Есть и просто вопиющие случаи.
Так, в одной из школ Берлина учитель вывесил фотографии русских детей на доску позора за то, что они русские. А в школе британского Манчестера ученика младшего класса из России заставили формулировать отношение к президенту Владимиру Путину и его действиям на Украине.
При этом члены СПЧ подчеркивают, что «никто за акты насилия и унижения» перед нашими соотечественниками не извинился и, похоже, не собирается. Напротив, кажется, огромное количество граждан «прогрессивного сообщества» готовы сегодня травить россиян только за то, что они граждане РФ.
В Совете надеются получить ответ от коллег из европейских правозащитных организаций: «Каким образом прямая травля и дискриминация по национальному признаку сочетается с правами человека?»
О том, что против русских за границей развернулась настоящая травля, ранее информировала и уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.
«Люди, которые просто делают свою работу, пытаются в сложных условиях жить, содержать семью, подвергаются нападкам из-за своей национальности. В социальных сетях озлобленные иностранцы оскорбляют школьников и студентов родом из России. Жители Европы и США винят их в происходящем на Украине только за то, что они русские», — написала она на своей странице в Instagram.
Не секрет, что Запад и раньше страдал определенного рода предвзятостью и стереотипами в восприятии нашей страны. Но в последнее время он находится в каком-то русофобством угаре. Просто пышет ненавистью. Что проявляется как в риторике официальных лиц, которые не стесняются уже открыто называть нас врагами, так и на бытовом повседневном уровне.
Доходит до того, что рестораны отказываются обслуживать русских. Подобные факты имели место в Германии, где хозяин одного заведения под Штутгартом разместил на сайте объявление: «Посетители с российскими паспортами в нашем ресторане не приветствуются». И в Португалии — там с такой проблемой столкнулись туристы из России.
Но страдают от подобной дискриминации не только простые граждане. Обструкции подвергают даже всемирно известных россиян.
Так, после начала спецоперации на Донбассе в Нью-Йорке были отменены концерты дирижера Валерия Гергиева и пианиста Дениса Мацуева. За то, что они поддерживают президента России. Более того, бургомистр Мюнхена Дитер Райтер требует теперь от Гергиева изменить свою позицию и дистанцироваться от действий своей страны, грозя ему потерей работы. Валерий Абисалович с 2018 года является главным дирижером Мюнхенского филармонического оркестра.
Досталось и нашему шахматисту Сергею Корякину. Он тоже публично одобрил спецоперацию на Донбассе, сказав, что власти Украины поставили под угрозу «безопасность всей Европы и нашей страны в угоду своим политическим целям и амбициям». Но руководству FIDE это не понравилось. Против Корякина и другого шахматиста Сергея Шипова завели дело, обвинив гросмейстеров в нарушении этики и дисциплины организации.
Но дальше всех, пожалуй, пошел адвокат по правам человека из Австралии Джеффри Роббертсон, который предложил наказывать всех россиян, проживающих в западных странах, имеющих с Западом связи в области бизнеса, спорта или искусства.
«Им следует запретить доступ к западной жизни и культуре, и их следует рассматривать как врагов демократии, если они не смогут отмежеваться от атаки на Украину», — заявил австралиец.
И такую дискриминацию он считает абсолютно нормальной.
В общем, ничего нового. Европа уже переживала нечто подобное в прошлом веке (Штаты, кстати, тоже), а закончилось все — холокостом. Разница лишь в том, что тогда в жернова европейского расизма попали люди еврейской национальности. Сейчас Запад пытается расчеловечить всех, кто считает себя русским по происхождению, по духу или по образу мыслей. И понятно, что призывы к европейским правозащитникам в данном случае тщетны…
Но как будем тогда отвечать?
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила доцента кафедры государственно-правовых дисциплин РАНХиГС при президенте России, юриста-международника Киру Сазонову:
— Конечно, все, что связано с бытовым национализмом это вещь безумно тяжелая. Потому что он вспыхивает, как сухой порох, и потом его очень сложно потушить. Все, что связано с национализмом, безусловно, лечится только государственным вмешательством. И просветительской деятельностью.
Но когда государство встает на сторону националистов и либо поощряет — как это было в нацистской Германии, либо просто предпочитает закрывать глаза на происходящее, как в современных западных государствах, происходит то, что мы видим. Плюс срабатывают все самые худшие человеческие, скажем так, паттерны (набор стереотипов и шаблонов — ред.) именно из области социологии. Это связано с любым форматом коллективной травли. То есть, несколько зачинщиков начали, молчаливое большинство поддержало, и вот у вас уже есть категория парий, отверженных, на которых будут, собственно, спускать всех собак.
Тут можно вспомнить не только евреев, но также и цыган. Просто про них гораздо меньше говорили — до, во время и после Второй мировой войны. Но вообще категория, мягко говоря, пострадавшая, и страдающая до сих пор. Термин ромофобия, это абсолютно официальный термин того же самого Совета Европы. Более того, если мы посмотрим, например, на антисемитизм, то он тоже в последние годы активно поднимает голову в Европе. Поэтому, на мой взгляд, это все звенья одной цепи.
То есть, вот эта привычка ненавидеть и осуществлять некую такую ксенофобию, это, к сожалению, то, с чем сейчас столкнулся именно западный мир. Хотя, казалось бы, у них такой тяжелый, грустный опыт. И, тем не менее.
«СП»: — Но Запад, это, вроде как, вселенная толерантности сегодня. Разве нет?
— Да, только, как выяснилось, эта толерантность «всеобщая» исключительно выборочная. В отношении определенных меньшинств, определенных целевых категорий. И при этом мы видим, что законопослушное русскоязычное население подвергается травле, в общем-то, по абсолютно политизированным причинам. Никто не разбирается в том, что произошло. Люди просто страдают из-за того, что они, собственно, изменить не могут. То есть, свое происхождение — вот они такие, какие они есть. В этом, кстати, один из базовых, философских аспектов любого геноцида — людей дискриминируют, а иногда убивают и уничтожают за то, что они не могут изменить.
«СП»: — Как следует нам действовать?
— Честно говоря, все мы прекрасно понимаем, что самый надежный формат, это формат, связанный с возвращением на свою историческую родину. Потому что для того и существует родное материнское государство, чтобы создавать некую такую площадку безопасности, на которой гарантировано вас не обидят.
Многим непонятно, почему две тысячи лет евреи настолько яро стремились к созданию собственного государства. Вот по этой самой причине. Потому что когда ты находишься у себя дома, ты, во-первых, устанавливаешь свои порядка. Во-вторых, действительно, ты живешь без оглядки назад.
Понятное дело, что сегодня в условиях глобализации, когда уже и смешанные семьи, и люди с двумя-тремя паспортами, этот сюжет не для всех является возможным.
Но, я считаю, все равно многое может сделать наш МИД. Многое может сделать любое консульство, если оно есть в соответствующей стране. Как минимум, фактом привлечения внимания к проблеме. И методичным фиксированием главных фактов.
«СП»: — Что это даст?
— Может показаться, что один факт ничего не даст, и второй — ничего не даст. Но нужно копить вот эту условную «Белую книгу» преступлений. И со временем, когда, возможно, парадигма международных отношений изменится, все эти зафиксированные факты, они, действительно, помогут доказать те ужасы, которые творились. Поставить это все на вид. И вновь призвать европейцев и людей Запада — в самом широком смысле — даже не то, что к ответственности… А просто пристыдить.
Потому что, действительно, грустно и печально оттого, что это не в первый раз. И даже не во второй. Европейцы, по сути, на эти грабли национализма уже не просто наступают, они на них пляшут.
Светлана Гомзикова
Комментарии