Украинский национализм жизненно необходим России!?

На модерации Отложенный

И это не шутка, и не провокация, хотя некий провокативный элемент, видимо, присутствует в такой постановке вопроса.

О себе.

Случайно наткнулся на Гайдпарк и ради «спортивного интереса» подписался на рассылку новостей. Понаблюдал за ней и … стало тоскливо. Как и везде в сети преобладает мелкотемье и банальность. Впрочем, может это и нормально. С другой стороны это позволило мне утвердиться в том, что «и сам так смогу» и решится на эту публикацию. Сразу оговорюсь еще о нескольких вещах.

Во-первых, поднимаю тему с ненаучной, обывательской точки зрения и ученые мужи (или те, кто считает себя таковыми) с легкостью разнесут мои позиции в пух и прах. Но все же…

Во-вторых, действительно интересна позиция россиян, для многих из которых нет страшнее и безобразнее «зверя», чем украинский национализм.

В-третьих, хотелось бы узнать позицию людей, умеющих реагировать на интеллектуальном, а не только «гормональном» уровне. Хотя понимаю, как это не просто.

В-четвертых, только для образности и наглядности при изложении своих позиций я обращаюсь и к национализмам других наций. При этом нисколько не хочу оскорбить их национальные чувства. Просто все познается в сравнении. А сравнение, как мне кажется, позволяет мне нагляднее показать свои позиции.

В-пятых, хотел бы оформить это в виде небольшого опроса, но с программированием и макросами не сложилось. Если кого-то заинтересует такая возможность – буду признателен за помощь.

 

О моем отношении к национализму.

Воспитывался я как советский интернационалист, равнодушный к национальным вопросам. Украинцем осознал себя в возрасте около 25 лет в конце 80-х в Грузии, столкнувшись с русским восприятием тогдашней грузинской действительности – «так быть не должно». Восприятием, отличным от украинского восприятия – «это не так, как у нас, но так тоже может быть». Националистом, как мне кажется, после этого я не стал, но стал осознавать себя украинцем. Отношение к такому явлению, как национализм у меня двойственное, как к вирусному заболеванию: в больших дозах – это опасная болезнь, в малых дозах – своеобразная «вакцинация», позволяющая отдельному человеку идентифицировать свою национальную принадлежность, а нации избежать ассимиляции в мире и полного исчезновения с национальной карты мира. Специалисты, наверное, возразят, что не стоит смешивать национальную идентификацию с национализмом. Но и разделить их полностью вряд ли получится.

Поэтому мое отношение к «национальному вопросу» я бы сформулировал в виде двух положений:

1. Национализм одной нации проявляется при соприкосновении с представителями других наций.
Ну не верю, что еврейский мальчик осознает себя евреем, если вокруг него будут только евреи. Не верю, что русский подросток выйдет с лозунгами «Россия - для русских, Москва – для москвичей» на улицы, по которым вокруг него ежедневно ходят только русские москвичи.

2. Национализм каждой нации - при всей интернациональной сущности этого понятия – имеет свои национальные черты, если хотите, несет на себе черты национальной ментальности.

И вот именно второй пункт я бы хотел сделать предметом опроса.

В связи с этим немного о национальных стереотипах. Нет, не о клинических вариантах – медведях, которые бродят в ушанках по Красной площади Москвы. А о «классике жанра», например, «дураки и дороги». О том, что вошло в «национальные» анекдоты. Каким предстает украинец в анекдотах? Чаще всего – прапорщиком или «сержантом Петренко». «Хозяйственным», прижимистым, не очень амбициозным  индивидуалистом, словом – «прапорщиком». Если генерал – то «Иванов», если сержант – то «Петренко».  

С кем ассоциируются потомки украинских переселенцев еще столыпинской поры, живущие в Сибири, в Зеленом Клину? С хозяйственными «кулаками», насадившими сады и разведшими огороды, выращивающие то, что до них никогда не росло (и не всегда коноплю).

С кем ассоциируются украинки (зрелого возраста) в Италии, Испании,… С няньками и сиделками, выносящими «утки» из-под немощных европейских пенсионеров.

С кем ассоциируются в той же Европе украинские гастарбайтеры? Со строителями, сезонными рабочими, с программистами.

Могут возразить, что украинцы только тем и промышляют, что воруют российский газ, что есть криминальная украинская мафия, что молодые украинки, зачастую, в Европе занимаются другим «бизнесом». И это «имеет место». Но… Но интересно - действительно интересно, – а много ли цыганок работает в странах Европы сиделками. Или евреек?

Поэтому и хотелось бы поставить вопрос – выиграет или потеряет Европа, если удастся победить и украинский национализм, и украинскую ментальность? Если по соседству с Россией в одно прекрасное утро окажется 45-милионная страна/территория с населением с цыганской ментальностью, например. В начале этого года Франция, кстати, предприняла экстраординарные меры по депортации на родину румынских цыган, устав от их бродяжничества, попрошайничества, ... Вопрос совсем не праздный и отнюдь не только из области фантастики. Хотя, если говорить о фантастике, то стоит вспомнить опыт булгаковского профессора Преображенского по превращению безобидного дворняги Шарика в пламенного пролетария Полиграф Полиграфыча. Касательно украинцев, то несмотря на формальную государственную независимость за 20 лет украинской властью сделано больше для деукраинизации страны, чем для ее национального возрождения. Прежде всего это снижение численности населения на 6 млн.человек (более, чем на 10%) и дискредитация национальной идеи, идеи украинской государственности. Особенно усердствует в зачистке Украины от украинскости нынешняя «донецкая» власть. Делает она это со свойственной ей напором бульдозера и «комплексно», т.е. проводя одновременно денационализацию и люмпенизацию населения. Одесские гаишники, например, уже без колебаний называют украинский язык «телячей мовой» и принципиально отказываются на нем говорить несмотря на формальное требование закона. Сегодня около 30% молодежи высказывает желание выехать из Украины. А тем, кто беспечно считает, что это призрачная перспектива весьма отдаленного будущего, хотелось бы напомнить опыт Гитлера, сумевшего за 3-5 лет превратить нацию Гейне и Гете в нацию Геббельса и Гиммлера… Хотя, ради справедливости, стоит признать, что и в этом качестве немцы остались немцами и с немецкой педантичностью подсчитывали количество сожженных в крематориях и уничтоженных в концлагерях… Ну и больше всех от «ментальной деукраинизации» («цыганизации», «евреизации», «чеченизации»…) Украины выиграет ее ближайшая соседка – Россия. А выиграет ли?

P.S.

Кое-кто может возразить, что мое видение ситуации не вяжется с активизацией националистического объединения «Свобода» Олега Тягнибока. Мое убеждение, что «Свобода» - это один из «проектов» самой украинской власти основная цель которого – окончательная дискредитация украинской национальной идеи в ее радикальной форме. В либерально-демократическом варианте идею изрядно дискредитировал предыдущий президент Украины. К такому выводу относительно «Свободы» меня подтолкнул их заведомо непопулярный, нереалистичный, уже неактуальный и одновременно популистский лозунг о проведении люстрации. Когда неглупые люди говорят очевидные глупости – значит есть такой заказ. Как, например, в случае с Жириновским и его обещаниями о дешевой водке. А власти всегда удобнее иметь такую вот предсказуемую оппозицию, которая не сможет всерьез поколебать позиции власти, чем серьезных системных оппонентов.

 

И конспективно пункты опроса:

1. Считаете ли вы, что национализм проявляется в контакте нации с представителями других наций?

2. Считаете ли вы, что национализм несет на себе черты национальной ментальности своей нации?

3. Как по-вашему, выиграет ли Россия от возможной «ментальной деукраинизации» Украины?

4. Встречали ли вы цыганок, работающих в странах Западной Европы сиделками, ухаживающими за больными и стариками? Как часто?

5. Кто вам ментально более симпатичен: дворняга Шарик или пролетарий Полиграф Полиграфович Шариков? А кого хотели бы иметь своим соседом по дому/особняку?