Сырьевой шок: Цены на газ, зерно и металлы взлетели после начала боевых действий на Украине

На модерации Отложенный

Сырье и кризис

Военная операция России против Украины, о которой неделями предупреждали западные страны и в которую не хотели верить ни граждане, ни инвесторы, посеяла хаос на мировых сырьевых рынках.

Цена газа в ЕС взлетела на 60% и достигла 1636 долларов за тысячу кубометров после того, как танки перешли границу, а европейские чиновники начали обсуждать отключение России от SWIFT в рамках пакета самых жестких в истории сообщества санкций.

ЕС на 40% покрывает потребление газа поставками из России, но зависимость «Газпрома» от ключевого потребителя еще больше: 83% его экспорта уходит в направлении Европы.

Котировки пшеницы в США взлетели на 6% и достигли 9-летнего максимума — 926 долларов за бушель. На этом лимит Чикагской биржи был исчерпан. На торгах в Лондоне зерно обновило исторические рекорды.

На тендере египетской GASC (госкомпания по закупкам зерна), который запланирован на четверг, французская пшеница уже предложена по 399 за долларов тонну. Стоимость фрахта удвоилась и достигла 49,55 доллара за тонну.

 


Россия — крупнейший мировой экспортер пшеницы с годовым объемом поставок до 40 млн тонн, а вместе с Украиной обеспечивает 20% мирового экспорта, отмечает стратег по сырьевым рынкам ING Уоррен Паттерсон.

Самый плохой сценарий заключается в том, что значительная часть российского и украинского зерна не будет поставлена на глобальный рынок, в этом случае котировки превысят 400 долларов за тонну, пишут аналитики «СовЭкона».

Помимо зерна, Россия контролирует 44% мировой добычи палладия, 12% — платины, 10% — никеля и 6% — алюминия, отмечает Патерсон.

Палладий на бирже COMEX подорожал на 7,7% за день и торгуется на максимумах за полгода (2630 долларов за унцию). Цены на никель обновили рекорд за 11 лет, достигая почти 26 тысяч долларов за тонну.

Алюминий стоит рекордно дорого с 2008 года — 3470 долларов за тонну.


Жесткие санкции против России будут иметь далеко идущие последствия не только для углеводородов, но для всего сырьевого сектора, говорит Паттерсон.


Следствием станут дальнейшие проблемы с инфляцией, которая в США уже находится на рекордных за 40 лет отметках, а в Европе — на пике за все время существования зоны евро, предупреждает Питер Гарнри, глава стратегии Saxo Bank.

Ключевой вопрос, считает он, заключается в том, до какой степени США и Евросоюз готовы терпеть ущерб своим экономикам из-за санкций против России, которая к тому же может предпринять ответные меры в части поставок газа и промышленных металлов.

«В Европе особенно уязвимы Германия, Италия и Нидерланды, которые зависимы от российского сырья», — говорит Гарнри.