Мастер-класс от классиков литературы

На модерации Отложенный

 

О творчестве и вдохновении

 Классик — это писатель, произведения которого имеют непреходящую ценность. Думаю, современным авторам небезынтересно будет прочитать высказывания классиков литературы о творческой деятельности. 

 Лауреат Нобелевской премии в области литературы Александр Солженицын на встрече в Ростовском университете 20 сентября 1994 года на вопрос, как стать писателем, ответил: «Кто хочет быть писателем?.. — Боже тебя упаси получать литературное образование и брать писательство специальностью. Погиб! Продашься и пойдешь по продажной дороге. И действительно, многие так продались. Да может быть, литературное образование и полезно писателю, только не с него надо начинать. Потому что задавляет поток чужих примеров, поток правил, поток системы…" 

 Любое творчество — это прежде всего вдохновение, которое Тургенев называл «приближением Бога». 

 Константин Паустовский в своей повести о писательском труде «Золотая Роза» пишет: 

 «Главное для писателя — это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи, даже в маленьком рассказе и тем самым выразить свое время и свой народ. В этом выражении ничто не должно сдерживать писателя — ни ложный стыд перед читателями, ни страх повторить то, что уже было сказано (но по-иному) другими писателями, ни оглядка на критиков и редактора. 

 Во время работы надо забыть обо всем и писать как бы для себя или для самого дорого тебе человека на свете. 

 Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты полагал. 

 Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества, усложняется и богатеет. 

 Это похоже на весну в природе. Солнечная теплота неизменна. Но она растапливает снег, нагревает воздух, почву и деревья. Земля наполняется шумом, плеском, игрой капель и талых вод — тысячами признаков весны, тогда как, повторяю, солнечная теплота остается неизменной. 

 Так и в творчестве. Сознание остается неизменным в своей сущности, но вызывает во время работы вихри, потоки, каскады новых мыслей и образов, ощущений и слов.

Поэтому иногда человек сам удивляется тому, что написал. 

 Писателем может быть только тот, у кого есть что сказать людям нового, значительного и интересного, тот человек, который видит многое, чего остальные не замечают». 

 На мой взгляд, кем бы ни был человек, ученым-философом или безграмотным пастухом, преступником или законопослушным гражданином, самим фактом своего существования на Земле он уже значителен и интересен, и каждый из нас привносит в этот мир что-то новое. Другое дело, что далеко не каждому удается во всей полноте выразить себя, и для сомневающихся в себе могу порекомендовать универсальную формулу успеха: чтобы добиться какой-то цели в жизни, нужно этого очень захотеть и постоянно работать в выбранном направлении. 

 Процитирую еще одного классика литературы Фазиля Искандера: «Я скажу такую вещь: существует жалкий предрассудок, что, садясь писать, надо писать честно. Если мы садимся писать с мыслью писать честно, мы поздно задумались о честности: поезд уже ушел. 

 Я думаю, что для писателя, как, видимо, для всякого художника, первым главнейшим актом творчества является сама его жизнь. Таким образом, писатель, садясь писать, только дописывает уже написанное его жизнью. Написанное его личной жизнью уже определило сюжет и героя в первом акте его творчества. Дальше можно только дописывать. 

 Писатель не только, как и всякий человек, создает в своей голове образ своего миропонимания, но неизменно воспроизводит его на бумаге. Ничего другого он воспроизвести не может. Все другое — ходули или чужая чернильница. Это сразу видно, и мы говорим — это не художник. 

 Поэтому настоящий художник интуитивно, а потом и сознательно строит свое миропонимание, как волю к добру, как бесконечный процесс самоочищения и очищения окружающей среды. И это есть наращивание этического пафоса, заработанное собственной жизнью. И другого источника энергии у писателя просто нет». 

 А для сомневающихся в своих силах начинающих авторов замечу, что ваше первое же произведение, если оно настоящее, может ожидать ошеломляющий успех, потому что первое произведение, как правило, впитывает в себя весь жизненный опыт автора и потому потенциал у начинающих писателей очень высок. Шансы добиться успеха у них не меньше, чем у знаменитых, но исчерпавших себя писателей, и в истории литературы можно найти немало примеров счастливого дебюта никому неизвестного дотоле автора. Иное дело, что подвергнувшись труднейшему испытанию неожиданно свалившейся славой, не всем в дальнейшем удается удержаться на уровне своего первого достижения, но это уже другая тема…

 Александр Ковалевский