Владимир Соловьёв. Окончание.

На модерации Отложенный

Во-первых это вовсе не тот Соловьёв о котором приученный телезритель сначала подумал.

Это  русский философ Владимир Сергеевич Соловьёв (!853 - !900) . И это окончание моей краткой критической статьи о нём. В сетях и словарях о нём исчерпывающая информация имеется. 

Странно выглядит его учение о высшей организующей мироздание божественной мудрости – сакральной женственности – Софии. Является ли София четвертой ипостасью божества наряду с тремя другими — Богом-отцом, Богом-сыном и Богом-духом святым или она представляет собой нечто иное?  Вот "проблема"...

Преобразуя неоплатоников, Соловьёв декларирует святость женственности и видит её в том, что «Плотское условие размножения человека есть зло; в нем выражается перевес бессмысленности материального процесса над самообладанием духа, это есть дело противное достоинству человека, гибель человеческой любви и жизни».  Такая  ДИКАЯ мысль может принадлежать религиозному фанатику, но никак не человеку, знакомого со здравым смыслом. И она как ни странно сыграла заметную роль в личной жизни некоторых культурных людей. Так, находившийся под влиянием Соловьёва поэт Александр Блок полюбил дочь Д.И. Менделеева И перед женитьбой сказал ей, что они должны отказаться от физической близости во имя святой Софии и Вечной Женственности. Она страдала, вынуждена была искать радости жизни на стороне, в конце концов родила... А позже писала, что « я жила среди ненормальных людей». Что же касается самого Блока, то он жил двойной жизнью, возвышенно писал о «Прекрасной Даме», но имел связи с вполне земными нормальными проститутками.


Соловьев был в какой то степени и пророком.

Достаточно назвать его стихотворение "Панмонголизм" (1894), в котором гибель старой России по аналогии с падением Западной Римской империи и Византии рисуется как результат внутреннего разложения и вторжения иных народов. Первый Рим был сокрушен варварами, второй Рим — османами, а третий Рим по мнению Соловьёва падет под ударами представителей желтой расы.

 

 Если Соловьёв пытался поставить разум на службу вере, создавая особую систему "православной философии" на основе идеи "всеединства" и "богочеловечества" дополняющимися мистическим восхождению к универсальному синтезу "цельного знания", то антиинтеллектуалисты не заморачивалиь и  прямо говорили о необходимости власти нерассуждающей веры. Это у них оттуда, из средневековья, когда науки либо ещё не было, либо она была в пелёнках. Поэтому с ней можно было и не считаться. Иное дело — XX век. Встать на путь конфронтации с наукой стало немыслимо и многие религиозные идеологи стали искать свою тёплую социальную нишу и объявили о необходимости синтеза религии, науки и философии

Нельзя не признать влияния Соловьёва на людей с определённым складом ума и нельзя не согласиться с некоторыми его высказываниями. Вот одно из них, :

«Философия религии одинаково необходима для всех мыслящих людей - как верующих, так и неверующих, ибо если первые должны знать во что они верят, то вторые, конечно, должны знать, что они отрицают».

    

.