В. И. Ленин о марксистском понимании войны
На модерации
Отложенный
Из работы «Ответ П. Киевскому (Ю. Пятакову)»
Защита отечества есть ложь в империалистской войне, но вовсе не ложь в демократической и революционной войне. Разговоры о “правах” кажутся смешными во время войны, ибо всякая война ставит прямое и непосредственное насилие на место права, но из-за этого нельзя забывать, что бывали в истории в прошлом (и наверное будут, должны быть в будущем) войны (демократические и революционные войны), которые, заменяя на время войны всякое “право”, всякую демократию насилием, служили по своему социальному содержанию, по своим последствиям, делу демократии и, следовательно, социализма.
***
Гражданская война есть тоже война; следовательно, и она неминуемо должна ставить насилие на место права. Но насилие во имя интересов и прав большинства населения отличается иным характером: оно попирает “права” эксплуататоров буржуазии, оно неосуществимо без демократической организации войска и “тыла”. Гражданская война насильственно экспроприирует, сразу и прежде всего, банки, фабрики, железные дороги, крупные сельскохозяйственные имения и т. д. Но именно для того, чтобы экспроприировать все это, надо ввести и выбор всех чиновников народом и выбор офицеров народом и полное слияние армии, ведущей войну против буржуазии, с массой населения, и полную демократию в деле распоряжения съестными припасами, производства и распределения их и т. д. Целью гражданской воины является завоевание банков, фабрик, заводов и пр., уничтожение всякой возможности сопротивления буржуазии, истребление ее войска. Но эта цель недостижима ни с чисто военной, ни с экономической, ни с политической стороны без одновременного, развивающегося в ходе такой войны, введения и распространения демократии среди нашего войска и нашего “тыла”. Мы говорим массам теперь (и массы инстинктивно чувствуют нашу правоту, когда мы говорим им это): «вас обманывают, ведя на войну ради империалистского капитализма и прикрывая ее великими лозунгами демократии”. “Вы должны вести и вы поведете войну против буржуазии действительно демократически и в целях действительного осуществления демократии и социализма”. Теперешняя война соединяет и “сливает” народы коалиции посредством насилия и финансовой зависимости. Мы в своей гражданской войне против буржуазии будем соединять и сливать народы не силой рубля, не силой дубья, не насилием, а добровольным согласием, солидарностью трудящихся против эксплуататоров.
(ПСС, т. 30, с. 69-74).
Из работы В. И. Ленина «О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме»
…обыватели способны всякую войну оправдать, говоря “мы защищаем отечество”, тогда как марксизм, не принижающий себя до обывательщины, требует исторического анализа каждой отдельной войны, чтобы разобрать, можно ли считать эту войну прогрессивной, служащей интересам демократии или пролетариата, в этом смысле законной, справедливой и т. п.
Лозунг защиты отечества есть сплошь да рядом обывательски-несознательное оправдание войны, при неумении исторически разобрать значение и смысл каждой отдельной войны.
Марксизм дает такой анализ и говорит: если “действительная сущность” войны состоит, например, в свержении чуженационального гнета (что особенно типично для Европы 1789—1871 гг.), то война прогрессивна со стороны угнетенного государства или нации. Если “действительная сущность” войны есть передел колоний, дележ добычи, грабеж чужих земель (такова война 1914-1916 гг.), — тогда фраза о защите отечества есть “сплошной обман народа”.
Как же найти “действительную сущность” войны, как определить ее? Война есть продолжение политики. Надо изучить политику перед войной, политику, ведущую и приведшую к войне. Если политика была империалистская, т. е. защищающая интересы финансового капитала, грабящая и угнетающая колонии и чужие страны, то и война, вытекающая из этой политики, есть империалистская война. Если политика была национально-освободительная, т. е. выражавшая массовое движение против национального гнета, то она, вытекающая из такой политики, есть национально-освободительная война.
Обыватель не понимает, что война есть “продолжение политики”, и потому ограничивается тем, что-де “неприятель нападает”, “неприятель вторгся в мою страну”, не разбирая, из-за чего ведется война, какими классами, ради какой политической цели... Для обывателя важно, где стоят войска, кто сейчас побеждает. Для марксиста важно, из-за чего ведется данная война, во время которой могут быть победителями то одни, то другие войска…
Коротко: война между империалистскими (т. е. угнетающими целый ряд чужих народов, опутывающими их сетями зависимости от финансового капитала и пр.) великими державами или в союзе с ними есть империалистская война. Такова война 1914-1916 гг. “Защита отечества” есть обман в этой войне, есть оправдание ее.
Война против империалистских, т. е. угнетательских держав со стороны угнетенных (например, колониальных народов) есть действительно-национальная война. Она возможна и теперь. “Защита отечества” со стороны национально-угнетенной страны против национально-угнетающей не есть обман, и социалисты вовсе не против “защиты отечества” в такой войне…
Отрицать “защиту отечества”, т. е. участие в войне демократической, есть нелепость, не имеющая ничего общего с марксизмом. Прикрашивать империалистскую войну применением к ней понятия “защиты отечества”, т.е., выдавая ее за демократическую, значит обманывать рабочих, переходить на сторону реакционной буржуазии.
(ПСС, т. 30, с. 77-85).
Из работы В. И. Ленина «Военная программа пролетарской революции»
Одно из самых основных свойств империализма заключается как раз в том, что он ускоряет развитие капитализма в самых отсталых странах и тем самым расширяет и обостряет борьбу против национального угнетения. Это — факт. И отсюда неизбежно следует, что империализм должен в нередких случаях порождать национальные войны.
Юниус, защищающий в своей брошюре упомянутые “тезисы”, говорит, что в империалистскую эпоху всякая национальная война против одной из империалистских великих держав приводит к вмешательству другой, конкурирующей с первой и также империалистской великой державой, и, таким образом, всякая национальная война превращается в империалистскую. Но и этот довод неправилен. Это может быть, но это не всегда так бывает. Многие колониальные войны в годы 1900— 1914 пошли не этим путем. И было бы просто смешно, если бы мы заявили, что, например, после теперешней войны, если она закончится крайним истощением воюющих стран, “не может” быть “никаких” национальных, прогрессивных, революционных войн со стороны, скажем, Китая в союзе с Индией, Персией, Сиамом и т. д. против великих держав.
Отрицание всякой возможности национальных войн при империализме теоретически неправильно, исторически явно ошибочно, а практически оно равняется европейскому шовинизму…
Во-вторых. Гражданские войны — тоже войны. Кто признает борьбу классов, тот не может не признавать гражданских войн, которые во всяком классовом обществе представляют естественное, при известных обстоятельствах неизбежное продолжение, развитие и обострение классовой борьбы. Все великие революции подтверждают это. Отрицать гражданские войны или забывать о них — значило бы впасть в крайний оппортунизм и отречься от социалистической революции.
В-третьих, победивший в одной стране социализм отнюдь не исключает разом вообще все войны. Наоборот, он их предполагает. Развитие капитализма совершается в высшей степени неравномерно в различных странах. Иначе и не может быть при товарном производстве. Отсюда непреложный вывод: социализм не может победить одновременно во всех странах. Он победит первоначально в одной или нескольких странах, а остальные в течение некоторого времени останутся буржуазными или добуржуазными. Это должно вызвать не только трения, но и прямое стремление буржуазии других стран к разгрому победоносного пролетариата социалистического государства. В этих случаях война с нашей стороны была бы законной и справедливой. Это была бы война за социализм, за освобождение других народов от буржуазии. Энгельс был совершенно прав, когда в своем письме к Каутскому от 12 сентября 1882 года прямо признавал возможность “оборонительных войн” уже победившего социализма. Он имел в виду именно оборону победившего пролетариата против буржуазии других стран.
Только после того, как мы низвергнем, окончательно победим и экспроприируем буржуазию во всем мире, а не только в одной стране, войны станут невозможными. И с научной точки зрения будет совершенно неправильно и совершенно нереволюционно, если мы будем обходить или затушевывать как раз наиболее важное: подавление сопротивления буржуазии, — наиболее трудное, наиболее требующее борьбы при переходе к социализму. “Социальные” попы и оппортунисты всегда готовы мечтать о будущем мирном социализме, но они как раз тем и отличаются от революционных социал-демократов, что но хотят думать и помышлять об ожесточенной классовой борьбе и классовых войнах для осуществления этого прекрасного будущего.
Мы не должны допустить, чтобы словами нас вводили в обман. Например, понятие “защита отечества” многим ненавистно, потому что откровенные оппортунисты и каутскианцы прикрывают и затушевывают им ложь буржуазии в данной хищнической войне (Ленин имеет ввиду Первую мировую войну 1914-1918 гг. – прим. ред.). Это факт. Но из этого не следует, что мы должны разучиться размышлять над значением политических лозунгов. Признавать “защиту отечества” в данной войне значит считать ее “справедливой”, соответствующей интересам пролетариата, — и ничего больше и еще раз ничего, потому что вторжение не исключается ни в какой войне. Было бы просто глупо отрицать “защиту отечества” со стороны угнетенных народов в их войне против империалистских великих держав или со стороны победившего пролетариата в его войне против какого-нибудь Галифе буржуазного государства.
Теоретически было бы совершенно ошибочно забывать, что всякая война является только продолжением политики другими средствами; теперешняя империалистская война является продолжением империалистской политики двух групп великих держав, и эта политика порождена и питается совокупностью отношений империалистской эпохи. Но та же эпоха необходимо должна породить и питать и политику борьбы против национального угнетения и борьбы пролетариата против буржуазии, а потому и возможность и неизбежность, во-первых, революционных национальных восстаний и войн, во-вторых, войн и восстаний пролетариата против буржуазии, в-третьих, объединения обоих видов революционных войн и т. д.
***
Угнетенный класс, который не стремится к тому, чтобы научиться владеть оружием, иметь оружие, такой угнетенный класс заслуживал бы лишь того, чтобы с ним обращались, как с рабами. Не можем же мы, не превращаясь в буржуазных пацифистов или оппортунистов, забыть, что мы живем в классовом обществе и что из него нет и быть не может иного выхода, кроме классовой борьбы. Во всяком классовом обществе, — будь оно основано на рабстве, крепостничестве или, как теперь, на наемном труде, — угнетающий класс бывает вооруженным. Не только теперешнее постоянное войско, но и теперешняя милиция — даже в самых демократических буржуазных республиках, например, в Швейцарии — есть вооружение буржуазии против пролетариата. Это — такая элементарная истина, что особенно останавливаться на ней едва ли есть надобность. Достаточно напомнить употребление войска против стачечников во всех капиталистических странах.
Вооружение буржуазии против пролетариата есть один из самых крупных, основных, важнейших фактов современного капиталистического общества. И перед лицом такого факта революционным социал-демократам предлагают, чтобы они выставили “требование” “разоружения”! Это равносильно полному отказу от точки зрения классовой борьбы, отречению от всякой мысли о революции. Нашим лозунгом должно быть: вооружение пролетариата для того, чтобы победить, экспроприировать и обезоружить буржуазию. Это — единственно возможная тактика революционного класса, тактика, вытекающая из всего объективного развития капиталистического милитаризма, предписываемая этим развитием. Лишь после того, как пролетариат обезоружит буржуазию, он может, не изменяя своей всемирно-исторической задаче, выбросить на слом всякое вообще оружие, и пролетариат, несомненно, сделает это, но только тогда, никоим образом не раньше.
(ПСС, т.30. с.133-136)
Комментарии
Если политика национально-освободительная, т. е. выражает интересы народа, его борьбу против национального гнета, то и война, вытекающая из такой политики, есть национально-освободительная война.
Если главным содержанием политики пролетариата в его классовой борьбе против буржуазии является освобождение от капиталистического рабства, то и гражданская война (революция) пролетариата против буржуазии есть продолжение той же освободительной политики.
стремление пресечь революционное движение пролетариата и демократии внутри стран, стремление одурачить, разъединить и перебить пролетариев всех стран, натравив наемных рабов одной нации против наемных рабов другой на пользу буржуазии — таково единственное реальное содержание и значение войны.»
В.И.Ленин, ПСС, т.26, с.1
ну а если уПАРТИИ есть ВОЖДЬ ....А где кто видел в жизни ПАР ИЮ без Вождя ,то и Социализм ПАРТИИ будет уже не столько Партийным Социализмом.а станет СОЦИАЛИЗМОМ ВОЖДЯ .
вот как тогда быть с сутью СОЦИАЛИЗМА -властью в стране СОЦИУМА ?
Социум это ВСЕ жители страны .
отдать власть над собою ,своим домом .своей улицей .своим городом .и даже столицею-где сидит Вождь Партии -простому жителю ?
И сделать это ради правильности ИЗМА ?
Да где вы такую СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ партию видели? и где вы такого вождя -чтобы он на человечка простогов деревне дальней работал смогли найти ?
НЕТ такого в жизни .и наверное и не будет .
Жизнь Идейности попавшей во Власть не более двух поколений .а потом Гнильё вместо идейности .
и ХАПОК Деточек из ноовой аристократии-партийной .
70 лет СССР продержался.
ТРЁХ поколений хватило для полного сгнивания ИДЕИ .
Теперь снова отсчитываем ТРИ поколениядля Новой России _РФ-России.
Но наверноеТРИ поколения для неё это слишком много .
Сгниёт с нашим капитализмом РОССИЯНСКИМ ещё раньше .
Коммунизм и социализм--это для человека
А вы мне про обезьян прямо-ходящих
Только воспитанием только внутренними на это потребностями
А не существо пропаганды....
Не ужели это так сложно осознать?
А кто сказал, что это легко быть человеком
Это макакой просто
вот вы сами может и не сознавая этого подвели к сути всех Измов .
ОНИ для кого-то .какой Изм .-для того и Строй .
Рабовладение -ХОЗЯИН рабов с рабами -скотом двуногим .
-Феодализм -для Хозяина земли с зависящими от него жителями .
-Капитализм-для хозяев предприятий с нанимаемыми им работниками .
-Социализм,-для ПАРТИИ, ВОЖДЯ и Советской власти.
Кем им были жители страны ?Налогоплательщиками .
Работниками Наёмными .
Землепашцами в колхозах КОЛЛЕКТИВНЫХ хозяйствах.
КТО владел ,пользовался и распоряжался землею и недрами ?
Кто владел пользовался и распоряжался квартирами ,домами многоквартирными .и городами .с селами и деревнями ?
Какую роль в стране играли жители страны?
Были ли жители ХОЗЯЕВАМИ страны или кто-то другой Владел .распоряжался и пользовался имуществом страны ?
Вот по честным ответам на эти вопросы и можно определить ИЗМ в стране.
Вопросы не простые .
Ответить на них честно не каждый пожелает .
Владение -
Пользование -
Право продажи и распоряжения имуществом -вот по этим признакам определяют ХОЗЯИНА ИМУЩЕСТВА .
Владелец имущества страны -от этого и ИЗМ страны .
вот вы сами может и не сознавая этого подвели к сути всех Измов .
ОНИ для кого-то .
какой Изм -для того и Строй .
Рабовладение -ХОЗЯИН рабов с рабами -скотом двуногим .
-Феодализм -для Хозяина земли с зависящими от него жителями .
-Капитализм-для хозяев предприятий с нанимаемыми им работниками .
-Социализм-для ПАРТИИ, ВОЖДЯ и Советской власти с народом.
Кем были жители страны ?
Налогоплательщиками .
Работниками Наёмными .
Землепашцами в колхозах КОЛЛЕКТИВНЫХ хозяйствах.
КТО владел ,пользовался и распоряжался землею и недрами ?
Кто владел пользовался и распоряжался квартирами ,домами многоквартирными .и городами .с селами и деревнями ?
Какую роль в стране играли жители страны?
Были ли жители ХОЗЯЕВАМИ страны
или кто-то другой Владел .
распоряжался
и пользовался имуществом страны ?
Вот по честным ответам и можно определить ИЗМ в стране.
Вопросы не простые .
Владение -
Пользование -
Право продажи -вот по этим признакам определяют ХОЗЯИНА ИМУЩЕСТВА .
Владелец имущества страны -от этого и ИЗМ страны .
И все знаки без33букв использую ...
Ну а если выженщина .то думать вам красивым и вовсе не обязательно.для этой работы мужики есть.
А если ответить правду ,то получится простейшее -мы определим строй в СССР как вождизм основанный на ПАРТОКРАТИИ .-а власти Социума -жителей -хозяев своих жилищ в этом строе и близко не было .
Просители и Очередники .-вот суть основной массы народов России-СССР.
Это и был Советский народ.
Карьеру без Членства не сделаешь.
Квартиру если ты смутьян .не получишь.-начальство.профсоюз и партия отодвинут тебя в конец очереди .
вот и создался наш СОВЕТСКИЙ ,Социалистическоий народ .Сначала его создавали для СТАЛИНА -отца Народов СССР.
Потом мы стали народом для Партии .
и всегда у создателей народа не хватало времени жизни Вождя.
и не хватило времени жизни КПСС.для создания народа для КПСС.
НЕДОДЕЛАННЫЙ народ .-вот это постоянное состояние РОССИЯН из Россий.
Не желаете видеть всё это .суёте головы в цитатники.и прячетесь в них от жизни .
ну можно и так себе устроить комфортную жизнь для сознания своего .
То как мы воспринимаем жизнь -такой она для нас и есть.
В чужую голову своих тараканов не запустишь .
А в свою голову не пустим чужих тараканов .
У каждого своё .