно отделить одних от других, если не знать характерную для его народа фамилию. И что примечательно, со всех местных языков, хоть скоми,хоть с марийского,хоть с татарского и других можно переводить дословно, смысл не пострадает, то есть пользуемся одним набором понятий и категорий. Это не так с живущими далеко например тюрками, вроде татары те же тюрки, мнгого совпадений в лексиконе, татарин(хорошо знающий свой язык может даже интуитивно может понять общий смысл узбекских выражений,(разница как между русским и польским) а вот с переводом надо уже напрячься, приводить несоответствующие понятия к общему… Т.е. различия то минимальны и редки, не на мировоззренческом уровне, а на бытовом…
В 93-м, я был в одной из бывших советских республик, где сказать, то было неспокойно – ничего не сказать… Разгул религиозных фанатиков, национализма(причем первых от вторых неотличимы) Так встретив на улице толпу идущую громить не успевших уехать русских, я сын белоруса и латышки,(приехавших на Урал в ВОВ) сказал, вот я – русский. Что уроды будете делать? И рядом со мной стали два казанских татарина, с тем же заявлением. Их долго на драку раскачивать не надо было… Мы все для местных были инородцами..(в команде той были с Казани, Перми, Свердловска и областей. Братки, сокращенные военные, и даже урки в наколках, в общем по жизни не печенье фасовали по образу жизни) Толпа той молодежи отвалила быстро… Стариков, которых все равно убьют, мы с собой забрали, тащили на тот момент уже за собой уже человек сорок таких, сами домой доедем, и их дотащим) Мы все – были русскими, с Урала
Комментарии