Владимир Соловьёв как религиозный философ
На модерации
Отложенный
Вл. Соловьев (1853–1900) считается основателем "русской религиозной философии". Он стоит у истоков богоискательства многих русских мыслителей. Сын известного историка С.М. Соловьёва, а по линии матери - родственник Григория Сковороды, чем очень гордился и считал, что унаследовал от Сковороды духовность.
В 1869 году Владимир поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но в том же году перевёлся на физико-математический, хотя способностями к физике и математике не обладал. Провалил экзамены на втором курсе и… полностью разочаровался в науках. В письмах писап что познание наук - занятие пустое и наука не может быть целью жизни, истинная цель - только нравственная или религиозная.
Он решил сдавать экзамены экстерном на том же историко-филологическом факультете, защитил магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивизма». По оцекам современников если диссертацию прочитать, то ясно что это старательная демонстрация собственной учености, Позже этой тематики автор уже никогда не затрагивал. Но слово «позитивизм» стало для него почти ругательством.
После кратковременного чтения лекций по истории новейшей философии Соловьева отправляют в Англию для пополнения образования. Там с ним, по его же словам, случилось чудо, ему явилась божественная премудрость София и повелела ехать в Египет. Он так и сделал, он и поехал. Какое видение случилось ему в пустыне и что там произошло – не ясно, но оно оказало влияние на всё его творчество.
Докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал» он защитил в 1880 году. Он заявил, что западноевропейская философия находится в кризисе, поскольку в ней преобладают «отвлечённые начала», рассудочное мышление, чувственное отделено от логического, наука «погрязла в эмпиризме». Но «сущность истины» как «абсолютное всеначало», «сущее всеединое», «конкретный всеединый дух» (!!!) не постигается опытом или разумом, не даётся ни ощущением, ни логикой. Мир фактов и явлений есть, но это всё лишь условное бытие, за которым стоит безусловное, абсолютное, которое и следует познавать. Это КАК?!
Итак - абсолют есть предмет познания. «Абсолют есть Единое, в котором заключено все». Что это значит - совершенно непонятно, никому и никогда не может быть понятно. Зато бессмысленно и красиво. Спрашивается, как же к этому Абсолюту подступиться, если мы имеем дело только с «условным бытиём»?
Соловьёв отвечает: с помощью универсального синтеза философии, науки и религии, с помощью создания «свободной теософии» и достижения нравственного совершенства, с помощью тройственного акта «веры, воображения и творчества». Что сстоит за этими словами? Ведь всё равно опытом и разумом пользоваться таки придётся…
По Соловьёву мир в своем развитии проходит три (любимое число мистиков, клерикалов и спекулятивных метафизиков) этапа:
- космогонический, когда хаос превращается в упорядоченный космос, готовый принять человека,
- исторический, когда через человека преобразуется и одухотворяется бытие,
- богочеловеческий, в центре которого стоит божественная личность Христа, и который поэтому должен завершиться Царством Божиим, победой любви над смертью, ибо Бог есть любовь.
Низшие существа тянутся к высшим, мировой процесс стремится к совершенству.
Зло в мире существует, поскольку для творческой самореализации божества необходима свобода, а она чревата злом. Но Бог из этого зла извлекает большее благо. Вы что нибудь поняли?
Человек – существо двойственное, он принадлежит природе, где всё основано на борьбе, и духовной жизни, в которой главная задача – нравственное совершенствование, а идеал совершенства – Христос. Когда люди приблизятся к Богу возникнет Богочеловечество. Для этого нужны добродетели: Богословские: вера, надежда, любовь. Философские: воздержанность, мужество, мудрость, справедливость. А ещё великодушие, бескорыстие, щедрость, терпеливость, правдивость. Вот такой рецепт
Соловьёв возглавлял философский отдел издательства словаря Брокгауза и Эфрона и написал для него ряд содержательных философских статей. Критиковал идею Толстого о непротивлении злу силой. Пытался создать религиозную «философию всеединства»: что и есть цель мирового процесса, и сводится к объединению православия, католицизма и протестантизма в некоей конечной и совершенной стадии истории — «Богочеловечестве».
«Оправдание добра» – главное произведение Соловьёва, в которой есть мысли, близкие славянофилам, мыслям А.С. Хомякова, И.В. Киреевского о стремлении к универсальному всеединству, к «цельной жизни» и «цельному творчества». Книга эта была посвящена его отцу, историку Сергею Михайловичу, и его деду, священнику
Автор утверждает, что у человека есть «высшая потребность всецелой или абсолютной жизни» и она удовлетворяется «последованием Христу». Цель истории - преображение мира. Но преображение человека и человечества Соловьёв понимал не по христианской традиции, а как «теургическое делание» – участие человечества в осуществлении божественного промысла, к превращению мирского царства в Царство Божие. Эта мечта привела автора к созданию утопического проекта соединения православия и католицизма в «свободную теократию» после чего человечество освободится от пагубной власти индивидуалистических заблуждений. Такая позиция конечно же не могла понравиться русской православной церкви.
Соловьёв думал и мечтал, что человечество сможет преобразиться и благодаря «Истине во Христе» преодолеть «грубое невежество масс» и «духовное опустошение высших классов». Ну и И кто же против преодоления невежества и опустошения! (окончание завтра)
<hr align="left" size="1" width="33%"/>
Комментарии