Почему Путин уже проиграл войну

На модерации Отложенный

Проф. Юваль Ноах Харари

И это совершенно не зависит от ее прямых результатов

Владимир Путин способен выиграть сражения, но все равно проиграть войну. Его мечта о возрождении Российской империи всегда базировалась на идее, что Украины никогда не была самостоятельным государством, а украинцы — самостоятельным народом. К тому же жители Киева, Харькова и Одессы спят и видят возвращение в объятия Москвы. Российский президент столько раз повторял эти небылицы, что, видимо, умудрился убедить в них даже самого себя.

Планируя вторжение в Украину, Путин опирался на большое количество разнообразных фактов — реальных и вымышленных. Он знал, что с военной точки зрения Россия гораздо сильнее Украины. Он понимал, что НАТО не отправит солдат на помощь Киеву. Он не сомневался, что европейская зависимость от российский углеводородов не приведет к жестким санкциям (особая надежда возлагалась на Германию), а коллективный Запад ограничится выражением «глубокой озабоченности». Он планировал жесткое и быстрое нападение на суверенное государство, уничтожение его руководства, создание марионеточного правительства — и выжидание, пока Европе не надоест воздевать глаза к небу.

Но в его грандиозном плане было один момент, который Путин не принял во внимание. Он забыл исторический урок, который был преподан американцам в Ираке, а СССР — в Афганистане: вторгнуться в страну легко, но удержать ее — гораздо сложнее. Российский президент знал, что у него есть силы разгромить Украину. Но он исходил из предположения, что украинский народ, уставший от «хунты», покорится и смирится с марионеточным правительством, навязанным ему Москвой.

Путин, опираясь на собственные представления, был, похоже уверен, что именно так и произойдет. Если так было в 2014 году в Крыму, который относительно спокойно «вернулся в родную гавань», то почему в 2022-м ситуация должна быть иной? Но каждый новый день показает, что российский президент ошибался. Украинский народ сопротивляется изо всех сил, а их стойкость и мужество вызывают уважение во всем мире.

Темные дни еще, возможно, настанут. Россияне способны захватить украинскую территорию. Но чтобы победить в этой войне, Россия должна будет удержаться. Это возможно лишь при условии, что украинцы примут новую власть. Уже сегодня этот сценарий выглядит практически нереальным. Каждый уничтоженный российский танк, каждый погибший российский солдат лишь усиливают украинское сопротивление. А каждый погибший в боях украинец — лишь множит ненависть украинского народа.

Ненависть — это отвратительное чувство. Но для притесняемых народов ненависть к своим обидчикам и захватчиков превращается в бесценную и объединяющую силу.

Это сила может множиться и передаваться из поколения в поколение.

Чтобы возродить российскую империю, Путину требуется победа малой кровью, которая ведет «к миру с малой ненавистью». Но проливая все больше украинской крови, новоявленный император фактически гарантирует, что его мечта никогда не исполнится. И отныне лишь одно имя будет ассоциироваться с окончательной гибелью мечты о великой российской империи. Это не будет имя Михаила Горбачева. Это будет имя Путина. Горбачев развалил СССР, но сохранил многовековое братство между русскими и украинцами. Путин не вернул Союз, но превратил народы России и Украины во врагов, обеспечив тем самым волю украинского народа к сопротивлению и к антирусским настроениям.

История любого общества строится на исторических легендах. Каждый новый день этой войны множит легенды, которые украинцы будут передавать из поколения в поколение. Легендарным будет президент, отказавшийся бежать из столицы и заявивший, что его народу нужно оружие, а не бесплатная подвозка. Легендарными станут защитники острова Змеиный, пославшие российский военный корабль на три буквы. И граждане, усевшиеся перед российской военной техникой, в попытке остановить ее продвижение. Все это — фрагменты новейшей украинской истории, которые имеют большее влияние, чем танки.

Российский диктатор должен понимать это лучше многих. Он ведь вырос на героике блокадного Ленинграда. Но сейчас собственными руками создает подобные истории для украинского народа, да еще и назначив самого себя на роль фюрера.

Истории украинского героизма укрепляют дух не только самих украинцев, но и всего мира. Европейских правительств, к примеру, администрации США и даже российского общества. Если украинцы преградили путь танков практически голыми руками, то и правительство Германии может поставить им несколько противотанковых ракет, а правительство США может с позором выбросить Россию из международной системы SWIFT. А граждане России могут рискнуть — и выйти на массовые демонстрации против этой никому не нужной войны.

К несчастью, эта война может продлиться еще долго, возможно, а в различных своих ипостасях — затянуться на многие годы. Но на самый главный вопрос ответ уже был дан. Последние дни доказали, что Украина — настоящее государство, а украинцы — настоящий народ, и что у них нет никаких планов жить под гнетом новой российской империи. Основной оставшийся открытым вопрос — сколько времени займет, пока эта идея просочится через прочные стены Кремля.

Автор — израильский историк, философ и автор нескольких мировых бестселлеров, в том числе «Sapiens: Краткая история человечества», «Homo Deus: Краткая история завтрашнего дня»