Когда цены в Израиле пойдут вниз: глава финкомиссии кнессета Алекс Кушнир ответил "Вестям

Пока внимание всего мира приковано к событиям в Украине, в Израиле идет собственная битва - с ростом цен. Эта проблема, вызывающая массовое недовольство граждан, - тема интервью "Вестей" с главой финансовой комиссии кнессета Алексом Кушниром

В те дни, когда внимание всего мира приковано к событиям в Украине, главе финансовой комиссии кнессета Алексу Кушниру приходится размышлять, как отразятся эти события на экономике Израиля, плотно завязанной на связях с обеими странами конфликта. Уровень цен в Израиле и без того высок, а в условиях войны между двумя крупнейшими поставщиками пшеницы и нефти грозит взлететь еще выше. Что будет делать в этой ситуации финансовая комиссия израильского парламента - орган, который рассматривает и утверждает важнейшие решения и законы в экономической сфере? "Вести" задали вопросы о ценах Алексу Кушниру - и вот какие ответы получили

- Позвольте начать с политического вопроса. Ранее о влиянии войны в Украине на экономику Израиля говорил глава партии НДИ, министр финансов Авигдор Либерман. И в связи с этим хочется спросить вас вот о чем. В СМИ неоднократно появлялись упреки в том, что, мол, Кушнир поставлен во главе финкомиссии, чтобы автоматически проводить все решения главы минфина и НДИ Либермана. Насколько вы самостоятельны в своей парламентской деятельности?

 

- Такие упреки еще можно было как то более-менее серьезно воспринимать в самом начале моей работы на этом посту. Но сейчас это как-то несерьезно. Те, кто интересуется происходящим, и знает, какую работу провела комиссия при обсуждении бюджета, не скажет, что мы автоматически выполняем указания. В окончательном варианте госбюджета на 2021-2022 годы было множество поправок и изменений, внесенных финансовой комиссией. И закон об экономическом регулировании выглядел бы совершенно иначе, если бы мы бездумно утверждали спущенные из минфина предложения.

 

Естественно, что по многим вопросам мы с министром финансов согласны, у нас очень похожие взгляды на экономические процессы. Тем не менее, есть множество вопросов, которые напряженно обсуждаются на уровне комиссии и минфина. И если есть разногласия, мы стараемся их решать путем переговоров.

Самый острый вопрос последнего времени - дороговизна жизни и рост цен. Давайте конкретно: что уже реально сделано и когда потребители почувствуют плоды реформ?

 

- Давайте начнем с причин этого явления. Многие сектора израильской экономики находятся в руках монополистов, что не дает возможности развиваться конкуренции. Это относится в первую очередь к пищевым продуктам - пять-шесть компаний контролируют весь рынок. И десятки лет с этим никто ничего не делал. Мириться с таким положением дальше невозможно.

 

Первое, что сделало новое правительство в рамках бюджета на 2021-2022 год - это снятие бюрократических барьеров для малых и средних импортеров. Когда реформа войдет в силу, продукты и товары, которые продаются в США, Европе и других странах, не должны будут проходить дополнительную стандартизацию в Израиле. Это позволит открыть рынок для конкуренции.

Еще один шаг - отмена таможенных пошлин на целый список импортируемых товаров. Там много позиций, долго перечислять, от продуктов питания и до стройматериалов и аккумуляторов для автомобилей. А это немалые деньги - пошлина составляет 12%. Как только реформа будет запущена - а через несколько недель будут подписано распоряжение министра финансов, - это должно привести к снижению цен во многих секторах. Но только при условии нормальной конкуренции.

 

- Вы считаете, что до потребителя эти деньги дойдут? Многие экономисты говорят, что импортеры и торговые сети просто увеличат свою прибыль, а покупатель в итоге изменений не заметит.

 

- Во-первых, уже создана специальная комиссия при минфине, которая занимается анализом монополизации рынка. Она определит, в каких секторах экономики конкуренция недостаточна. Государство не может и не должно контролировать ситуацию в условиях рыночной экономики, оно обязано вмешиваться только в тех случаях, когда эти механизмы не работают. А дальше дело за такими органами, как Антимонопольное управление.

И, конечно, нужны новые законы. Я продвигаю один такой законопроект - о более адекватной раскладке товаров в супермаркетах. Поясню. Сейчас крупные компании, к примеру "Осем", имеют возможность размещать свою продукцию на очень больших площадях в супермаркетах. Соответственно, малым импортерам, готовым продавать аналогичную продукцию по более низкой цене, намного сложнее получить выгодные позиции. Эту ситуацию мы хотим изменить, введя ограничение для крупных производителей и импортеров: их товары должны занимать не более 50% площади стеллажей.

 

То же касается и сельского хозяйства - из-за отсутствия нормальной конкуренции цены на овощи и фрукты в Израиле выросли в два раза за последние 10 лет. И тут правительству придется преодолеть противодействие аграрного лобби, которое не согласно на усиление конкуренции. Помимо открытия рынка для более свободного импорта, фермеры получат прямые субсидии и смогут развивать высокие технологии в сельхозпроизводстве.

 

Все это в комплексе должно привести к снижению цен.

 

- Это произойдет в будущем, а что делается, чтобы улучшить жизнь социально слабых слоев населения в условиях дороговизны уже сейчас?   

- Кардинальные изменения и смена приоритетов в госбюджете позволили правительству уже в начале 2022 года перенаправить очень серьезные суммы именно на помощь этим людям. С января 2022 года увеличены пособия и соцнадбавки для пожилых людей на 560 шекелей в месяц. Пережившие Катастрофу получат дополнительно около 2500 шекелей в год. То же касается ветеранов Второй мировой войны и инвалидов. Выплаты солдатам срочной службы тоже увеличатся.

 

- А как обстоят дела с работающими семьями, которые жалуются на введение новых налогов и постоянно растущие расходы?

 

- Уже многое делается именно для этого слоя населения - самого многочисленного, для работающих израильтян, которые вносят свой вклад в экономику страны и платят налоги. Программа экономического реформирования, представленная недавно министром финансов, говорит именно об этом.

 

Например, вводятся дополнительные налоговые льготы (некудот зикуй), жители таких городов, как Ашкелон, Ашдод, Офаким, Кармиэль, получат субсидии на оплату продленок для детей.

В сумме это дает прибавку семье на 250 шекелей в месяц. Таким образом, впервые за многие годы работающие семьи в Израиле получат возможность увеличить свой свободный доход.

Подытоживая, хочу подчеркнуть, что мы, с одной стороны, увеличиваем конкуренцию, чтобы снизить цены, с другой - помогаем социально слабым слоям населения и повышаем свободный доход тем, кто работает и платит налоги.

 

- В последнее время раздаются призывы снизить налоги на бензин, что позволит очень быстро остановить подорожание. От цены на бензин напрямую зависят расходы почти каждой израильской семьи, но и очень многие экономические цепочки в стране. Этот вариант не рассматривается?

 

- Частично колебания цен на топливо отражают ситуацию на мировых рынках. С этим мы ничего поделать не можем. И вопрос цен на горючее надо решать очень осторожно. Подсчеты показывают, что для снижения цены бензина на 0,5 шекеля за литр государству надо будет потратить 3,5 млрд шекелей. Было решено взять большую сумму - 4,5 млрд шекелей - и направить эти деньги напрямую на помощь работающим семьям, о которой я говорил.

 

И тут мы снова подходим к вопросу: как государству правильно распределять средства? Это важный вопрос, поскольку он влияет на бюджет государства точно так же, как на бюджет семьи. Возьмем такой пример. Прошлое правительство последние полтора года разбрасывало деньги налево и направо. В результате государство оказалось в долговой яме размером 160 млрд шекелей. Это гигантская сумма. Только проценты по этому долгу составляют 40 млрд шекелей в год. Для сравнения скажу, что строительство новой больницы в Израиле стоит 2,5 млрд шекелей. Понимаете, о каких суммах речь? 

 Резкой критике в последние дни подверглась программа поэтапного увеличения минимальной зарплаты. Люди говорят, что добавка слишком маленькая, процесс растянется на несколько лет, и волна подорожаний все это повышение быстро “съест”. Вы считаете, что программа построена правильно?

 

- У этой программы есть четкое экономическое обоснование. Если, к примеру, увеличить минимальную зарплату в два раза, расходы работодателей вырастут более чем в 2,5 раза. Следовательно, бизнесу придется повышать цены. К чему это приведет? К очередной волне подорожаний.

 

Любое экономическое исследование показывает, что резкое повышение минимальной зарплаты приводит к инфляции. А учитывая глобальные процессы, от которых маленькая израильская экономика очень сильно зависит, может произойти резкий инфляционный скачок.

 

В Израиле всего 18% получающих минимальную зарплату заняты в госсекторе, остальные - работают на частный бизнес. Резкое повышение минимальной оплаты труда может привести не только к росту цен, но и к увольнениям и безработице.

 

- Давайте обсудим еще один аспект дороговизны - проблему жилья. Цены за последние годы взлетели и продолжают расти. Насколько принимаемые правительством меры способны охладить этот сегмент рынка и хотя бы остановить подорожание?

- Ситуация проблематична, спрос сильно опережает предложение. Долгие годы предыдущее правительство пыталось регулировать спрос вместо того, чтобы увеличивать предложение. Я очень рад, что нынешнее правительство мыслит иначе. В рамках обсуждения бюджета министры финансов, строительства и внутренних дел приняли совместное решение об ускоренной реализации земельных участков. Мы надеемся, что это позволит за несколько лет преодолеть нехватку предложения на рынке жилья.

 

Одновременно упрощены условия для реновации старого жилого фонда. Внесены корректировки, позволяющие проводить капитальный ремонт зданий и их перестройку с меньшими проволочками.

 

Еще один момент - активное строительство жилья для долговременной аренды. И этот шаг также направлен на увеличение предложения.

 

- Ваш прогноз: когда израильтяне смогут увидеть реальные изменения? Когда цены хотя бы прекратят резко расти?

Сейчас сложно давать точные прогнозы. Я выскажу осторожное предположение: думаю, к концу 2022 года будут видны первые признаки стабилизации цен. А в следующие два года они начнут снижаться.

 

- Известно, что вы активно продвигали законопроект о субсидировании защищенных помещений для жителей обстреливаемого Ашкелона. Что с этим законом сейчас?

 

- Действительно, это было одним из предвыборных обещаний НДИ жителям города. И мы очень близки к началу реализации этой программы. В рамках госбюджета было выделено 250 млн шекелей именно на эти цели. Позднее удалось увеличить эту сумму еще на 70 млн шекелей, благодаря содействию министра финансов Либермана. Ашкелонцы из социально слабых слоев населения получат 100-процентную субсидию от государства на достройку защищенных помещений в квартирах (МАМАД). А остальные жители города смогут получить льготную ссуду на всю стоимость строительных работ.

 

Тут важно подчеркнуть еще один момент. Помимо защиты от обстрела, эта комната повышает рыночную стоимость квартиры.

 

Я думаю, что уже в начале следующего года мы увидим первые построенные в Ашкелоне защитные помещения.

 И о политике. Каковы, на ваш взгляд, шансы коалиции, в которую входит и ваша партия НДИ, удержаться у власти до конца каденции?

 

- Я считаю, что коалиция выживет и справится с разногласиями. Все партнеры осознают важность сохранения этого правительства. И если оставить ссоры за кадром и проанализировать ситуацию, все понимают, что всего за 8 месяцев новому правительству удалось сделать столько, сколько его предшественники не сделали за многие годы.

 

Поэтому я уверен, что несмотря на все трудности, удастся договориться и продолжить работу.

 

Да, эта коалиция очень разношерстна, тем не менее, все понимают важность поставленных целей для страны и общества. Кстати, это не только экономические задачи, но и социальные. Мы неоднократно преодолевали кризисные моменты и разногласия, и сможем делать это и дальше. Только так сможем сохранить единство до конца каденции