Россия готовится к переучреждению Украины

На модерации Отложенный

Контуры политической спецоперации уже начинают проявляться

Проводимые на фоне военной спецоперации переговоры Украины и России для последней важная формальность. Вне зависимости от результата они необходимы для перехода к политическим задачам по переучреждению соседнего государства. Пропагандистская машина РФ уже заводится. Из инструментов, которые Кремль мог бы рекомендовать будущим киевским властям, в наличии, похоже, есть всеобщий либо региональные референдумы о федерализации, а также конфедерация народных республик. Но чем дольше будут идти силовые действия, тем более вероятен прямой раздел этой страны.

Показать Украине, что будет значить для нее «настоящая декоммунизация», которая не остановится на символическом полпути, президент России Владимир Путин обещал в своем вечернем обращении к гражданам обеих стран 21 февраля.

В утреннем же заявлении от 24 февраля о начале военной стадии спецоперации России Путин немного приоткрыл занавес уже перед перспективами ее второго этапа – политического. «Ни при создании СССР, ни после Второй мировой войны людей, проживавших на тех или иных территориях, входящих в современную Украину, никто никогда не спрашивал о том, как они сами хотят обустроить свою жизнь. В основе нашей политики – свобода, свобода выбора для всех самостоятельно определять свое будущее и будущее своих детей. И мы считаем важным, чтобы этим правом – правом выбора – могли воспользоваться все народы, проживающие на территории сегодняшней Украины, все, кто этого захочет», – пояснил российский президент.

Поэтому-то переговоры на границе Украины и Белоруссии имеют для РФ, с одной стороны, формальное значение, показывая ее стремление к миру. Но, с другой стороны, эта та необходимая формальность, без которой невозможен переход к реализации плана Путина по переучреждению второй по величине славянской республики бывшего СССР. Понятно, что это потребует сбора медийно-пропагадистской группировки в гораздо более крупных объемах, чем нынешняя военная. Особенно в той ситуации, если, а точнее – когда силовая фаза «демилитаризации и денацификации Украины» затягивается.

Вот тут и пригодится создаваемый сейчас образ России как рассерженной хулиганством младшей сестры, но по-прежнему заботящейся о ней сестры старшей. Множество жителей Украины с таким распределением ролей, конечно, не согласятся, но Москва, очевидно, от него не отойдет – в том числе и по своим внутриполитическим причинам. Так что части политических украинцев, которых будут привлекать во вновь формируемые органы власти, придется эту парадигму принимать. Хотя бы для того, чтобы примирить себя с возможными сложными решениями по поводу государственного устройства принужденной к «русскому миру» Украины. Вербовка таких лоялистов, очевидно, не прекращалась все последние восемь лет, а сейчас только усилилась. Правда, пока идут столкновения, их публике, судя по всему, показывать не станут: Кремлю, как представляются, нужны не столько квислинги, сколько богданы хмельницкие. И теперь в качестве точки сбора наконец появился некий документ – «Манифест об образовании государства Федеративная Республика Украина».

Он опубликован 27 февраля на неком международном дискуссионном интернет-портале «Мир и мы» – судя по содержанию, абсолютно пророссийском и напоминающим многочисленные ресурсы, опекаемые Россотрудничеством, RT и прочими госпропагандистами. Как говорится в предваряющем манифест сообщении, тот якобы уже обсуждается «в областных и городских советах Харьковщины, Николаевщины, Сумщины и других областей Украины».

Среди заявителей манифеста указан еще и «свободный народ Черниговской области». Пересказывать содержание данного документа нет смысла, можно только заметить, что он весь построен на недавних и прежних рассуждениях Путина по поводу прошлого и настоящего украинской государственности.

Главное же, что в этом манифесте провозглашается: «Мы, представители областей Украины, имея в наших сердцах честность наших намерений, от имени и по уполномочию народов этих областей, торжественно записываем и заявляем, что эти области являются и по праву должны быть свободными и независимыми, что они освобождаются от всякой зависимости по отношению к киевской власти и что все политические связи между ними и государством Украина должны быть полностью разорваны, что в качестве свободных и независимых государств они полномочны объявлять войну, заключать мирные договоры, вступать в союзы, вести торговлю, совершать любые другие действия и все то, на что имеет право независимое государство». Авторство документа значится за неким советом депутатов областей Украины.

Вполне возможно, что пока это не более чем самодеятельность отдельных пророссийских украинских политиков, но дело в том, что и Кремлю придется идти по примерно тому же пути. Отдельные проговорки уже появляются в медиапространстве. Скажем, председатель Госсовета Республики Крым Владимир Константинов на днях обмолвился в разговоре с изданием ura.ru: дескать, как единое государство Украина, похоже, «из этой ситуации не выйдет». «И речь даже не о выходе из ее состава ДНР и ЛНР. Это уже свершившийся факт. Но все остальное, по всей видимости, придется разделить примерно на три части, у каждой из которых будет своя судьба. Как долго – сейчас рассуждать не время», – заметил спикер парламента. О федерализации Украины предлагают поговорить и в КПРФ.

Напомним, что российские власти прямо указывают на три подарка «исторической Украине», то есть Малороссии. Это Новороссия – нынешние южные регионы страны, Донбасс и бывший польский запад, когда-то, впрочем, находившийся в составе Российской империи – за исключением Львова и Ужгорода. Таким образом, за вычетом ДНР и ЛНР действительно получается три больших куска. Поэтому вариант с будущими то ли референдумом, то ли плебисцитом, который после военной спецоперации в любом случае придется устраивать только в формате «голосования на пеньках», может быть реализован и через такую укрупненную структуру Украины. Во всяком случае, в формате временной конфедерации народных республик это будет проще, чем проводить такое голосование по всем нынешним областям. А главное, такую конфедерацию можно будет и легитимизировать.

Не исключен и вариант с неким «народным парламентом», который переучредит Украину как бы от имени ее народов, но их самих в связи со сложной ситуацией на местах спрашивать не станут. В принципе конформистское большинство населения – столь же большое в Украине, как и в России, – согласится и с таким сценарием. Особенно если он будет сопровождаться щедрым финансированием. Если же его не предвидится, то будет сложнее, а если силовая фаза затянется или резко ужесточится, что приведет к примерно одинаковым последствиям, то будет вообще очень сложно. Так что не исключено, что Кремль сразу начнет играть вариант разделения нынешней Украины, а точнее, выделения из нее стратегически более значимых частей и частей второй категории. К первой будут отнесены восток и юг, ко второй – центр и часть запада, а на остальной части Украины можно будет продолжить противостояние с НАТО.