«Мы говорим о начале мобилизационной экономики»

На модерации Отложенный

ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

Депутаты Госдумы поддержали предложенный правительством антисанкционный пакет законов, но при этом высказали сомнения в его эффективности.

Госдума на пленарном заседании в пятницу, 4 марта, ввела ответственность за фейки о российской армии, призывы, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил России и за призывы к ведению санкций против РФ.

После этого депутаты сосредоточились на экономических вопросах. Они оперативно одобрили первый пакет правительственных инициатив по защите граждан и бизнеса в условиях антироссийских санкций. В этот же день его поддержали и в Совете Федерации, после чего документы отправятся на подпись президента и вступят в силу сразу же после опубликования.

Пакет включает около десяти законопроектов, а среди содержащихся в нем мер по смягчению последствий западных санкций — амнистия капиталов, кредитные каникулы, мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса на этот год, а IT-компаний до конца 2024 года и т. д.

Бизнесу также разрешили работать без продления лицензий, прохождения оценки по бессрочным лицензиям и квалификационных экзаменов.

В свою очередь, правительство получило дополнительные оперативные полномочия в условиях санкций по перераспределению бюджетных ассигнований как на федеральном, так и на региональном уровнях. Также приняты нормы о возможности размещать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) в государственные ценные бумаги.

Кроме того, в текущем году правительству разрешается использовать дополнительные нефтегазовые доходы бюджета для замещения государственных заимствований, исполнения публичных нормативных обязательств РФ, погашения госдолга и т. д. Со своей стороны, регионы получат возможность направлять средства бюджетных кредитов на мероприятия по поддержке экономики в условиях санкций.

Также предусмотрены меры по повышению соцзащиты граждан — это социальная доплата к пенсиям и их дополнительная индексация (по решению правительства), контроль за обеспечением лекарствами, а также расширение списка препаратов для закупок медучреждениями по упрощенной системе и некоторые другие.

По большому счету, так мог бы выглядеть какой-нибудь очередной «антикризисный» пакет, например, по борьбе с последствиями пандемии. Депутаты же ожидали, что правительство выступит с масштабным планом по скорейшей перестройке национальной экономики в связи с беспрецедентными по своему охвату и разрушительности антироссийскими санкциями.

Неудивительно, что первый вопрос, который отдельные парламентарии адресовали представителям правительства, стала «заморозка» на Западе более половины золотовалютных резервов (ЗВР) России. «60% резервов, считай, пропали — может быть, нам если не провести парламентское расследование, то хотя бы создать парламентскую комиссию по рассмотрению этого вопроса?», — выступил с предложением коммунист Николай Коломейцев.

Позднее он же фактически обвинил в «заморозке» ЗВР главу Центробанка Эльвиру Набиуллину и высказался за кардинальное изменение денежно-кредитной политики главного финансового регулятора страны.

«Набиуллина в принципе не сохранила колоссальные ЗВР — это удар в спину. А сам ЦБ за два дня (после введения санкций) сжег три триллиона (рублей). Ну, какой дурак проводит торги, когда вам, по сути, объявили войну (ввели против РФ санкции из-за спецоперации на Украине, — „Росбалт“)? Это можно только корпоративным сговором назвать», — пришел к выводу депутат.

В КПРФ хоть и поддержали правительственный пакет мер, но назвали его «слабым». «Суть всех этих предложений — дать максимальную свободу правительству и ЦБ», — заметили на этот счет в Компартии.

ЛДПР продемонстрировала более высокую лояльность, но там также полагают, что российские власти должны действовать более решительно. «Надо сжать кулаки, мобилизоваться и двигаться вперед. При этом понимать, что только под сильным давлением уголь превращается в алмаз. И как быстро мы справимся со сложностями, зависит лично от каждого из нас», — заметил либерал-демократ Ярослав Нилов. Среди необходимых решительных мер он назвал снижение до минимума ключевой ставки, фиксацию стоимости валюты, усиление гарантий вкладчикам и т. д.

«Мы говорим о начале мобилизационной экономики в нашей стране», — изложил свой план лидер «Справедливой России» Сергей Миронов. Среди первоочередных мер он указал на необходимость «раз и навсегда покончить с офшорной аристократией» и «забыть о либеральных идеях и экивоках на Запад». «Забыть про эту пресловутую рыночную экономику и невидимую руку рынка, которая якобы сама все расставит по местам и которая пошарила и до сих пор шарит в карманах наших гражданах, а у некоторых чиновников эта рука хорошо пошарила и в головах», — сказал Миронов.

После чего лидер «эсэров» предложил национализировать собственность в офшорах как «бесхозную» — эта мера могла бы, по его словам, коснется, в том числе и представителей стран, которые пошли на введение антироссийских санкций.

Миронов также убежден, что России удастся продавать свои энергоносители за рубли, и предложил ввести встречные санкции — запретить поставки на Запад таких металлов, как алюминий, титан и т. д.

Лидер «Новых людей» Андрей Нечаев предложил, в свою очередь, заново провести в стране НЭП. «Возвращение к плановой экономике стало бы тупиком и утопией, а госрегулирование — это прямой путь к талонам на еду. Нам нужна НЭП (новая экономическая политика), сто лет назад она уже помогла преодолеть разруху после военного коммунизма», — заметил Нечаев.

По его словам, пойдя на ведение мощных санкций против России, Запад предпринял «попытку блицкрига». «И чтобы наша экономика не рухнула, у нас есть всего два-три месяца, что в стране не встали производство и торговля», — предупредил Нечаев.