Правда ли что золотые украшения из СССР превосходят по качеству современные
На модерации
Отложенный
Одни уверены, что настоящее золото это именно то, советское, другие считают дизайн устаревшим и никогда не претендовавшим на особый шик, третьи связывают с колечками и серёжками тех лет приятные воспоминания о тех или иных событиях или людях. Потому дать какую-либо объективную оценку украшениям советской эпохи крайне сложно, к тому же ювелирная промышленность в Союзе была не бизнесом, ориентированным на запросы покупателя, а всенародной промышленностью, частные же ювелиры были запрещены.
История и тенденции советской ювелирной промышленности
Похожие сережки были практически у каждой советской женщины.
Однако бренды, которые берут свою историю еще до революции, не были полностью уничтожены, они сумели пережить Октябрьские потрясения, и работают до сих пор, конечно же, видоизменяя название, формат работы, в соответствии с требованиями времени, однако сохраняя узнаваемый стиль.
Поволжские и уральские компании были оставлены своими владельцами и в последующем преобразованы в заводы. Некоторые из них работают и по сей день, правда, снова став частными. Некоторым из них удалось сохранить свою самобытность, но при этом и идти в ногу с современными ювелирными тенденциями. Редко какие ювелирные заводы во всем мире выпускают заколки или ободки из драгоценным металлов, как это делают Российские заводы.
Вставка могла быть любой, но с жемчугом встречалось реже.
Несмотря на то, что ювелирная промышленность стала централизованной, заводы были практически в каждом крупном городе, по всей стране. У каждого из них был знак ГОСТа, которым штамповали каждое изделие. Несмотря на то, что у большинства заводов была своя специализация, они изготавливали и стандартный набор украшений. Что же, очень в духе времени – одинаковая одежда, типовые квартиры, штампованные сережки и стандартные мысли. Тем не менее, после Второй Мировой внимание к народным промыслам отразилось и на ювелирном искусстве. Кубачинское серебро, черненое с позолотой, холмогорская с позолотой, финифтью и чернь на серебре – берут начало с этого периода. Тот факт, что эти направления до сих пор имеют место быть говорит о том, что потенциал ювелиров того момента явно позволял творить классику на века, а не штамповать заданный стандарт.
Качество камней: натуральность камней или синтетическая вариативность?
Модная форма серег - сударушки.
Если говорить о подлинности и натуральности камней, используемых в советской ювелирной промышленности, то часто встречают не просто противоречивые, а взаимоисключающие версии. Причем зачастую оказывается, что верны обе версии. Качество зачастую зависело от финансирования и если его не было, то экономили на всем, чаще всего страдала позолота и камни. Популярные сапфиры, рубины и изумруды в советских украшениях были выращены искусственно. Причем не важно, сколько лет украшению, эти минералы синтезируют уже очень давно.
Зато с поделочными камнями дело обстояло куда лучше, в СССР их активно добывали, такие самоцветы были в изобилии и агаты, родониты, нефриты, яшмы использовались даже для изготовления бижутерии.
Украшения с янтарем тоже были в ходу.
В 19 веке на Урале было открыто месторождение изумрудов, однако их добывали не для ювелирной промышленности, а для того чтобы извлечь бериллий, который используется в военной промышленности. Потому в советских украшениях натуральный изумруд практически не встречается.
Синтетические камни, а в особенности корунды, являются важной частью советской ювелирной промышленности. К этому относятся неоднозначно, для одних это высокое достижение научных деятелей, для других подделка, не стоящая внимания. Особенно популярны были у советских женщин украшения с красным камнем. Тогда это продавалось как рубины или сапфиры, однако какого же было удивление тех, кто относил украшения к современным ювелирам. Чаще всего под видом драгоценного камня продавались стекляшки, в лучшем случае синтетические камни.
У многих в сервантах хранились настоящие сокровища.
Этому тоже есть логичное объяснение, учитывая, что из-за дефицита у населения скапливались достаточно крупные суммы, на предметы роскоши устанавливались нарочито завышенные цены. Потому за ювелирные украшения очень часто переплачивали, а сейчас такие украшения уходят по цене металла.
Когда в 80-е ученым из института ФИАН удалось вырастить искусственный бриллиант, случился настоящий прорыв в ювелирной индустрии. Фианиты выпускаются с тех самых пор по той же технологии, но в ту пору кольцо с фианитами могло стоить как с рубином. Уж очень привыкли в Советском Союзе не обращать внимание на термин «синтетический», а потому бриллиант, пусть даже искусственный (а что на этом рынке не искусственное), не мог стоить дешево.
Когда фианиты только изобрели, они произвели фурор на мировом рынке и стоили очень дорого. Килограмм продавался за три тысячи долларов, в настоящее время почти в 60 раз дешевле.
Ученые, которые изобрели искусственный бриллиант, получили в качестве премии чуть больше 100 рублей, учитывая, что изобретение обвалило алмазный рынок, и в страну пошел денежный поток, государство могло быть и более благодарно изобретателям.
Индивидуальность и стиль или штапмовка и массовость?
Одна из любимых форм ювелирного искусства тех лет.
Для чего по сути нужны украшения? Чтобы подчеркнуть красоту и индивидуальность. Понимая это, большинство советских граждан, знающих толк в ювелирке и имеющие финансовую возможность, искали украшения по комиссионкам. В них можно было найти старинные изделия, которые продавались по очень серьезным суммам. Немудрено, тут можно было встретить уцелевшие фамильные дворянские драгоценности, трофеи, привезенные после войны, конфискат экономических заключенных.
Знаменитые советские цветочки выпускались многими заводами, да выпускаются и сейчас, они украшались камнями разных оттенков и на этом их индивидуальность заканчивалась. Крупные перстни с ярким рубином-стекляшкой также стали символом эпохи, особенно их любили женщины постарше, пусть они и были неудобны в носке и цеплялись за все подряд и с трудом вписывались в общий образ.
Серьги для женщин постарше.
Несмотря на то, что в СССР не было принято носить крупные или дорогие украшения в повседневной жизни, равно как и кичиться своим материальным положением, украшения занимали особую роль. Их было принято дарить на то или иное важное событие. Как правило, девочки получали первое украшение на выпускной, а затем на свадьбу, рождение детей. Дарили их родители, передаривая «бабушкино золото». Нередко такое золото не по статусу хранилось (и хранится до сих пор) где-нибудь на серванте в таком чайном сервизе, который ждет своего часа.
Стандарт пробы появился только после революции и то спустя 10 лет. Потом появилось клеймо с рабочим и молотом, а также буквенным шифром. Клеймо было или треугольным или прямоугольным. Позже, в 1956 их заменила звезда.
Проба – это количество драгметалла в металле, если до революции проба была привязана к фунту, то после перешли на метрику, так, 84 проба стала 875, 88 – 916.
Всплеск популярности ювелирных мастерских
Украшения носились долго, передаваясь из поколения в поколение.
Несмотря на то, что работали только государственные заводы по изготовлению ювелирных изделий, а частникам перекрыли любую возможность для развития, они, конечно же, работали. Для мастеров создали специальное предприятие, тоже государственное, однако попасть туда на работу было крайне сложно. Большинство мастеров работало еще и подпольно на дому, поскольку желающих переделать или изготовить новое изделие было просто огромное количество. Люди жаждали индивидуальности.
Устроиться на работу в такую мастерскую можно было лишь по большому блату, или заплатив. К тому же, регулярно проводились проверки на предмет выявления незаконной деятельности. В мастерской должно было сойтись количество металла и камней по накладным, а если вдруг на столе вдруг обнаруживалась серебряные ложки или чьи-то золотые зубы, то это могло привести к аресту.
Оттенки, наиболее популярные в ювелирной промышленности.
Однако во время проверок существовало негласное правило, что то, что находится на полу – не имеет к мастеру никакого отношения. Так, при неожиданной проверке ювелир запросто мог смахнуть камни и драгоценный металл со стола. Но когда наметилась тенденция к увеличению объёмов производства ювелирных изделий, проверять мастеров стали реже, поскольку настоящих специалистов практически не было и на них возлагались большие надежды. Их переманивали на заводы, обещая большие зарплаты.
Но настоящий мастер не мог работать на конвейер, отсутствие художественной самореализации, штамповка, дурновкусие, часто встречающиеся фальшивые камни – все это претило настоящим мастерам своего дела, которые сохраняли свой талант исключительно для частной практики.
К украшениям, как и ко многому другому, в стране Советом относились с толком и расстановкой, требуя от производителей качества и честности. Однако в системе приоритетов, ювелирная промышленность точно не была в первых рядах, а потому внимание ей уделялось по остаточному принципу. Уж, до красот ли, когда нужно покорять космос? Однако факт остается фактом – у советских украшений хватает поклонников и сейчас, когда рынок ломится от количества предложений, но все же нет мастеров, которые обработают стекляшку так, что хозяйка будет носить и гордиться – рубин!
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170820/47231/
Комментарии
Комментарий удален модератором
это калоши , которые для Африки делали , как сказал дедушка Путин
а в СССР все голодали, как всем пропаганда впаривает собачья
сейчас в магазинах нет настоящего золота
поэтому скупают советское золото дороже, чем из магазинов сегодняшних
Сделанная вручную единичная продукция будет по карману лишь бюджету небольшого государства. Обычно цена на такие коллекционные вещи занижена, с рекламной целью. Это оправдывается тем, что доход того же мастера за счет его поточной продукции - в результате пиара возрастает.
То, что обыватель считает эксклюзивом - всего лишь маленькая партия в потоке. Вручную делается лишь первая модель... С которой снимается форма, по которой делаются восковые копии партии, которые собираются в елочку, литьевой формы, затем литье партии, доработка,(обкусывание и зачистка выпоров, химполирование, и сборка. Разница дешевых с дорогими лишь в количестве "елок". Штучную же, обыватель может приобрести только став раджой, или ювелиру жрать вдруг нечего, как в блокадном Питере, любая худценность стоила - два сухаря...
Мастеров не переводилось никогда, было и есть даже спецобразование. Имеющее статус художественного. Так же состоящее из ступеней - начальное, среднее и высшее... Где преподавали мастера из старых, инструментарий кстати - по
Там кстати это всего лишь ремесло. Наблюдал однажды на одном из восточных рынков, как из листа серебра, уличный чеканщик за час делает кувшин, с узким горлышком, густо покрытый орнаментом. Стучит хитрыми инструментами, отжигает, и снова стучит...
Разве, что с целью украсть и продать в ближайшей скупке.
+++