Что будет, когда Европе надоест украинская война

На модерации Отложенный

Израильский обозреватель анализирует события 15-го дня войны - положение на фронтах и ситуацию с беженцами

Лагерь беженцев Краковец

Лагерь беженцев Краковец

(Фото: Давид Шехтер, посланник Сохнута, специально для "Вестей")

Одним из постулатов новояза в оруэлловской унтиутопии "1984" было "Война - это мир". А тех, кто подозревал, что это не совсем так, карали за мыслепреступление. Современная российская дипломатия мыслепреступлений себе не позволяет даже на самом высоком уровне, и именно поэтому Сергей Лавров в четверг, 10 марта, на полном серьезе после встречи со своим украинским коллегой заявил, что "на другие страны мы нападать не планируем. Мы и на Украину не нападали". То есть полторы сотни тысяч военнослужащих, танки, РЗСО, тактические ракетные комплексы, пересекли госграницу соседнего государства с целью чисто в гости наведаться.

 

Тем временем в мире

Лавров еще сказал, что никто с российской стороны не собирался обсуждать даже краткосрочное перемирие, поскольку ехали не за тем, но готовы были и будут говорить о гарантиях "безопасности украинского государства вместе с гарантиями безопасности европейских стран и, конечно, безопасности России". А это опять двадцать пять - НАТО к границам 1997-го года, демилитаризация и так далее. И, главное, никого в российском МИДе не смущает, что еще две -три недели назад с пеной у рта доказывали, что Россия не собирается воевать с Украиной, что войска на границе стоят для учений и вообще. Потом говорили, что не собираются оккупировать территорию соседней страны и говорят до сих пор... Меж тем по радио в районе Мариуполя красиво поставленным голосом диктор сообщает местным крестьянам, что посевная на носу и семена с удобрениями по согласованию с местной военно-гражданской администрацией можно купить в России по скидке, а продукции будет обеспечен выход на российский рынок. "Мы к вам заехали на час, вам крупно повезло" - это уже из советского еще мультика про бременских музыкантов.

Смысл встречи Лаврова и Кулебы, украинского министра иностранных дел, заключался, видимо, в самой встрече. Хотя и это непонятно зачем. Донести что-то до Путина? Попытаться договориться о встрече между ним и Зеленским? Путин Зеленского будет готов встретить - только не для переговоров, а для принятия фактической капитуляции. С учетом, что Зеленский на это не готов, то с точки зрения Кремля "пока не создана субстантивная база" для такой встречи...

Особенность современной войны - в массовом сознании - это скоротечность. События повседневной жизни очень быстро начинают выбивать из круга интересов и эмоций боевые действия, которые происходят где-то там. Средний обыватель ненадолго будет увлечен идеей, что за "свободу" придется платить лично ему из личного же кармана. Наплыв беженцев - только сейчас их в Европе уже за два миллиона - приведет к социально-демографическим изменениям, нагрузке системе здравоохранения и образования, плюс будет чувствоваться давление на рынке труда.

Туда же и подорожание газа и электричества... В конце концов обыватель затребует у своего правительства прекратить все это любым способом. Ему будет не интересна "борьба за свободу Украины". Европейские правительства это понимают, но вопрос: что, кроме запрета на поставки сырья, лекарств и продовольствия, еще осталось в арсенале санкций?

В России ситуация в сфере экономики тоже далеко не ахти - но некий запас прочности есть, хотя сегодня уже и был принят частичный запрет на экспорт пшеницы, ржи, кукурузы и сахара. Безработица тоже поползет вверх - только 850 отделений ресторанов "Макдональдс", это 62 тысячи рабочих мест, не говоря уже о закрывающихся заводах иностранных автопроизводителей... Вопрос, насколько хватит этого запаса прочности. В Москве рассчитывают на Китай - но сами китайцы, например, несмотря на вежливые улыбки и призывы к Западу учесть "российские озабоченности", отказались поставлять запчасти для западных "подсанкционных" самолетов, находящихся в распоряжении России.

А на фронте - на фронте без перемен. И это заставляет задуматься. Потому что в такой ситуации Россия начнет искать какой-то "переломный" момент. Так, чтобы одним бахом лишить украинскую власть легитимности в глазах Запада и собственного населения. Отсюда и все разговоры про возможную украинскую "ядерную" провокацию на Запорожской атомной электростанции или в Чернобыле. Отсюда весь бред про разработки совместно с американцами биологического оружия против "славянского генома" и исследования по его распространению с помощью перелетных птиц...

То, что Киев быстро взять не получится - понятно. То, что потери огромные - понятно. То, что отступать ни одна из сторон не готова - понятно. Непонятно, что будет предпринято в такой ситуации прежде всего Кремлем. Тот же Лавров сказал сегодня, что не верит в возможность ядерной войны: "Я не хочу в это верить и не верю. Обращаю ваше внимание, что ядерную тему вбрасывали исключительно западные представители, прежде всего натовцы. Конечно, это настораживает, когда Запад "по Фрейду" все возвращается и возвращается к этой теме". И тут уже вопрос, можно ли верить самому Лаврову, особенно после того, как Путин отдал приказ об "особом режиме несения службы" в ядерной триаде.

Официальная ядерная стратегия России предполагает использование тактического ядерного оружия ради "недопущения эскалации военных действий и их прекращение на приемлемых для Российской Федерации ( или ее союзников) условиях", хотя это и сформулировано в очень завуалированной форме. Западные военные и академические круги называют это "концепцией эскалации ради деэскалации" и немало лет считают, что Россия эту концепцию может претворить в жизнь. Честности ради стоит заметить, что и в американских уставных документах такая идея присутствует.... Остается только надеяться, что до этого не дойдет.

Однако факт остается фактом - перелом так или иначе должен произойти. Это диктует сама логика войны.