"Мадонна Конестабиле" Рафаэля Санти

На модерации Отложенный Мадонна Конестабиле - небольшое (диаметр 18 см, дерево, масло, перенесено на холст) неоконченное изображение Девы Марии и младенца Христа, принадлежащее кисти 20-летнего Рафаэля. 
Картина "Мадонна Конестабиле" Рафаэля в исторической раме. Эрмитаж, Санкт-ПетербургКартина "Мадонна Конестабиле" Рафаэля в исторической раме. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Художник, скорее всего, оставил её незавершённой в связи с переездом из Умбрии во Флоренцию. Картина, в старину именовавшаяся "Мадонной с книгой", происходит из семьи графа Конестабиле из Перуджи, у которого она была приобретена Александром II в 1871 году. Царь подарил его своей супруге, Марии Александровне. С тех пор картина выставляется в собрании Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Ныне картина изображает Мадонну за чтением книги — вероятно, Священного Писания. 

Рафаэль Санти "Мадонна Конестабиле" 1502—1504Холст (переведена с дерева), темпера. 17,5 × 18 см Государственный Эрмитаж, Санкт-ПетербургРафаэль Санти "Мадонна Конестабиле" 1502—1504Холст (переведена с дерева), темпера. 17,5 × 18 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1881, когда картина переводилась на холст, было обнаружено, что поначалу она держала в руках не книгу, а гранат — символ пролитой крови и Христовой жертвы. 

Во время эрмитажных распродаж советского времени картину вместе с "Мадонной Альба" вывезли в Европу, однако, несмотря на скромность запрошенной цены, покупателя на "сомнительную" работу найти так и не смогли. 

Благодаря этому "Мадонна Конестабиле" осталась в Эрмитаже, а "Мадонну Альба" продали Эндрю Меллону - американскому банкиру, министру финансов и собирателю живописи.

Рафаэль Мадонна Альба , ок. 1510 общий (диаметр): 94,5 см, масло на панели перенесенной на холст. Коллекция Эндрю В. Меллона Рафаэль Мадонна Альба , ок. 1510 общий (диаметр): 94,5 см, масло на панели перенесенной на холст.
Коллекция Эндрю В. Меллона 

 Он решил основать американскую галерею по образцу Национальной Галереи в Лондоне. Услышав о распродаже эрмитажных шедевров, он ухватился за покупку. Скончавшись в 1937 г., он завещал все свои картины правительству США, и они составили ядро коллекции Национальной галереи искусства в Вашингтоне.

Сассоферрато (слева) с « Мадонной Конестабиле » Рафаэля (1502–1504) (справа). Изображение с сайта www.wikipedia.org .Сассоферрато (слева) с « Мадонной Конестабиле » Рафаэля (1502–1504) (справа). Изображение с сайта www.wikipedia.org .

 В этой картине молодой художник создал свое первое замечательное воплощение образа мадонны, занимавшего в его искусстве исключительно важное место. 

Квартблок СССР 1970, декабрь. из серии "Зарубежная живопись в музеях СССР" №39563коп. на марке картина Рафаэля "Мадонна Конестабиле"Квартблок СССР 1970, декабрь. из серии "Зарубежная живопись в музеях СССР" №3956 3коп. на марке картина Рафаэля "Мадонна Конестабиле"

Образ молодой прекрасной матери, вообще столь популярный в ренессансном искусстве, особенно близок Рафаэлю, в даровании которого было много мягкости и лиризма. 

В картине "Мадонна Конестабиле" художник представил Марию с младенцем за чтением книги на фоне прозрачного умбрийского пейзажа с пологими холмами вокруг озера и тонкими безлиственными деревьями.

 Исполненные серьезности лица отличаются нежной-, бережной моделировкой. 

Цветовой строй картины рождает впечатление светлой чистоты. Мария и младенец Христос взаимно объединены тем, что взоры их обоих устремлены на книгу. Форма тондо скрепляет образное единство фигур и пейзажа и придаёт всей сцене особо гармонический характер.

Сассоферрато. Копия картины Рафаэля «Мадонна Конестабиле». Между 1625 и 1700 гг. Медь, масло. Лувр, ПарижСассоферрато. Копия картины Рафаэля «Мадонна Конестабиле». Между 1625 и 1700 гг. Медь, масло. Лувр, Париж