Александр Майсурян.А не пора ли России и у себя дома провести аналогичную денацификацию?
На модерации
Отложенный
Россия проводит на Украине операцию «денацификация». Вероятно, речь идёт и о сносе памятников гитлеровским пособникам, фашистам и нацистам вроде Бандеры и Шухевича, о том, чтобы стереть с карты названия в их честь, вообще запретить глорификацию подобных деятелей.
И на этом фоне вновь возникает резонный вопрос: а не пора ли России и у себя дома провести аналогичную денацификацию? В первую очередь речь идёт о запрете прославления осуждённых пособников Третьего Рейха, коллаборационистов с нацизмом. Разве это не логично – особенно на фоне последних событий? Как можно проводить денацификацию, имея, скажем, у себя в тылу, в станице Еланской Ростовской области памятник генералу и атаману Петру Краснову (1869-1947)?
Сам атаман был повешен за сотрудничество с Гитлером в 1947 году, по приговору советского суда, а памятник ему был поставлен в станице в 2007-м. Нацистам Краснов служил с таким идейным пылом, что даже известного генерала Власова укорял за недостаток подобного рвения. С осуждением заметил, что в манифесте власовского КОНР «нет ни слова о жидах». «Неужели ждам оставят и дальше право распоряжаться Россией?» – риторически вопрошал атаман в одном из выступлений. В мае 1945-го он был взят англичанами в плен, передан в СССР, и повешен в Бутырской тюрьме. До сегодняшнего дня он – осуждённый и не реабилитированный военный преступник.
Почему же вольготно высится в России памятник такому человеку? А потому, что он на «частной территории». Когда авторитетный донской бизнесмен Владимир Мелихов установил на своём личном подворье в станице Еланской памятник Краснову, то прокуратура Шолоховского района сгоряча потребовала его демонтировать. Но Мелихов гордо заявил, что он – владелец усадьбы и вправе украшать её как угодно. А памятник Краснову он решил установить, потому что «атаман своей жизнью и деятельностью являл яркий пример жертвенного служения русскому народу и Отечеству». Короче, прокурорам пришлось ознакомиться с выразительной фигурой из трёх пальцев под...
Так памятник и стоит: в России частная собственность священна и неприкосновенна! А как же уважение к ветеранам Великой Отечественной? Или новый модный лозунг – денацификация?
Другой пример. С 2000 года красуется посреди Москвы бюст писателя-белоэмигранта Ивана Шмелёва. 30 июня 1941 года он писал в Париже:
«Я так озарён событием 22.VI, великим подвигом Рыцаря, поднявшего меч на Дьявола. Верю крепко, что крепкие узы братства отныне свяжут оба великих народа. Великие страдания очищают и возносят. Господи, как бьётся сердце моё, радостью несказанной».
Имеются в России и мемориальные доски автору приведённых слов. Формально Шмелёв судом не осуждался, в отличие от Краснова. Но он недвусмысленно восхвалял нацизм, Гитлера, желал ему победы над СССР. Могут ли стоять в России памятники, висеть мемориальные доски такому человеку?
А в Грозном есть улица Абдурахмана Авторханова (1906-1997). В Третьем рейхе Авторханов редактировал газету «Газават», имевшую лозунг «Аллах над нами, Гитлер с нами». После войны уехал в США, где трудился историком и советологом.
В Уфе есть улица, сквер, гимназия, национальная библиотека имени Ахмет-Заки Валидова (1890-1970). В Санкт-Петербурге установлен бюст этого башкирского деятеля. Прокуратура неоднократно выдавала предписание убрать бюст, поскольку Валидов, по её данным, сотрудничал с немецкой разведкой, работал на СС. Но воз и ныне там...
Впрочем дело, конечно, не только в этих примерах. Гораздо важнее запретить впредь любую глорификацию нацистов, их пособников и союзников Третьего рейха на территории России. Чтобы даже мысль об установке новых «досок Маннергейма» не могла зайти ни в чьи воспалённые мозги. По-хорошему, на государственной карьере таких людей самим этим фактом должен ставиться жирный и бесповоротный крест – но где там, если один из главных участников того памятного открытия в 2016 году доски Маннергейма в Питере ныне невозмутимо ведёт переговоры с Украиной о её, в том числе, денацификации...
Комментарии