Исторический прототип Иисуса Христа: три лжепророка Иудеи

На модерации Отложенный
 
Исторический прототип Иисуса Христа: три лжепророка Иудеи
 

Не одной, и даже… не двумя статьями канал пытается нащупать физические корни происхождения легенды, которая легла в основу главного христианского мифа, была сдобрена искажёнными преданиями евреев или других народов, населявших тогдашнюю Палестину. Тема зашла, комментарии радуют временами.

Само собой, отправной точкой для поисков всегда и для всех исследователей является контекст и причины распятия Иисуса из Назарета. Только здесь можно найти какие-то исторические источники времён Римской Империи, проверить ими евангельское жизнеописание Христа, не выдерживающее никакой критики. Хоть здравым смыслом, хоть документальными свидетельствами.

Для истовых христиан, верующих в Иисуса как в «Спасителя, Сына Божьего», — он личность вне времени, с полным набором уникальных, неповторимых и сверхъестественных характеристик и параметров. Пусть, их выбор. Как и для тех верующих, что не знакомы с античным миром, видят в распятии Мессии событие вселенской значимости, уникальное, не имеющее аналогов в мировой истории.

По другую сторону баррикад вселенского спора расположились евреи, крайне пострадавшие во время многовековой карательной операции «Христоубийцы». Они не отрицают факт существования некоего Иисуса, как исторического персонажа. Просто смотрят на происшествие под очень специфическим углом, вне контекста собственно еврейской истории I века. Был и был какой-то еретик-рабби, ничего странного, всех разве упомнишь…

 
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Что такое Иудея.

Первая ловушка, в которую попадают большинство искателей реального исторического персонажа по имени Иисус из Назарета, — полное непонимание общественных реалий провинции Иудея в период римского владычества, роли религии и политики в ту эпоху, их соотношения в пропорции. Это в поздние времена стала проводиться демаркационная линия «богу — богово, кесарю — кесарево».

Но евреи, в среде которых родился, воспитывался, учился и проповедовал, а потом и умер Назаретянин, — не отделяли «религию» от «политики». Иудаизм первого века — чистой воды «политическая религия», как классический ислам. Не просто абстрактная вера в некое божество, а строгий свод правил общественного устройства. Это называется греческим словом, которое ввёл в обиход римско-еврейский историк Флавий, — «politeia».

Так была названа им Моисеева Тора, когда писатель попытался объяснить эллинистическому романскому миру: патриарх, первый еврейский законодатель предложил человечеству идеальную политическую конституцию устройства общества в целом, сделав шаг вперёд в развитии монотеизма, дополнив своё учение «заветами» — правилами жизни отдельных индивидуумов.

Слово «теократия», столь часто нами повторяемое, — изобретение того же Иосифа Флавия, неологизм, чтобы точнее описать еврейское общество, живущее по законам Торы. Он столкнулся с проблемой в своих трудах: как объяснить эллинам, чем иудаизм отличается от их верований. Различий между политикой и религией у язычников великого Рима тоже не существовало. Это было неотъемлемой часть государственной жизни.

Еретиков, кощунствующих над богами Олимпа… казнили как изменников императору и предателей государства. Несколько раз в эти жернова репрессий попадали первые христиане, если мечтали стать мучениками, либо неосторожно посмели обозвать Аполлона — богомерзким идолищем. Или просто бунтовали против владычества Рима… «неправильно», используя неверную религиозную терминологию.

 
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Иудаизм был точно такой же «политической религией». Это прекрасно демонстрируется историческим эпизодом разрушения Храма, последующих кровавых антиримских восстаний, которые вообще могли поставить точку в самом факте существования евреев.

Но вовремя сообразившие грядущую опасность, оставшиеся в живых трезвомыслящие евреи (как Иосиф Флавий) остановились. Осознали тщетность ведения безнадёжной вооружённой борьбы против Рима, свои религиозные и политические игрища спрятали глубоко и надолго в рассеянных по миру общинах. Именно внутрь анклавов направив учение Торы, оставив вопросы мировой политики всевышнему.

Но до той поры отрезвления ещё добрая сотня лет, во времена гипотетического Иисуса Назаретенина — всё было иначе. В период между его возможной казнью и редакцией первого документа ортодоксального иудаизма (Мишны) случились три беспрецедентных по своим масштабам восстания против Рима. Это так называемые Великое Восстание, Восстание Диаспоры и восстание Бар-Кохбы.

Все эти Иудейские войны стали последствием религиозных идеологий евреев, возглавлялись еврейскими религиозными деятелями. Не раз и не два они провозглашали себя «царями», «князьями» и «мессиями». То есть, очень скоро Рим понял: харизматичные иудейские проповедники, собирающие вокруг себя стада последователей, — страшная угроза правопорядку в провинции. Их учения — вызов Pax Romana (римскому миру). Кстати, были полностью правы.

Череда Мессий.

Итак, поскольку евангельские чтения неточны, искажены, порой абсурдны и нелепы, но знания исторического контекста возможной жизни Иисуса позволяют подвигать «напёрстки» даже в этих материях. Понять, что же там такого произошло в Иудее в первые годы новой эры. Сначала откроем крайне любопытное чтиво за авторством фарисея Шауля Тарсийского (апостола Павла), ставшего последователем Иисуса.

В 21-ой главе «Деяний» говорится: Павел явился в Иерусалимский Храм, хотел объявить «об окончании дней обета четырёх назореев и принести полагающиеся жертвы». К его удивлению в святая святых Иерусалима начались беспорядки. Ортодоксы заподозрили Павла, мол… привёл в Храм неевреев, что категорически было запрещено. Толпа священников была намерена осудить (даже линчевать) апостола.

 
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

В свару вмешивается командир римского отряда, который обеспечивал порядок и безопасность в Иерусалимском Храме. Солдаты отобрали смутьяна Павла у разъярённых священников, заперли его в храмовой крепости Антонии (северо-западный угол комплекса). Там происходит разговор апостола с римлянином:

«Павел сказал тысяченачальнику: можно ли мне сказать тебе нечто? А тот сказал: ты знаешь по-гречески? Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвёл возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников («сикариев»)».

А перед этим, в тех же «Деяниях» (6-я глава) описан другой любопытный, вполне проверяемый исторический эпизод. Когда ученики Иисуса были доставлены в Синедрион (верховный еврейский суд) по обвинению в учинении беспорядков, неподчинению властям Храма. Но известный фарисей раббан Гамлиэль посоветовал оставить их в покое, напомнив присутствующим, что возможная «богоизбранность» их учителя — недоказуемый факт, а судилище над Мессиями приводит к кровавым последствиям:

«Мужи Израильские! Незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырёхсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлёк за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались».

Итак, получаем ещё двух персонажей, которых автор «Деяний» считает погибшими лидерами бунтовщиков Иудеи. Без подробностей: кто такие, во что верили, чем ранее занимались. По великому счастью, они упоминаются Иосифом Флавием в «Иудейской войне» и «Иудейских древностях». Историк так же знает о «Египтянине», который всплывает в разговоре командира римского гарнизона и апостола Павла.

 
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Мало того, что Флавий их знает, так и объясняет — почему римляне от них избавились. Хотя история со всем известным Иисусом Христом является поздней вставкой в его исторические труды, картины совсем не меняет. Просто дополняет контекст наших историй, демонстрирует: как великий Рим относился к иудейским проповедникам и религиозным несистемным лидерам.

Не обошлось без ошибок, труды Иосифа Флавия уличают автора «Деяний» в незнании хронологии исторических фактов. Иуда Галилеянин «явился во времена переписи», проводимой римским прокуратором Сирии Квиринием в 6-м году новой эры, — это чистая правда.

Но предшествовавший ему Февда… на самом деле был казнён римским прокуратором Фадом. Правил сей муж Иудеей в 44-46 годах. Автор «Деяний» перепутал многое: порядок появления обоих смутьянов, привод в суд учеников Иисуса (судя по 6-й главе — на дворе был 37-й год). Про Февду историк рассказывает:

«Во время наместничества Фада в Иудее некий Февда, обманщик, уговорил большую массу народа забрать с собою всё имущество и пойти за ним, Февдою, к реке Иордан. Он выдавал себя за пророка и уверял, что прикажет реке расступиться и без труда пропустить их. Этими словами он многих ввёл в заблуждение.
Однако Фад не допустил их безумия. Он выслал против них отряд конницы, которая неожиданно нагрянула на них, многих из них перебила и многих захватила живьём. Самому Февде отрубили голову и повезли её в Иерусалим». (Иудейские древности)

Один момент стоит растолковать, греческое слово « «goe_s». Обычно его трактуют как «обманщик». Но в те времена имело более конкретный смысл — «колдун, шарлатан», и чаще всего — «лжепророк», обманывающий приличную доверчивую паству, обязательно назначающий себя богоизбранным Мессией, коль мы говорим об Иудее.

Символическое деяние Февды, обещавшего «разделить воды реки Иордан и пересечь её посуху», — это понятная отсылка к библейской истории о Моисее, разверзшего воды Красного Моря. Должна символизировать еврейское вторжение в Землю Обетованную, освобождение её от ненавистных язычников (в данном контексте — римлян). Вот почему столь жёстко реагирует римский прокуратор Фад, вырезав под корень псевдо-моисеево воинство Февда.

«Египтянин», о котором тоже упоминают все три источника, — «Деяния», «Иудейская война» и «Древности». Флавий растолковывает: в Иудее появилась новая страшная напасть, так называемые «сикарии» (кинжальщики). Иногда они фанатики-террористы, но вполне берутся за наёмные убийства. Приканчивают жертв коротким кинжалом (лат. sica), изобретательно пряча его в широких складках одежды.

 
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Это было серьёзной проблемой для римского владычества, сикарии держали в страхе и ужасе всю провинцию. В «Иудейской войне» читаем:

«В придачу к этим (сикариям) образовалась и другая категория негодяев, хотя и менее преступных в действиях, но по намерениям ещё более порочных, ибо они причиняли благополучию города (Иерусалима) не меньший вред, нежели убийцы.
Эти лжецы и мошенники, притворявшиеся боговдохновенными, на самом деле готовили планы переворота. Они приводили народ в исступление и выводили его за пределы города в пустынную местность под тем предлогом, что там Бог явит им знамения приближающейся свободы».

Приводится эпизод, когда прокуратор (префект) Иудеи Феликс (52-60 годы н. э.) послал всю свою армию на подавление мятежа «пустынников».

Но сразу после этого появился «лжепророк из Египта»:

«...собравший вокруг себя около 30 тысяч простаков и провёл их пустынной местностью к Масличной горе, откуда намеревался силой войти в Иерусалим, подавить римский гарнизон и захватить верховную власть, сделав соучастников своими телохранителями».

Римлянин Феликс выступил из Иерусалима во главе когорт тяжёлой пехоты, ему помогали все жители города. После сражения «Египтянин» с горсткой соратников скрылся, его людей убили, взяли в плен, но большинство тихонько разбежалось по домам.

А теперь о сути мятежа, почему лжепророка поддержало столь много евреев. Тридцать тысяч — это впечатляющая цифра. Египтянин опять использует ветхозаветную историю, обещает:

«...легковерным иудеям показать, как по его мановению падут иерусалимские стены, так что, по его словам, они будто бы свободно пройдут в город».

Иерихон, не иначе. А предводитель мятежа — не меньшая фигура, какой был Иисус Навин, освободивший Землю Обетованную от поганых ханаанеев. Но немаловажный факт: согласно Иосифу, еврейское население Иерусалима помогало римскому прокуратору в расправе над «Египтянином» и его сумасшедшими последователями.

 
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Теперь сличаем показания, «Деяния» в эпизоде с Павлом вполне могут говорить правду. Римский тысячник, спасший апостола от фарисеев Храма, решил: священнослужители поймали лидера того восстания, «Египтянина». И решили покарать его за страдания, которые лжепророк навлёк на несчастных, обманутых евреев.

Главный подозреваемый.

Наиболее любопытным историческим персонажем является описанный Иосифом Флавием — Иуда Галилеянин (или «Иуда из Гамлы» по иудейским источникам). Он упомянут в контексте перехода власти в Иудее: от сына Ирода Великого (этнарха Архелая) — к прямому римскому правлению.

То есть, описаны события 6-го года новой эры. А римляне затеяли перепись населения, что производилась только в случае прямой аннексии, устранении главных элементов местного самоуправления. Первым римским префектом Иудеи стал некто Копоний:

«...и в это время галилеянин по имени Йеуда пытался склонить местное население к мятежу, браня тех, кто платит подати римлянам и подчиняется человеческому правлению после того, как евреями правил один только Бог. Он был законоучителем и имел своих собственных последователей, и учение его ни в чём не было схоже с остальными учениями».

А вот это уже интересно. Иосиф Флавий именно после этих строк начинает растолковывать своим читателям-эллинам суть иудаизма: «среди евреев существуют три философские школы, приверженцы которых называют себя фарисеями, саддукеями и ессеями». Историк говорит, эти «секты» — полностью легитимны, используют принципы внутренней демократии, плюрализм мнений. Мол… не варвары какие-то.

Что же касается Иуды Галилеянина, то его «секта» (четвертая философия) — противозаконна, нелегитимна, чужда духу «истинного иудаизма». Ставший добропорядочным римским гражданином Флавий осуждает мятежника Иуду, видит в нём угрозу. Прав полностью: после смерти Галилеянина его последователи продолжили сопротивляться Риму. Это привело к Великому Восстанию, разрушению Храма.

 
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Роль Иоанна Крестителя.

Только благодаря ему многое становится понятным в запутанной истории мятежа Галилеянина. Этот религиозный деятель тоже пострадал из-за собственной популярности среди евреев. Только называть Иоанна — «Крестителем»… крайне опрометчиво. Никакого отношения к кресту и христианскому «крещению» он не имеет.

В греческом оригинале Евангелий и «Древностях» его зовут Иоанн «Омывающий». То есть, практикующий иудейские ритуалы омовений периода Второго Храма. Это стандартная процедура, вроде ничего особенного. Только благодаря христианским искажённым преданиям Нового Завета становится понятно — кто он таков на самом деле, почему попал на страницы вечной книги.

Иоанн «Омывающий» был основателем новой, крайне прогрессивной секты апокалипсического толка. Поэтому, к этим еретикам и примкнул библейский Иисус, усмотрев в ритуале омовений более глубокий смысл. Эпизод «крещения» Христа был хорошо известен первым христианам, а последующие богословы сломали немало мозгов, чтобы «подчинить Иоанна Иисусу».

Эту нелепицу они придумали через искажение иудейских ветхозаветных пророчеств и высказываний, где самой главной ложью стала фраза: «идущий за мной больше меня». На самом деле, если уж правильно понимать синоптические Евангелия — новозаветный Иисус ушёл от своего учителя, создал собственный «кружок по интересам».

Это ненароком подтверждают сами христиане, по неосмотрительности оставив в «Деяниях» эпизод с апостолом Павлом в Эфесе, встретившего группу «братьев», последователей Иоанна Крестителя, не имевших представления об Иисусе.

Евангелисты Марк и Матфей тоже слышали звон, да не ведали — откуда он. Рассказали нелепую историю: тетрарх Ирод Антипа (сын царя Ирода Великого), управлявший Галилеей и Переей, — заточил Иоанна в темницу. Якобы за обличение кровосмесительного союза царя с собственной невесткой. Затем Антипа усёк Иоанну голову по просьбе дочери своей новой жены. Иосиф Флавий рассказывает более правдоподобную историю.

«Некоторые иудеи видели в уничтожении войска Ирода (набатейским царём Аретой IV) вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убиение Иоанна.
Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести добродетельный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивое чувство к Предвечному и собираться для омовения».
 
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Тонкость религиозная. Иоанн учил: его ритуальное омовение будет угодно богу, не только как искупление различных грехов, но и для освящения своего тела. При условии, что перед процедурой верующий «заранее очистит свою душу». Именно поэтому его ритуалы пользовались бешеной популярностью, они «возвышали душу», выписывали абонемент напрямую в Царство Божие. А Ирод (совершенно справедливо) усмотрел в этом «metabole» (революцию).

«Иоанн был в оковах послан в Махерон, вышеуказанную крепость, и там казнён». (Иудейские древности)

Иоанн, проще говоря, поставил абсолютно проримского Ирода перед нелёгким выбором. Зрел бунт «возвысившихся душой» сектантов: отрицающих ортодоксальный смысл омовений; уже спасшихся иорданскими купаниями; готовых выступить против Рима и соглашателей-иудеев. Либо нужна была срочная ликвидация главного смутьяна — Иоанна. Ирод выбрал последнее, массовое пролитие крови соотечественников посчитав излишним.

Выводы.

Теперь всё собираем в кучу, вычленяем три главных фактора со всеми этими «Мессиями», включая мифического Иисуса Христа из Назарета. Во-первых, описание их деятельности; во-вторых — как пророческое служение воспринималось посторонними наблюдателями (тем же Иосифом Флавием); и третье — как на Мессий реагировали римляне, их высокопоставленные союзники-иудеи.

Харизматические предводители звали за собой народ, опираясь на знание ветхозаветных историй и пророчеств, обещая чудеса и знамения грядущей свободы. Деятельность «Египтянина» и смутьяна Февды совмещала чудотворство и глубокие символические действия времён Моисея и Иисуса Навина, главных патриархов-освободителей в истории евреев.

Само собой, римский гражданин Флавий осуждает таких обманщиков суеверного и тёмного народа, считает их «колдунами и лжепророками». Римляне особо не заморачивались в распутывании исторических смыслов и контекстов. Для них любой несистемный предводитель большой группы людей — мятежник, пусть хоть за сохранение популяции сусликов ратует.

Воды Иордана может руками раздвигать, молитвой стены Иерусалима обрушить? Это вообще за гранью здравого смысла, эллины-язычники в такую чушь не верили. Но особым отягчающим обвинением являлось голословное утверждение таких Мессий — мол, я «царь» или «князь». Это заявка на другой уровень суда, сознательный подрыв владычества Рима.

Прокураторы вряд ли были в курсе, что это еврейское слово не имеет смысла: «наследственный аристократ царского рода, претендующий на законный престол», достаточно самого определения «царь». Т.е., самозванец, поскольку все остальные государи Иудеи хорошо известны, принесли соответствующие клятвы императору, сидят тихо по своим сатрапиям варварским. Все остальные «цари» обязаны стать пищей воронья или смазкой меча палачей.

 
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Евангелисты кривят душой, говоря о «мирной проповеди» Иисуса. Мол, не обещал своим последователям физическое освобождение от римского ига. Так система в Иудее не работала, его никто не посчитал бы Мессией из пророчества Исайи. Говоря «А» (о «царстве Божьем» на земле), такой проповедник обязан произнести «Б» (я царь Израиля из рода Давида, пришедший освободить Землю Обетованную от язычников).

Для римского префекта Понтия Пилата, который по всем свидетельствам не отличался умом, образованностью и даже коррупционной сообразительностью, — все эти тонкости еврейских обычаев и терминологии были чужды. Презираемы, как их носители — «мерзкие варвары». Но на что был обязан обратить внимание — умаление власти императора.

Все Мессии собирали толпы последователей, отрицали религиозную власть Синедриона и соглашателей, намеревались провести властные рокировки. А эти изгнания бесов, излечения больных, отверзания очей слепым и воскрешения мертвецов — малозначимые для римского правосудия байки. Они лишь усиливали народную тёмную веру в Спасителя, даже если он был обычным шарлатаном и бродячим факиром.

Только единожды произнесённое слово «Царь» (лично или народной молвой) такого персонажа отправляло прямиком на крест. Ведь обычно за таким заявлением вспыхивали бунты и восстания. Знали такую особенность собственного народа иерусалимские первосвященники и наследники Ирода Великого, превентивно стараясь купировать революционный порыв. Поэтому, евангелист Иоанн придумывает им некое оправдание, говоря о вымышленном суде Синедриона:

«Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот человек много чудес творит. Если оставим его так, то все уверуют в него, и придут Римляне и овладеют (уничтожат, заберут в рабство) и местом нашим и народом. … Лучше нам, чтобы один человек умер за народ, нежели чтобы весь народ погиб».
 
 
(Иллюстрация из открытых источников)
 
(Иллюстрация из открытых источников)

Кто мог быть историческим прототипом Иисуса Христа: «Египтянин», Февд или Иуда Галилеянин — решайте сами. Лично уверен, речь идёт о сыне последнего. Постараюсь отдельной статьей обосновать, не суть. В любом случае, библейского Иисуса не казнили за проповедь о пришествии «Царствия Небесного».

На это было наплевать великому Риму, его солдафонам-префектам Иерусалима. Они прямо и недвусмысленно же приколотили табличку над крестом какого-то казнённого еврея: «Царь Иудейский». Из Назарета он, или откуда ещё — вообще неважно. Сказав «А» — подразумевал «Б». Государственная измена…