Это — не про Россию!

На модерации Отложенный

Почему санкции Запада никак не могут «разорвать в клочья» нашу экономику

Валерий Панов

24.03.2022

«У нас нет страха перед будущим. Мы всегда преодолевали любые трудности. Трудности закаляют», — особо подчеркнул замминистра иностранных дел Сергей Рябков, когда говорил о том, что коллективный Запад объявил России экономическую и информационную войну.

Американские послы, делегации колесят по миру с одним и тем же сигналом «никаких контактов с Россией, Россия должна быть изолирована», сказал Рябков.

Он также отметил, что это «маниакальное стремление навязать всем свой взгляд на мир», и что иллюзии коллективного Запада о том, что Россию можно поставить на колени, закончатся плачевным образом для самого Запада.

Заграничные господа по себе судят. Это, скажем, в США, если у солдата закончится туалетная бумага, то он не сможет воевать в условиях резко возникшего дискомфорта, а поднятие цен на бензин грозит стране политическим кризисом.

Отбери у янки бургер, и он пойдет на штурм Капитолия. Когда в Чехии повышается цена на пиво, то грядет смена правительства.

Запад уверен, что и другие народы устроены таким же образом. И всем своим корпоративом с настойчивостью маньяка пытается спровоцировать у нас сплошной дефицит.

Как сообщил «Коммерсантъ», против России с марта 2014 г. введено более 5,5 тыс. санкций.

Причем, больше всего антироссийских ограничений последовало от «нейтральной» Швейцарии (568), а от «демократических» США — всего 243.

России давно должен был наступить немецкий капут, как у них, в ФРГ, принято, когда пушки вместо масла.

А у нас и пушки, и масло. Но на днях пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки во время брифинга огласила «окончательный приговор» нашей стране: «Мы полностью сокрушили экономику президента РФ Владимира Путина».

Понятно, что у этой белодомовской «говорящей головы» служба такая — говорить гадости о России и в адрес России.

Но в этом же ряду появился и зам. помощника президента США по нацбезопасности Далип Сингх.

По его оценкам, «российская экономика из-за введенных санкций сократится вдвое от той, которой она была».

Правда, не уточнил, какой была и когда. Зато назвал антироссийские санкции «сложностями для Путина».

(При этом заметим, когда на Западе говорят о Путине, то имеют в виду весь российский народ. И правильно!)

Вместе с тем представитель американской администрации ни слова не сказал о том, что западную экономику от введенных против РФ санкционных мер ожидает катастрофа.

Впрочем, это их внутреннее дело — подчитывать убытки от собственных рестрикций.

Интереснее другое. США явно решили использовать риторику президента Барака Обамы, вице-президентом при котором состоял нынешний «хозяин» Белого дома Джо Байден.

Международная ситуация, по их мнению, возвращается в то положение, когда западные политики всем скопом впали в санкционный раж, а антироссийские рестрикции, по их мнению, приносили нашей стране максимальные убытки.

Тогда, в феврале 2015 г., в Дебальцевском котле донецкие ополченцы громили нацистов, принуждая тем самым узурпировавшего власть в «нэзалэжной» П. Порошенко к подписанию мирных соглашений («Минск-2») с представителями восставших Донецка и Луганска.

И Обама, обращаясь к конгрессу (и к миру, понятное дело) в очередной раз обвинил Россию в «агрессии» на Украине и объявил: «…сегодня Америка сильна и едина с нашими союзниками, в то время как Россия изолирована, а ее экономика — в клочьях».

Подобная риторика не прекращается восемь лет подряд.

Как и жесткая санкционная политика.

Но при этом на Западе никто не задался вопросом: что это за экономика такая у России странная, что ее чуть ли не ежедневно распинают на санкционном кресте, а она строит газопроводы в Европу и в Азию, запускает в космос спутники, готовит полеты на Луну и Марс, создает такое оружие, от которого врагу спасу нет даже под землей и под водой, и еще много чего подобного производит?

И главное — почему люди не голодают, население не вымирает, а ненавистный Западу Путин имеет возможность повышать народу пенсии, зарплаты и социальные пособия? Как становится известно, Россия готовилась к агрессивным действиям Запада, поскольку иного выбора не было.

Что конкретно было сделано — и не перечесть.

Но главные контрмеры надо назвать.

Среди них, прежде всего, — маневры в газовой политике, которые вполне сопоставимы с маневрами военных на поле боя с целью занять более выгодную позицию чем противник.

Так, в прошлом году Россия, долго продававшая газ в ЕС по двум каналам (долгосрочным контрактам и спотовым рынкам), внезапно отказалась от спотового (СПГ).

В результате США (и не только они) частично перенацелили сжиженный газ из Азии в Европу.

В то же время европейцы переписали долгосрочные контракты с Россией так, чтобы их цена была связана именно со спотовым рынком, где каждая молекула газа является, по Трампу, демократической.

В итоге средняя цена российского газа в 2021 г. выросла вдвое, а США торжествовали победу.

Но победа оказалась пирровой. И не только для Америки, но, в первую очередь, для Европы.

Создав нулевой избыток газа в Европе, Газпром практически опустошил европейские хранилища (более чем на 75%).

Поскольку отопительный сезон еще не закончился, то опустошение хранилищ продолжается.

Вместе с тем Евросоюз не может прекратить газовый экспорт из России, поскольку наступят катастрофические последствия: топить будет нечем во многих странах.

И в ближайшие месяцы Европа не может даже частично ударить по доходам газового экспорта Москвы.

Цены на газ достигают астрономических значений, и падение объемов поставляемого в ЕС российского газа даже на 40% не приведет к финансовым потерям.

Москва переиграла Вашингтон и Брюссель, и не только на западном направлении.

Еще во второй половине мая 2014 г., уже после начала гражданкой войны на Украине, главы Китая и России подписали контракт, к чему шли почти два десятка лет.

По нему («Сила Сибири») наша страна в 2020-х гг. должна нарастить поставки газа в Китай до 38 млрд кубометров в год.

Планируется построить второй газопровод – «Сила Сибири-2», на этот раз через Монголию.

Он рассчитан на 50 млрд кубометров. Китай в то же время говорит, что готов получать весь тот газ и всю нефть, от которых может отказаться Европа. И кто останется внакладе?

В этом смысле нельзя не сказать и о «Турецком потоке», без которого газовая картина, «нарисованная» Россией, будет неполной.

Он рассчитан на 63 млрд кубометров газа — и это больше, чем может прокачиваться на Запад через газопроводы Украины.

Но формально этим газом торгует не Газпром, поставки осуществляет Турция.

Запад поставлен перед фактом: «Турецкий поток», запущенный в 2020 г., позволяет блокировать возможные последствия любых неприятностей, связанных с газотранспортной системой Украины.

Теперь понятно, почему Россия часто оставляла без серьезных последствий отдельные действия Анкары, вызывающие у россиян вопросы? Заметим, что поставки на Украину тех же беспилотных «Байрактаров» при всей их грозной славе никакого влияния на ход боевых действий не имеют.

Кроме того, в 2014 г. в России был реализован проект СПФС – Сервис передачи финансовых сообщений.

Это — российский аналог SWIFT, который был запущен — удивитесь! — в январе 2015 г.

Сегодня даже полная блокада всех отечественных банков от SWIFT не остановит банковские операции ни внутри страны, ни между ней и Китаем.

Есть ряд еще не менее значимых для страны проектов, например, создание самолета МС-21 полностью из отечественных комплектующих.

Мелкосерийное производство лайнера начнется уже в 2022-2023 гг.

Самое главное — первый полет уже состоялся, и очень вовремя в условиях запрета поставок новых западных авиалайнеров.

Но достаточно ли этих и других мер, которые были предприняты в предвидении масштабного санкционного давления российскими властями, чтобы сохранить устойчивость экономики?

В значительной степени — да.

Вопреки прогнозам западных экономистов никакого падения ВВП на 30% в нашей стране в результате санкций не случится.

Правда, большинство из них прогнозирует падение на 7-11%, то есть на уровень спада 2009 г.

Сотрясать воздух страшилками о «разорванной в клочья экономике» России — удел весьма недальновидных политиков.

Серьезные экономисты о коллапсе российской экономики даже не заикаются.

Очень похоже, что итогом санкций Запада будет полный уход России от сырьевой зависимости, который так долго ставили целью нашего развития.

Вряд ли это будет тот результат, на который рассчитывал Вашингтон с вассалами.

Жуткий экономический прогноз вкупе со словом «дефолт» должен был вызвать панику внутри страны.

Потери от западных санкций, конечно, будут и есть, но не настолько разрушительные, как пытаются нам внушить западные рейтинговые и консалтинговые агентства, покидающие Россию.

Кто-то из россиян лишится работы, на некоторые товары поднимутся цены.

Пока мы окончательно не освободимся от импортной зависимости, рост цен на зарубежные товары будет бить по нашим кошелькам.

Людям, привыкшим жить на широкую ногу, придется умерить аппетиты.

А простых граждан защитит государство.

Для того и создавали запас прочности. Ведь что человеку требуется в первую очередь? Еда, лекарства и работа (пенсии, соцвыплаты).

Многие крупные зарубежные фармацевтические компании продолжают работать в России.

Это, например, фармацевтическая компания «Санофи», производственный комплекс которой «Санофи Восток» в Орловской области производит всю линейку современных инсулинов.

Еще один крупный производитель инсулинов датская компания «Ново Нордиск» также продолжает работать в России.

Венгерская фармкомпания Gedeon Richter пока не останавливает производство.

Завод GR в Московской области производит 25 наименований лекарственных препаратов в различных дозировках, из них 17 лекарств включены в перечень жизненно необходимых и важнейших.

Это, в основном, препараты для лечения кардиологических, неврологических и гинекологических заболеваний.

Кроме того, завод выпускает препараты следующих терапевтических групп: гастроэнтерология, эндокринология, дерматология и ревматология.

Крупнейший производитель лекарственных препаратов, а также сельскохозяйственной химии концерн Bayer подтвердил, что продолжает работать в России.

Bayer предоставляет жизненно важные продукты для здравоохранения и производства продовольствия, бесперебойная поставка которых крайне необходима.

Список можно продолжить.

Тем не менее многие западные производители, как видим на примере различных отраслей экономики, самостоятельно принимают решение приостановить бизнес в нашей стране. И что будет, если фармкомпании уйдут из России?

Серьезного дефицита медикаментов не ожидается, рассказал директор по развитию компании RNC Pharma Николай Беспалов.

Но из-за проблем с логистикой зарубежные продавцы сырья уже требуют гарантий и стопроцентную предоплату, отмечает эксперт.

«У нас достаточно высокая степень зависимости от иностранных поставок, это касается и готовых препаратов, и фармсубстанций».

Превалируют поставки из Китая и Индии — суммарно на них приходится 75% в натуральном выражении.

Из Европы тоже поступают определенные объемы, основные приходятся на Германию, Францию, в том числе за счет того, что в РФ локализовано производство отдельных зарубежных компаний.

Соответственно, если представить себе какой-то стрессовый сценарий, когда эти поставки либо обрываются, либо дают сбой, то до 90% всех поступлений фармсубстанций в Россию можно заменить за счет собственного и азиатского направления.

По данным Минздрава, сейчас в России есть достаточный запас лекарств, в том числе из перечня жизненно важных.

В ведомстве подчеркнули, что этому поспособствовал опыт пандемии.

В правительстве также заявили, что в ближайшее время власти простимулируют развитие отечественного производства лекарств, которые сейчас не имеют российских аналогов.

В Ассоциации российских фармацевтических производителей отметили, что попросят Минпромторг фиксировать курс валют для контрактов на поставки жизненно важных лекарств.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) должна оперативно реагировать на просьбы производителей о пересмотре цен на такие медикаменты, полагает гендиректор маркетингового агентства DSM Group Сергей Шуляк:

«Фиксирование цен на лекарственные препараты — это благо для потребителя и государства, потому что, несмотря на курсы валют, можно покупать препараты по зафиксированной цене.

Но будет ли выгодно производителю данные препараты поставлять на территорию России?

К сожалению, мы никуда не денемся от того, что цены на регулируемую группу лекарств придется корректировать».

С продовольствием ситуация тоже под контролем. Россия полностью обеспечивает себя ключевыми продуктами питания, молочной продукции, овощей и фруктов достаточно внутри страны, и санкции не повлияют на запасы продовольствия.

Импортные продукты не исчезнут с российских прилавков, максимум заменятся поставками из других стран, считают эксперты.

Прямой импорт продовольствия, которое мы не можем вырастить сами (кофе, чай, какао, цитрусовые), завязан в основном на странах, которые не объявляли России санкций.

На данный момент импорт какого-либо продовольствия не останавливался.

В санкционные списки товаров продукты не входят. Поставки продолжаются.

Например, мясо находится в пути к нам в достаточном количестве, рассказал руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин.

Речь идет прежде всего о говядине. Своей свинины и мяса птицы в стране достаточно, а говядины пока не хватает.

Кроме того, для стабилизации цен правительство до конца этого года обнулило пошлины на импорт 200 тыс. тонн говядины и 100 тыс. тонн свинины.

Политических рисков в поставках сырья для производства кофе и чая нет, утверждает генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. Основные поставщики кофе — Бразилия, Вьетнам, Колумбия, чая — Индия, Шри-Ланка, Вьетнам, Китай.

Эти страны не вводили против России санкции.

Но сейчас импортеры несут экономические риски, связанные с ослаблением рубля и логистическими сложностями.

Они характерны практически для всех товаров.

Компании пытаются повысить отпускные цены на свои товары для розницы, чтобы не остаться без оборотных средств, иначе из-за курса валют они будут вынуждены снизить объем следующей закупки.

В свою очередь, торговые сети стараются не повышать конечную стоимость товара, говорит Чантурия. По его словам, вторая проблема — теперь поставщики просят полной предоплаты товара.

Впрочем, в Минсельхозе неоднократно отмечали, что Россия полностью обеспечивает себя основными видами продовольствия — зерном, хлебом, мясной и рыбной продукцией, сахаром, растительным маслом и другими ключевыми продуктами.

Потребность в импортных товарах незначительна и в основном приходится на продукцию, которую не производят в нашей стране в силу климатических условий. Внутренний рынок защищен, а риски для продовольственной безопасности исключены.

Из базового продовольствия, пожалуй, самая непростая ситуация складывается по фруктам — в России производится лишь чуть более 40% фруктов от потребности.

Так, в 2021 г. рекордный урожай фруктов в России составил около 1,5 млн тонн, а объем импорта только свежих фруктов (без учета орехов, сухофруктов и прочей продукции переработки плодов) достиг 5,45 млн тонн, говорит генеральный директор Ягодного союза Ирина Козий.

А пригодных для реализации в свежем виде российских фруктов на рынке всего около 15%, так как около 40% выращенных яблок, а также часть косточковых, ягод и т.д. обычно направляется на переработку.

А чтобы посадить новый сад, вырастить деревья и начать собирать урожаи коммерческого объема, требуется не менее 4-5 лет.

По той же причине не смогут компенсировать возможную просадку импорта поставки из стран СНГ — сейчас у них нет нужного объема фруктов.

Дополнительную сложность представляет тот факт, что российский сезон сбора урожая завершился более четырех месяцев тому назад, а до начала нового урожая нужно ждать еще не меньше четырех месяцев.

Сейчас только часть хозяйств с наиболее оснащенными хранилищами имеют на своих складах пригодную для реализации продукцию.

Все остальные продали свой урожай раньше и предполагалось, что конец сезона будет преимущественно обеспечен импортной продукцией.

Таким образом, запасы фруктов на складах меньше, чем обычно.

Тем не менее, по оценке Ирины Козий, и здесь есть возможности увеличения поставок из тех стран, которые не поддерживают санкции против России, например, Турции.

В целом продукты питания в контексте проблем подорожать не должны.

Пищевая промышленность работает без перебоев.

Сырья достаточно на складах. Продуктовый запас также сформирован.

Весенние полевые работы пройдут с использованием всех удобрений, которые необходимы.

В ближайшее время повысится стоимость, скорее всего, на некоторые виды продуктов, те, которые трудно заменить в случае непоступления из-за границы.

По прогнозам аналитиков, подорожание большинства продуктов возможно к Пасхе, которая пройдет 24 апреля.

Но так происходит каждый год. Рост вызван сезонным изменением цен. Политическая обстановка не имеет к этому отношения.

И, наконец, работа.

Исследователи выяснили, как санкции повлияли на рынок труда.

За первую неделю марта индекс рынка труда сократился на 7%, в то время как в апреле 2020 г. в период объявленных из-за пандемии коронавируса нерабочих дней этот показатель терял больше 42%.

Такие результаты показало исследование сервиса по поиску работы SuperJob, проведенное специально для «РГ».

Аналитики компании полагают, что это свидетельствует о том, что в отраслях сохраняется высокий спрос на рабочую силу. И при малейшей стабилизации экономической обстановки, работодатели будут срочно нанимать персонал.

Особо активный спрос на рабочую силу прогнозируют в отраслях, связанных с импортозамещением, разработкой IT-продуктов и логистикой.

«Пандемия коронавируса наглядно продемонстрировала нам, что строить прогнозы о рынке труда в условиях новой реальности бессмысленно, — отмечают исследователи. — Российский бизнес показал сверхадаптивность, восстановившись быстрее, чем предполагали эксперты.

Падение спроса на кадры в пострадавших от ограничений отраслях компенсировалось огромным ростом в других сферах».

Однако в социальных сетях стали распространяться слухи, что государство не сможет одновременно поддерживать экономику в условиях давления санкций и выплачивать заработную плату работникам социальной сферы, а значит произойдут сокращения и среди бюджетников. В Минтруде назвали эту информацию фейком, успокоив граждан.

Россия подает хороший сигнал другим народам, отвергая попытки заставить ее с помощью санкций делать то, что не соответствует ее интересам.

Такое мнение в опубликованном в понедельник интервью газете «Известия» высказал замглавы МИД РФ Сергей Вершинин.

«Мы не будем просить снимать эти санкции.

Мы просто будем и дальше развивать свою экономику и свою способность к самостоятельному развитию при опоре на тех друзей и единомышленников, которые у нас есть.

И Россия, отвергая такой диктат и попытки заставить нас сделать то, что не отвечает нашим интересам за счет санкций, дает хороший сигнал другим народам. И думаю, этот сигнал виден и будет заметен», — сказал Вершинин, отвечая на вопрос о перспективах новых санкций в отношении РФ.

Специально для «Столетия»