Религии и верующие становятся всё более опасны…

На модерации Отложенный

 

Религии и верующие становятся всё более опасны…

 

Не нужно углубляться в глубокий анализ публикаций канала, чтобы понять простую вещь: наибольшую популярность набирают статьи на религиозные темы. С одной стороны странно. Все кругом говорят: интерес к культам падает, храмы пусты, устои веры традиционных конфессий расшатаны, многие отвернулись… Это неправда. С точки зрения социологии, в первую очередь. Знаю о чём говорю, в смежной профессии полтора десятка лет горбатился.

Так вот, более 73% населения (сужу по трём губерниям Центральной России, данные свежайшие) ассоциируют свою религиозность словом «верующий». Без подробностей, насколько глубоко. Во что именно. Галочку в графе «атеист» и «неверующий» поставили 10,5 %. Остальные предпочли не отвечать на эту графу в принципе.

Это уже давняя и стойкая тенденция. Убелённые сединами коллеги поговаривают: атеизм, как модное и яркое явление, стал сдавать позиции мировые ещё в начале 80-ых годов ХХ века в Европе. Российских глубоких исследований не проводилось, само собой. В той чехарде 90-ых стартовые позиции «советских атеистов» и «скрытых верующих» никто не фиксировал. Бардак творился с тем и другим социальными явлениями.

Но сейчас чётко просматриваются любопытные процессы. Из церквей, храмов, мечетей и прочих культовых мест… верующие массово стали оттекать в информационную среду. Не особо упирая в обрядовость, обязательные к исполнению ритуалы — продолжают считать себя «верующими». Формируются устойчивые сообщества, во многом виртуальные. Там есть свои лидеры, флагманы, идейные и духовные ориентиры. Очень много «религиозных предпринимателей» появилось, кстати. Они крайне медийны

 

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Технология работает незатейливо. Система религий стала сетевой разобщённой структурой. Совсем не понятно, кто именно является легитимным представителем религиозных сообществ. Любой полуобразованный журналист на мыльном тошнотном теле-шоу совершенно спокойно может заявить «от лица верующих»: «Мы, православные, возмущены»… Это звучит на многомиллионную аудиторию. Вполне безнаказанно проходят совсем фантастические вещи, когда ведущий Боря Кочевников способен брякнуть: «Мой отец — Христос, а мать — Святая Богородица». Кол по тебе осиновый плачет… дитя такого союза.

Истеричный громкоговоритель.

Правом вещать от лица групп в десятки десятков миллионов человек получает любой, кто добрался до сколь-нибудь влиятельного информационного ресурса. На секундочку, это безграничная власть вне всяких ограничений. Припоминайте, во Франции радикальные исламисты расстреляли редакцию журнала Charlie Hebdo. Куда задули мировые (и российские следом) информационные ураганы? Куда угодно, только не в сторону эффективных мер борьбы с террористами-психопатами.

Буквально в течении суток каждый утюг стал рассуждать о «границах свободы слова», «недопустимости изображать пророка Мухаммеда», «покушаться на святыни». А теперь простой вопрос: как эти события связаны? При чём пресловутая «свобода слова»? Кто ей злоупотребил? Погибли в той злополучной редакции именно те карикатуристы, которые пророка рисовали? Нет. Этого не делал и полицейский, расстрелянный на входе. Посетители магазина кошерной еды, который был захвачен.

Если вопрос развернуть шире, какие карикатуры рисовали многочисленные жертвы наших, российских терактов? Или московские водители, старательно уничтожаемые хладнокровной бандой «GTA», которая явно оттачивала «профессиональные» навыки перед поездкой на Ближний Восток. Случился террористический акт, трагедия. Как в этом опознается «недовольство мусульман»? Инфантильные европцы, затем весь мир, полностью и безоговорочно признали за вооружёнными дикарями право стать «голосом ислама».

 

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Если после каждого теракта начинать рассуждать о какой-то вине собственной — это радикалов только бодрит. Они будут выдумывать более изощрённые способы вербовки, шантажа, убийств и насилия. Этим они выигрывают борьбу за власть. Не верится? А если посмотреть на сегодняшнее информационное поле? Убийцы, полулюди сирийских и иракских пещер теперь диктуют повестку дня.

Обыватель верит — так думают все мусульмане, на это способны все совершающие намазы. Постоянно натыкаюсь в комментариях: страшновато ислам на молекулы разбирать в своих статейках, опасаешься праведного гнева? Нет, не опасаюсь. В исламе мало загадочного и непонятного для историка. Это вообще не религия, учите матчасть. А принцип организации государства нового типа. В отличие от ветхозаветных убойных древностей поражения головного мозга.

Убыль здравого смысла.

Голос образованных людей сегодня не громче мышиного писка. Мир «масс-медиа» стал шумной, провинциальной и глобальной деревней. Где правят бал слухи, сплетни, домыслы, «интриги скандалы расследования». Но, с другой стороны глобализация и интернет столкнули нос к носу… продвинутого учёного-физика и дикаря из талибанского кишлака.

Безмозглый немецкий школьник рисует на парте глупую карикатуру. На следующий день в Египте сжигает немецкое посольство толпа «рассерженных мусульман». В Ираке исламисты уничтожают людей сотнями за их светский образ жизни. Но ни строчки информационные агентства мировые этому не уделяют. Потому что… не интересно. А вот психопат с ножиком на французских улицах… это глобальная «проблема миграции», «неустроенность несчастных беженцев» Магриба. Обязательно заседание Правительства, сотни ток-шоу и дрожащие от вселенской скорби губы евро-комиссара крупным планом.

 

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Вот так постепенно умирает часть мозга, ответственная за критическое осмысление происходящего. Людям скучно и неинтересно разбираться в светских идеологиях и мировоззрениях, политических программах. Сегодня позитивизм, социализм и коммунизм не способны отличить более 90% европцев. Исторический и диалектический материализм? Вы что, это что за дичь такая…? Так сказали мне студенты (!) четвертого курса кафедры государственного и муниципального управления.

А вот рассуждать на темы исламизации — это «за здрасьте»! Каждый первый разбирается. А каждый третий — в цивилизационных путях и неимоверной значимости Православия. Которое есть традиции, народность, государственность и прочие пустые слова. А что такое политический ислам, к примеру? Это внесистемное движение начала XXI века. Которое раздавило (и заместило) социалистические движения. Последний социалист Башар Асад остался в тех краях. И… всё. Остальным заправляют исламисты разной степени агрессивности, продажности и вовлечённости в террор. Но обязательно с оттенками зелёного на флаге. Тренд и условие выживания.

Это порождает другую проблему. Достижения светского общества загоняют в подполье. Если дела пойдут темпами сегодняшними — 2050 год встретит нас очень интересными показателями. Небывалым числом «верующих». Частично «религиозной картой мира», как бог свят. Потому что верующие более плодовиты, цепко держатся (самостоятельно и под давлением государства) за семью, мало подвержены политическим размышлениям. Готовы потерпеть ради «общего блага» и «торжества веры».

 

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Оттого сознательный атеизм стремительно умирает, нигилисты бездумные не в счёт. Так устроена психика человека, данные строго научны (статья будет). Религиозность — более естественное состояние для человека, чем критический анализ. Чтобы быть поглощённым суевериями, традициями, обрядовостью и ритуалами — не нужно прилагать усилий от слова «совсем». Просто следуй чужому совету и мейнстриму окружения. А стать самодостаточным организмом, вжиться в научное мировоззрение — это очень тяжкий труд, годы упражнений интеллектуальных.

Вот и получаем опасную ситуацию. Число атеистов неуклонно падает. Как редеют ряды и «осмысленно верующих». Все меньше и меньше неофитов обращается в христианство, буддизм или ислам. Между этими двумя полюсами существует чудовищная по массе прослойка «верующих». Они исповедуют очень специфическую религиозность, лайтовенькую такую. Естественную, полностью в духе необременительных суеверий. Этнических или конфессиональных обычаев места обитания.

Религия, как бизнес.

Не верите в такое? Зря. Социологи сломали головы в своё время, как занялись плотно вопросом «религиозности русского человека». На вопрос «К какой вере вы себя относите?» получали ответ — «Православной». Через пару отвлекающих разделов анкеты вопрос был более конкретным: «Верите ли вы в Бога?». И тут… хоть стой, хоть падай. Свыше сорока процентов «православных» уверенно отвечали — «Нет».

То есть, налицо непонимание. Отсутствие осознаваемой идентичности.

Люди не соображают, что значит быть «православным» или «верующим». Смешно оттого, что ответ не могут сформулировать учёные и… сама Церковь. Трудности обывателя понятны. Стоит только заставить его внимательно отнестись к вопросу: «Верите вы в Бога?» … немедленно начинают сыпаться уточняющие вопросы. «Что такое Бог?», «Как мне знать, что он существует?», «Как понять, что действительно верю?» и т.д.

 

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Беспомощность простых людей во время соцопросов и фокус-групп просто поражает. С другой стороны, так делать некорректно. Поиск ответа может занимать целую жизнь человека. А тут какое-то торопливое интервью на ходу. Но совсем другое дело священнослужители и учёные. Эти товарищи обязаны разбираться в определениях. Вроде бы… Но увы, это не так. Услышите сотни трактовок, ни одна не совпадёт. Многие будут исключать друг друга. Или зиять пустотой формализма набора букв…

А теперь включаем соображалку, озираемся на торжество массовой дезинформации в медиа-пространстве. Сегодня выгодно государству, чтобы «православными» себя считали… ну, допустим 50% россиян. А если будет другая задача? Вдруг произойдут некие события. Более прагматичным станет, чтобы таковых стало — 5%. Получится? Ещё как. Это примитивные политтехнологии. Введи некритичную формулировку, сделай её общеупотребимой. Одобряемой референтным «экспертным сообществом». Долби настойчиво из каждого утюга ежедневно… Вуаля!

Построено всё будет на невежестве. Людям свойственно бездумно бросаться словами. Говорить: «Я — православный». Даже не зная названия и смысла Таинств. Не помня ни одной даты (кроме Рождества, Пасха — это уже высшая математика счисления). Почему твоя Церковь именно «православная»? Что именно её такой делает? Исповедь регулярная, причастие… А что это такое? Этими вопросами легко выявлять «верующих». Но ведь если не знаешь — тебе могут и объяснить. Вопрос большой — кто именно.

Очень насторожило «оскорбление чувств верующих». Вся истерика, которая вокруг этого закона крутилась. Это… что за дичь, простите? Как можно в законодательном порядке дать определение «чувствам»? Любым, хоть религиозным. Аутентичные ощущения? Традиционный способ переживания своей веры? Есть давние и понятные понятия: кощунство и богохульство. Всем понятные. Прекрасно опознаются, выявляются, караются.

Но вот «оскорблённые религиозные чувства»… это за пределами разумения. Если подойти к вопросу строго и сурово — этот уродливый новодел создан в угоду «тонкой эмоциональной духовности». Столь распространённой среди истеричных горожан ХХI века, считающих себя религиозными. Скажите про «оскорбление чувств» лет сто двадцать назад. Городового кликнут, в «самашедчий дом» упекут. Верующий в Бога Всемогущего не может совладать со своими эмоциями? Вы серьёзно?

 

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Ни что не ново…

Не будем углубляться в историю, как добрые европские христиане сделали иудеев исчадиями ада, повинных в смерти Христа. Про гравюры со «еврейскими свиноматками» и следовавшими страшными погромами их кварталов… 16 лет назад, «датский карикатурный скандал». Голая и банальная манипуляция на «чувствах верующих». В 2005 году в газете «Jyllands Posten» появились карикатуры на Пророка. Тишина, ничего не произошло.

Но «джихад» начался, как за дело взялась группа исламских религиозных манипуляторов. Сначала они составили лживый документ о «притеснении мусульман Европы», «рабском труде», «третьем сословии». К датским карикатурам приложили несколько выдуманных, никогда не публиковавшихся. Самая паскудная — изображала пророка Мухаммада с пятачком поросёнка. Очень к месту пришлись во время «цветочных революций» Магриба и Ближнего Востока. Совпадение? Ну-ну…

Все как-то подзабыли неожиданно историю. Что религия — очень опасная штука, относиться к ней надо чрезвычайно серьёзно. Россия уже хлебнула лиха, когда тупоголовые чиновники не поймали грань в 90-ые годы. Между спонсорскими «Курсами по изучению Корана» и вербовочными центрами для революционного джихада на Кавказе. Хотя некоторые мусульманские лидеры в голос орали: не набожность там воспитывается, а форменное помешательство.

Поэтому, когда посматриваю на Рунет, заполоненный концепциями «Третьего Рима», «Святой Руси» и «Русского Мира»… что-то свербит нехорошее, как перед ночной атакой. Листаешь пожелтевшие страницы истории. Как-то странно, но после таких возвышенных «накачек» обычно начинаются войны с соседями. Или обосновываются их святая справедливость задним числом.

 

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Очень осторожным рекомендую быть нам всем. Помнить непреложные исторические истины. Никогда… Никогда у Русской православной церкви не было модели взаимоотношений с государством другой, кроме полного симбиоза. Порой её железной рукой хватали за холку, не давая стать теократией. Ставили на подобающее «духовнику» место. Но всегда, во все времена Церковь чувствовала почёт и тёплый комфорт. Даже когда её откровенно истязали.

Заслужила. Потому что самый реформаторски настроенный правитель не найдет альтернативы. С какой стати государственник будет разбрасываться столь ценным ресурсом? Но странное дело сегодня наблюдаем. Раньше вопросами взаимоотношений «государство-Церковь» занималась специальная наука «теология». Лучшие умы предлагали христианское понимание природы государства, в любую эпоху. Под каждого правителя думалось, спорилось, обосновывалось. Даже жестокие, авторитарные тираны вынуждены были искать точки соприкосновения с недовольными иерархами.

Примеры? Рюриковичи Руси искореняли железом язычество и ереси арианства-несторианства. Хотя ни бельмеса не соображали в тонкостях богословия. Но покорно шли на поводу ставленников константинопольского Патриарха. Захотели владимиро-суздальские попы себе господства «над умами» — нашли Андрея Боголюбского, разорившего Киев. Избавив город от почёта (и имущества) духовного центра. Нестяжатель Иван Грозный вынужден был принять сторону «иосифлян» и громить «жидовствующих».

 

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

Пётр Великий, на словах декларируя «свободу вероисповедания», — вогнал в полное унижение староверов. Конкурент РПЦ — Украинская греко-католическая церковь была в 1946 году уничтожена Советской властью под корень. Грубо, что сегодня является источником многих религиозных бед соседнего государства. Если не удавалось оседлать вершину власти, Церковь всегда руками государства изводила конкурентов.

Что затевается сегодня,

трудно предположить. Но попы немного напрягают уже. На ТВ, радио, в интернете. Ни одно событие не может обойтись без их «экспертного мнения». Научились самостоятельно генерировать громкие информационные поводы. То штрих-коды и ИНН страна обсуждает год напролёт, то безмозглых дур из «Pussy Riot». Которых-то всего следовало святой водой спрыснуть (во время выступления), посмеяться и пинка под зад дать. Потом в суд сходить разок-другой.

Нет же… дело дошло до неимоверно хрупких «чувств верующих», откровенного мракобесия в дуроскопах. Не поповского, на минуточку. Они тихонько всхлипывали в сторонке, обиженно качая клобуками. Гремели оралами полностью светские люди… На чьей «христианской биографии» пробу негде ставить.

Подозрительно всё это. Когда поднимается непонятно кем взбаламученная вонючая информационная волна вокруг «Левиофана», «Матильды», «Ока Саурона» и волшебника Гарри Потёртого… С какими-то средневековыми оборотами словесными, намёками тёмными, угрозами невнятными. Настойчивыми попытками продраться в сферу общего среднего образования, чтобы «оградить и вразумить».

 

 

(Иллюстрация из открытых источников)

 

(Иллюстрация из открытых источников)

С какой целью, от чего именно? Ведь ничего не сделаете толкового. Если даже пакость или благость замыслили. Где ваши битком набитые «воскресные школы», которые клятвенно обещались при каждом храме? Где паства в церквухе рядом с моей многоэтажкой (и двумя дюжинами соседних)? В упор не вижу, хотя специально заглядываю.

Хватит на сегодня. Хорошо, что пока есть другой ислам и другое православие. Они как-то уравновешивают многие непонятные вещи. Люди действительно занимаются воспитанием верующих, не выходя за рамки «частной жизни». Знают, когда стоит остановиться в публичном пространстве. Не вещают от «имени всех православных» или «правоверных». Отдав это на промысел и разумения Тому, Кому честно служат.