Жулики вечны. И даже схемы мошенничества не меняются век от веку. Сможете разглядеть, кто тут охотник, кто добыча? Пока вы щуритесь, француз из XVII века уже улыбается.
«Шулер с бубновым тузом» (фрагмент), Жорж де Латур, ок. 1635 г. © Лувр, Париж
Не какой-нибудь конкретный француз, а любой образованный. Например, потому что эта ситуация все время всплывала — то в романах, то в водевилях. Ну и некоторые мужчины сами попадались.
Посмотрите на картину. Какие нервные лица, быть беде. Идет нечестная игра. Ясно, кто жертва — вот этот ребенок с пером, который смотрит на свои карты с оторопью (правый угол).
Ему лет 15, но по меркам своего века он — мужчина, и папа дал ему довольно много денег. Я насчитал 11 экю в стопке перед правым игроком, а это почти 40 гр золота!
И думаю, пять экю (17 гр) на столе перед пышной дамой тоже недавно принадлежали юнцу.
Шулер слева правой рукой прикрывает свой выигрыш, а левой — наносит решающий удар. Бубновый туз был спрятан у него за поясом, на спине. Художник не скрывает, а даже выпячивает детали. Водевиль же, как и было сказано, пусть и на картине.
Видите, как выразительно играет глазами упомянутая пышная дама? Она еще и делает шулеру знак правой рукой — мол, пора. Вот главная героиня схемы, кричит художник. По-нашему говоря, «живец», приманка.
Это она увлекла парня в дорогом камзоле с улиц города обещанием легкого ужина, «а дальше, а дальше...». Такие плечи... Кто бы устоял в 15 лет?
Ну а дальше откуда-то взялся веселый приятель — вечеринка же. И как-то незаметно перешли к картам. «Незаметно» — потому что наученная служанка все время подливает гостю вино в дорогой венецианский бокал.
Не видать юнцу своих экю. А ведь гражданская полиция пока находится в зачаточном состоянии и ждать помощи не от кого. Кодекс чести велит юноше защищать свои права самостоятельно. Помните, как действовал в таких случаях Д'Артаньян? Это ровно его времена, первая половина XVII века. Так что в следующей картине нас наверняка ожидает поножовщина.
Но следующая картина будет другой. Художник, Жорж де Латур, известен как автор на библейские темы. Его не интересуют зрелищные драки. По мнению исследователей, перед нами — размышление на тему притчи о блудном сыне из 15 главы Евангелия от Луки. «Младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно».
«Гадалка», Жорж де Латур, 1630-1639 гг. © Лувр, Париж
А распутство — это не только женщины и карты, но и обращение к гадалкам (не цыганам знать волю Божию, простите). И героя постигнет немедленная кара — внимание на руку в его кармане, извлекающую кошелек.
Мораль предельно ясна, ситуация знакома до боли.
Непонятно только, что делает в таборе эта белокожая девушка. Эксперты поясняют: тут де Латур прошелся по самим цыганам (с неожиданно глубоким знанием деталей). Тогда ходили легенды, что кочевники похищают детей из приличных семей, а потом используют их в своих промыслах.
Светленькая — в платке, как замужние. Но узел не на затылке. Не девственна, но и не замужем, говорит платок — видимо, это девушка за деньги.
Кошмар. Берегите себя, мошенники не спят тысячелетиями.
Комментарии