Чем ограничены наши знания

Вопрос о познаваемости и путях познания мира для философии является важнейшим, основным и фундаментальным. Этот раздел философии называют гносеологией или эпистемологией, т. е. учением о познании и его возможностях, об отношении знания к конструктивной реальности, исследовании предпосылок, оснований и условий достоверности то есть истинности.

Природа нас обманывать не может, ведь мы не вне её, мы её обособившаяся подсистема. И наше познание не просто отражение реальности, а сложный процесс адаптивно-познавательных взаимодействий. Мах и рассматривал теорию познания как человеческий способ экономного упорядочивания данных опыта в целях успешной адаптации к среде.

Познание - это процесс получения, хранения, переработки и систематизации осознанных психических образов конструктивной реальности.

Доступна ли реальность нашему познанию? Бесспорно, иначе бы мы не выжили. Термин . agnostos – означает непознаваемый. А если задать хромой вопрос - существуют ли принципиально непреодолимые преграды на пути познания «объективной действительности» в том виде, как она существует «сама по себе»?  Конечно же ДА!. Попробуем разобраться.

Если исходить из следующих посылок:

1. Мы действительно познаем мир с помощью наших органов чувств и нашего собственного разума.

2. Мир нам дан как «явление», а не как «вещь сама по себе».

Следовательно мир «как он есть» и «сам по себе» нашему познанию действительно недоступен.

Но это отнюдь не повод для огорчений и не означает, что рассуждающий подобным образом агностик.

Дело в том, что вторая посылка содержит неопределимый термин «вещь сама по себе». Если субъект познаёт мир с помощью чувств и разума, то, естественно, он не может выйти за их пределы. А если он пытается говорить о познании вещи самой по себе, то тем самым он ставит заведомо неосуществимую задачу: это всё равно, что ставить задачу взаимодействовать с вещью с которой невозможно взаимодействовать.

Мы принадлежим к материальному миру, познаем лишь НАШЕ взаимодействие с ним, и тем самым признаём, что природа в известном смысле осуществляет собственное самопознание. Бессмысленно говорить о свойствах самих по себе, вне отношений и связей. Свойства проявляются только в отношениях и взаимодействиях, мы участники этих взаимодействий, это и дает возможность познавать, это и означает, что мир познаваем. Позади взаимодействия познавать нечего. Выскочить за пределы человеческого способа познания мы действительно не можем, но при чём здесь агностицизм?

Разве могли бы мы знать, как пахнет роза, если бы мы её никогда не нюхали? Да, Земля существовала до человека и человечества, но знания об этом – нет. Бронтозавры бродили по планете и 100 миллионов лет тому назад, но они стали для науки объектом исследования только тогда, когда мы лет сто назад нашли кости, измерили, сопоставили, назвали этих звероящеров бронтозаврами. А до этого для нас их не было не потому что наши понятия слабы, а потому что они не входили в круг наших понятий.