Омар Хайям о старости и смерти: как принять свой возраст с достоинством
На модерации
Отложенный
Омар Хайям сравнивал старость с деревом, с которого человек пытается стрясти сладкий плод, но ни одной ягоды не осталось в густой кроне. Что чувствуешь в этот момент? Отчаяние, досаду, злость, жалость к самому себе. Твой кувшин не наполовину полон или наполовину пуст, он просто пуст. А душа томится от жажды.
Жить становится неинтересно, ибо финал давно известен. Не будешь же каждый день смотреть одну и ту же мелодраму, быстро надоест. То, что вызывало слезы и сочувствие, через время оставит равнодушным.
Уход друзей не будет восприниматься, как трагедия, он станет событием само собой разумеющимся, ведь жить вечно не удавалось еще никому.
Хайям дожил до 83-х лет и ничем не выдал свое недовольство приближением финала жизни. Он с утра до вечера преподавал, читал научные труды древних греков, занимался алгебраическими расчетами. Вел себя так, словно никогда не умрет, словно собирался жить вечно.
Своим ученикам он показал солнечную полянку под растущими деревьями, попросил похоронить себя на этом месте.
Какие мысли его одолевали? Что он чувствовал?
Великий Поэт оставил в назидание своим потомкам пронзительные строчки о том, как встретить старость с достоинством:
Принять, как неизбежное
Употребляй вовсю румяна, притиранья.
Но старость победить – напрасные старанья.
Сто раз произнеси, что ты – источник жизни,
Но век измерен твой, как сказано в Коране.
Люди бегут от старости, посадив себя на рис и воду. Занимаются физической активностью несколько часов в день. Поглощают тонны лекарств, обещающих оздоровить их сосуды. Будет ли от этого польза?
Среди стариков нет уставших от жизни. Все хотят задержаться на этом свете как можно дольше. У долгожителей спрашивают: а как вам удалось обхитрить природу? Они пожимают плечами. В их планы не входило так долго жить. Само собой получилось.
Смерить аппетит
Бестолково состариться нам суждено.
Время нас истолчет, словно в ступе – зерно.
Для чего мы посеяли столько желаний,
Если нам урожая собрать не дано?
Трагедия старости заключается в том, что душа остается молодой, а тело дряхлеет. Молодость души характеризуется безграничной фантазией, ожиданием чуда, любопытством, надеждами.
Весь этот клокочущий котелок энергии ограничивается телесной оболочкой, которая изнашивается и подводит.
Рассудок говорит время от времени: вот это мы делать не будем, вот это мы не сможем.
Как ограничить себя в желаниях? Жить в изоляции от мира? Отвернуться от его ярких красок и музыки?
Хайям так и не нашел ответа на этот вопрос, свел все к самодисциплине: не все то, о чем мы мечтаем, должно непременно сбываться. Смерим аппетит: проснулись, двигаемся, дышим, слышим. Это главное. Какие могут быть еще претензии и капризы?
Мечта о вечной жизни
Смерть торгов не ведет и не кажет лица.
На нее ты бежишь, словно зверь на ловца.
Чрево рыхлой земли – вот обитель покоя.
Пей вино. Этой сказке не видно конца.
Мой друг, которому хорошо за 50, говорит: "Мне бы еще 10 лет продержаться, а там, я уверен, изобретут какой-нибудь эликсир бессмертия". Он шутит, понимая, что всему свое время.
Возможно, он будет совершенно чужой на празднике жизни своих пра-пра-правнуков. Поймут ли они его? Полюбят ли? Какими будут люди? Для чего ему самому жить 300-400 лет? Какой в этом смысл?
Постараться насладиться жизнью
Останется зерно надежды на лугу
Твой сад перед тобой останется в долгу
Трать все – от ячменя до золотой монеты —
С друзьями, а не то достанутся врагу.
Не бояться
Смерть не страшит, поскольку там, где окажусь потом,
Найду я пышность цветника и постоянный дом.
Коль тело бренное Творец мне дал взаймы, на время, —
То и расстанусь с ним легко, не пожалев о том.
Не надо подводить итоги
У меня – ни двора ни кола во дворе.
Вся наличность моя – голова в серебре.
Пьянь. Бродяга. Болтун. А поскольку в сединах —
Борода, то и черт, как известно, – в ребре.
Старость омрачается вопросом: а что ты нажил, что хорошего ты сделал людям за свой длинный жизненный путь? Не стоит себя ни с кем сравнивать и сопоставлять. Жизнь нельзя переплавить в золотые слитки и взвесить их на весах. Нельзя стать величественнее, посчитав количество добрых поступков.
Люди сами придумывают себе смыслы и мотивы, сами вешают ярлыки. Не стоит этого делать. И тем более слушать чужие укоры.
Комментарии