Бегите, куда хотите

На модерации Отложенный

У Смольного и районных администраций есть собственные бомбоубежища. Для простых граждан имеются укрытия попроще — но их адреса чиновники не раскрывают

Почти неделю с начала спецоперации в Украине губернатор Александр Беглов хранил молчание. Только 28 февраля градоначальник обратился к петербуржцам — призвав не делать и не говорить того, за что потом будет стыдно и пристыдив тех, кто в социальных сетях и СМИ распространяет фейковые новости, откровенную ложь и незаслуженные оскорбления .

В тот же день, впервые с 22 февраля, губернатор проявился и на своей страничке в ВКонтакте . Ему не стыдно было сообщить, что город начал возвращаться к привычной жизни (после пика заболеваемости омикроном ), и рассказать о выделении участка под строительство детсада, планах строительства баскетбольного центра и двух ледовых катков.

Но петербуржцев нынче гораздо больше волнуют объекты совсем иного назначения — куда бежать, где искать укрытия в случае перехода спецоперации в кое-что похуже?

В районных соседских пабликах обсуждают встревожено:

А где у нас ближайшее бомбоубежище? — В Матвеевском саду вроде есть — там только что входной металлический тамбур покрасили в желтенький . — Да ну, это давно домик для садового инвентаря ; Было в Любанском переулке, но его давно приспособили под ночной клуб . — Не, поздняк метаться — там теперь детский бассейн . — Хорошо, не аквадискотека! ; А зачем вообще поднимать эту тему, вы паникер или провокатор?

Карты с отметками бомбоубежищ Петербурга стали активно публиковаться в Сети еще с января, на фоне обострившейся ситуации с Украиной. Но доверять им не стоит — источник информации не указан, как и актуальные сведения о состоянии укрытий. В городском правительстве инициативное размещение таких карт оценили как распространение ложной информации, носящей провокационный и спекулятивный характер . Но альтернативы гражданам не предложили — заявив, что такие данные представляют государственную тайну.

 

Фото: Елена Лукьянова / Новая газета

Последний раз общие сведения по количеству убежищ публиковались десятилетие назад, со ссылками на региональное Управление МЧC. Тогда в Петербурге насчитывалось 4003 убежища общей площадью под 500 тыс. кв. м, рассчитанных на 1 млн человек; из них 2873 — это просто укрепленные подвалы жилых домов. Но признавалось, что лишь 1130 убежищ, включая станции метро, отвечают требованиям гражданской обороны.

По той статистике выходило — случись что, укрыться в таких местах сможет до 250 тысяч человек (население Петербурга — 5,37 млн).

Последняя масштабная инвентаризация заглубленных помещений в зданиях и сооружениях, необходимых для укрытия населения проводилась по стране, в том числе в Петербурге, в конце 2015 года.

Городской казне она обошлась в 1,5 млн, заказчиком выступал комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Результаты инвентаризации были рассмотрены на заседании межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они, как сказано в протоколе, представлены в Главное управление МЧС России по Санкт-Петербургу , а технические характеристики объектов направлены в администрации районов для учета при планировании .

Однако Новой в пресс-службе регионального Управления МЧС заявили, что общегородского перечня адресов убежищ у них нет, а территориальные должны быть в районных администрациях — к ним и обращайтесь.

Выбрав одну из них — Петроградского района, Новая обнаружила на официальном сайте его администрации лишь упоминание о прошедшем накануне турнире по стрельбе среди пенсионеров. В пресс-службе администрации нам не смогли ответить, где и как граждане могут узнать адреса убежищ, и попросили перезвонить через час. Но до конца рабочего дня нужной информации так и не смогли предоставить.

 

Фото: Елена Лукьянова / Новая газета

В комитете по законности, правопорядку и безопасности сначала тоже взяли часовую паузу для консультаций, потом переадресовали к советнику главы комитета — но по указанному номеру никто не отвечал, а затем перестали брать трубку и по первому номеру. К исходу рабочего дня в комитете и вовсе отказали в предоставлении сведений по убежищам, сославшись на секретность таких данных. Куда же гражданам бежать, случись самое страшное? — Когда случится, тогда всех оповестят .

На то, чтобы добежать до укрытия после получения оповещения, методички по ГО отводят гражданам 10 минут. На сайте питерского МЧС заботливо размещена памятка образца пятилетней давности, которую рекомендуется распечатать, вложить в паспорт и носить при себе: по сигналу воздушной, химической или радиационной тревоги пройти в закрепленное защитное сооружение , адрес — прочерк.

Сами чиновники имеют возможность в случае чего немедленно спуститься в бомбоубежище — ими оборудованы и Смольный, и каждая из районных администраций. Надежными укрытиями с советских времен были оснащены и стратегические предприятия.

Остальным гражданам остается лишь воспользоваться станциями метро или упомянутыми заглубленными укрытиями — если найдут, где они.

Зачастую под такими укрытиями понимаются подвалы домов и подземные паркинги. Судя по техзаданию госзакупки на инвентаризацию-2015, размещены они по городу очень неравномерно. Например, в документации по Курортному району значилось 146 адресов, а по Приморскому и Красносельскому — всего по 16. Разнится и указанная площадь таких помещений — от 40 кв. м до нескольких десятков. Самые масштабные обнаруживаются при ТЦ Сенная — 21 тыс. кв. м, и еще рядом, в здании напротив (ул. Ефимова, 2) — 5800 кв. м.

При ядерном взрыве доза самых опасных изотопов в зоне поражения по прошествии 49 часов падает в 100 раз, а через 14 дней — в тысячу. Чтобы в укрытии можно было отсидеться продолжительное время, они должны иметь запасы воды, продовольствия, раскладушек и сантехнических средств. Программы такого оснащения есть, но адреса и объемы — тоже гостайна.

Подсказкой при поиске убежища может послужить оголовок вентиляционной шахты — такие встречаются большей частью во дворах старой части города. Но не факт, что эта примета приведет к пригодному бомбоубежищу — многие из них давно заброшены.

 

Фото: Елена Лукьянова / Новая газета

Немалая доля упомянутых в техзадании по заглубленным укрытиям адресов — это низкие смрадные подвалы жилых домов, зачастую залитые водой.

В пору холодной войны глубокие подвалы домов дореволюционной застройки оборудовались основательно, сообразно действовавшим тогда строгим нормативам: разделенные тамбуром металлические двери с надежными засовами, оборудованный запасной выход, расширительные бачки на водопроводных трубах, вентили и рубильники на подведенных коммуникациях, устанавливались даже ручные насосы для принудительной вентиляции (на случай отключения электричества) и сменные фильтры на воздуховодах. Кое-где такие бункеры все еще неплохо сохранились, но их считанные единицы.

В последние годы предусмотрительные состоятельные граждане все чаще сами закладывают опцию убежища при постройке индивидуальных домов. Есть немало строительных компаний, предлагающих обустроить в частных владениях бомбоубежище или купить готовое, стоимость квадратного метра может достигать нескольких тысяч долларов. Встречаются и объявления о продаже готовых объектов. Частный дом (247 кв. м) с бомбоубежищем в Московской области предлагают за 18 млн, а дом в 800 квадратов в Ессентуках — с бассейном, оранжереей и бомбоубежищем — за 45 млн. В Петербурге за почти вдвое большую сумму продают участок с отдельным зданием (550 кв. м) над бывшим бомбоубежищем, где еще недавно работал клуб с танцплощадкой.

Ну а тем, у кого таких денег нет, остается обойтись выставленной на продажу дверью для бомбоубежища за 39 тысяч ( толщина 18‒20 см, вес порядка 1 тонны ) или советской табличкой с надписью Бомбоубежище — всего за 100 рублей.