Русский Константинополь
На модерации
Отложенный
Завеса. Османская империя, начало XIX века. Государственный музей Востока
В знаменитой коллекции историка моды Александра Васильева более полумиллиона предметов, связанных с миром моды. Часто коллекционер устраивает интереснейшие тематические выставки из своего огромного собрания. "Русский Константинополь" - это уже третья выставка Васильева в музее Востока. Она посвящена столетию исхода русских в столицу Османской империи, когда сто тысяч беженцев на 160 кораблях прибыли на берега Босфора. Участники Белого движения, их семьи и сторонники спешно покинули Россию, уплывая в Константинополь из Крыма.
Жизнь в Константинополе для большинства беженцев была тяжёлым испытанием. Лишь немногие, продав вывезенные фамильные драгоценности или на паях, смогли открыть русские заведения - кафе, магазины, аптеки, ломбарды. Остальные с большим трудом искали подработку - продавали всякую мелочь и свои вещи за бесценок на улицах, работали таксистами или ремонтниками, официатками. Приходилось радоваться тому, что Константинополь, вообще, дал приют.
1.
Но эта выставка не про нищету, она про то, как русские беженцы приспосабливались к жизни в совершенно чуждой для них среде. В пяти музейных залах представлены экспонаты из коллекции фонда Александра Васильева, а также Музея Востока, фонда Марджани и Дома Русского Зарубежья. Вызывает восхищение прекрасное состояние коллекции и роскошный визуальный ряд. Выставка рассказывает также о связи двух культур - русской и турецкой. Ведь до этого момента в Турции не было балета, оперы, симфонического оркестра. Именно русские открыли там балетную, оперную и музыкальные школы, студии драматического искусства, первые дома высокой моды, кабаре и рестораны.
Ещё можно успеть всё это увидеть - выставка открыта до 23 февраля!
2.
Атмосфера Константинополя воссоздана с помощью деталей интерьеров, фото и музыки, портретов и пейзажей, вечерних платьев и предметов туалета. Это тот образ Турции, какой её увидели сошедшие с кораблей беженцы из России - бедной, но сохранившей следы былой роскоши. Среди экспонатов - инкрустированная мебель, ковры, вышивки, металлическая и керамическая утварь, богато декорированная одежда.
3.
Складной стул. Османская империя. Сирия, втор. пол. XIX века
В европейской части Константинополя турецкие женщины любили принарядиться. Ливантийская мода представлена типичной турецкой вышивкой - это аппликация по сукну серебряным и золотым шнуром .
4.
Ротонды. Османская империя, 1900-е годы
5.
6.
7.
Мебель в византийском стиле, инкрустированная перламутром и верблюжьей костью, изготовлена сирийскими краснодеревщиками.
8.
Диван гостиный. Из семьи посла Дании в Константинополе. Османская империя, вторая половина XIX века
9.
Константинополь в тот период был центром туризма. Европейские туристы прибывали сюда на знаменитом Восточном экспрессе. В витринах представлены туристические сувениры для путешественников.
10.
11.
Куклы теневого театра "Карагёз" - на стене
12.
13.
14.
15.
16.
Такие столики предназначались для фруктов и восточных сладостей.
17.
После 1925 года в моду в Турции входит чёрный чай. Чайный столик для сервировки с подносом выполнен в стиле египтомании. Над ним висит работа, выполненная русским художником Петровым для туристов - турецкие бумажные деньги с видом Стамбула. В дальнейшем Этот художник расписал три кинотеатра и оперный театр Стамбула.
18.
Мебель. Османская империя. Сирия, кон. XIX века
19.
Ковёр молитвенный седжаде, втор. пол. XIX в. Шёлк, ворсовое ткачество. Государственный музей Востока
Комментарии
Ковёр молитвенный седжаде, втор. пол. XIX в. Шёлк, ворсовое ткачество. Государственный музей Востока
Мебель. Османская империя. Сирия, кон. XIX века
Куклы теневого театра "Карагёз" - на стене
Диван гостиный. Из семьи посла Дании в Константинополе. Османская империя, вторая половина XIX века
Мебель в византийском стиле, инкрустированная перламутром и верблюжьей костью, изготовлена сирийскими краснодеревщиками.
Ротонды. Османская империя, 1900-е годы
Складной стул. Османская империя. Сирия, втор. пол. XIX века
Завеса. Османская империя, начало XIX века. Государственный музей Востока
стесняюсь спросить... а русские здесь каким боком...?