Плати деньги, или перестань дышать

Конечно, на подобное требование Анатолия Борисовича все машут рукой, так как каждый житель России не воспринимает всерьёз ни самого знаменитого "реформатора", ни что-либо сказанное им. Однако в его словах есть кое-что, о чём стоит задуматься, ведь из его уст выскользнуло, что деньги в виде налога на СО2 в любом случае будут изъяты - либо в казну России, либо в бюджет Евросоюза…

 

 

По данным Всемирного Банка, по всему миру уже внедрена или запланирована к внедрению 61 инициатива по стимулированию снижения углеродных выбросов (31 - по торговле квотами и 30 - по внедрению углеродного налога). Однако эти инициативы покрывают только 22% мирового объёма выбросов парниковых газов.

 

По данным Всемирного Банка, по всему миру уже внедрена или запланирована к внедрению 61 инициатива по стимулированию снижения углеродных выбросов (31 - по торговле квотами и 30 - по внедрению углеродного налога). Однако эти инициативы покрывают только 22% мирового объёма выбросов парниковых газов.

 

Интересный поворот. Другими словами, Россия должна плясать под дудку Евросоюза и выполнять хотелки наших западных соседей…

 

Поражает то, что Чубайс призывает ввести углеродный налог незамедлительно, поэтому уже в 2022 году должно быть принято соответственное решение, а программа налогообложения должна быть реализована в 2023 году. Таким образом, начиная с 2024 года, бюджет России будет формироваться с учётом налоговой платы за «чистый воздух».

В противном случае, по мнению Чубайса, Россию ждут "тяжёлые времена", так как в 2030 году Евросоюз введёт тотальную углеродную пошлину на импортируемые из России продукты.

Так ли будет на самом деле, или не так, но Анатолий Борисович предлагает сделать это в России уже сегодня, игнорируя тем самым реализацию национальной "Стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов", игнорируя реализацию пилотного проекта торговли квотами на Сахалине, который реализуется с целью отработки методов контроля за выбросами СО2 и их учёту, а также игнорируя постоянно пересчитываемую поглотительную способность лесной экосистемы России.

Нужно ввести налог просто потому, что так нужно... Только вот кому нужно-то?

 

Во всей этой ситуации важно одно: введение углеродного налога – это однозначное признание Россией методов расчёта углеродного следа, который нам навязывает ЕС. А эти расчёты таковы, что, например, поглотительная способность берёзы, растущей в Польше, в 6 раз больше поглотительной способности такой же берёзы в России. Причём все эти расчёты приводятся без какого-либо объяснения причин, почему оно так.

Чуть ранее поглотительную способность российских лесов в рамках Парижского соглашения оценили всего лишь в 0,6 млрд тонн CO2 в год. Столь абсурдная оценка справедливо вызвала критику.

 

 

"Boston Consulting Group" - это американская глобальная консалтинговая компания.

 

"Boston Consulting Group" - это американская глобальная консалтинговая компания.

 

Одна из крупнейших международных консалтинговых компаний -"Boston Consulting Group" - провела собственный аудит поглотительной способности российских лесов и перспектив углеродной нейтральности России. По результатам этого аудита поглотительная способность российских лесов составляет 1,8–2,2 млрд тонн CO2 в год, что фактически делает Россию углеродно-нейтральной страной уже сегодня.

Получается, что это нам должны платить углеродный налог за то, что наша экосистема утилизирует выбросы соседних стран.

 

В итоге заключение авторов доклада BCG таково: на Россию приходится около 20% всех мировых лесных запасов и 50% запасов северных хвойных пород - именно благодаря подобным природным поглотительным ресурсам Россия может по праву занять место лидера в международной климатической повестке.

 

 

Согласно оценкам международных агентств и статистике по глобальному энергетическому переходу, эквивалент выбросов СО2 в России составляет 1,62 млрд тонн CO2 в год, что ниже минимального оценочного порога в 1,8 млрд тонн CO2 в год согласно данным BCG.

 

Согласно оценкам международных агентств и статистике по глобальному энергетическому переходу, эквивалент выбросов СО2 в России составляет 1,62 млрд тонн CO2 в год, что ниже минимального оценочного порога в 1,8 млрд тонн CO2 в год согласно данным BCG.

 

Чубайс предложил просто игнорировать все эти выводы и молча платить углеродный налог. Учитывая то, что текущая стоимость квот в Европе на выброс СО2 составляет 104 доллара за тонну (по системе EU ETS), можно легко посчитать, какой налог будет выплачивать каждый житель России.

Возьмём для примера самое простое – стоимость электроэнергии:

  • При сжигании 273 кг угля (чистый углерод), выделяется одна тонна СО2. Конечная выработка электроэнергии при сжигании такого количества угля составит 340 кВт*часов. Итого углеродный налог на угольную электроэнергию составит 104/340 = 0,3 доллара на каждый кВт*ч. Выходит, что один только налог с угольной ТЭЦ будет стоить в 5 раз дороже, чем стоимость электроэнергии для конечного потребителя.
  • При газовой генерации стоимость налога на 1 кВт*ч составит 0,06 доллара, что в 2 раза дороже стоимости электроэнергии для домохозяйств в России (согласно международной статистике).

Газовая генерация в энергобалансе России составляет 54%, угольная генерация - 15%. Учитывая только эти параметры, стоимость конечного электричества для жителя России возрастёт с 0,06 долларов до 0,17 ( в среднем по России).

В пересчёте на рубли это будет подорожание с 4,5 рубля за кВт*час до 12,75 рубля за кВт*час, где разница в 8,25 рубля как раз и будет являться углеродным налогом.

За этим последует немедленное и закономерное подорожание продуктов, при производстве которых была задействована электроэнергия.

Так, на выпечку одного батона хлеба массой 400 граммов затрачивается в среднем 0,06 кВт*ч. Стоимость энергии в себестоимости продукта составит 0,27 рублей + 0,5 рубля углеродного налога. Плюсуем сюда энергозатраты на логистику и на оплату электроэнергии в торговой точке, и получаем плату углеродного налога за батон хлеба в размере от 2 до 3 рублей.

  • Наверное, в цене продукта, помимо строчки "НДС", появится строчка "СО2".

При этом Еврокомиссия пересмотрела свои взгляды на газ в обновлённой таксономии, и теперь некоторые виды газовой генерации признаны экологически чистыми.

Как это будет согласовываться с квотами на СО2, в ЕС ещё не решили, но Чубайс требует ввести налог на опережение, забыв о собственном суверенитете, а также о расчётах, исследованиях и мнении учёных на этот счёт. Забыл он также и о том, что в мире пока ещё не выработана единая позиция по учёту и оценке воздействия поглощения СО2 на экономику стран.

 

 

Да ну её нафиг! Ввести налог, и все проблемы будут решены!

 

Да ну её нафиг! Ввести налог, и все проблемы будут решены!

 

Разумеется, приняв стратегию достижения углеродной нейтральности к 2050-2060 году, Россия взяла на себя обязательства и по контролю углеродного следа в своей экономике. Но шаги по достижению этих обязательств должны быть максимально выверены, а увеличение налоговой нагрузки, если таковая и будет, не должно понижать покупательскую способность населения в плане доступности товаров и услуг.

Именно для этого создаётся экспериментальный полигон торговли квотами на Сахалине, в рамках которого просчитывается поглотительная способность нашей экосистемы, и инвестируется до 1,5-2% ВВП России на достижение климатической нейтральности.

Заменить всю эту программу простым введением налога на СО2 – самый простой и тупиковый путь развития российской экономики.

Такое чувство, что на мозг Анатолия Борисовича идёт воздействие извне. Мне не понятно, как можно игнорировать роль России в вопросе углеродной нейтральности и изменения климата. Почему мы должны в этом вопросе соглашаться на условия Евросоюза? Но самое главное - почему я должен платить углеродный налог за продукты, которые производятся и реализуются на территории России и не имеют отношения к экспорту в ЕС?

Может быть, тогда уж сразу введём на территории России юрисдикцию ЕС? Анатолий Борисович, видимо, будет счастлив.

 

Углеродная нейтральность России, углеродные налоги и прочие последствия глобального изменения климата - всё это действительно нужно учитывать. Это сложная и многосторонняя тема, которую я буду разбирать в следующих статьях.

 

 

Анатолий Борисович и российская экономика (на заднем плане) при его методах в сфере налоговой политики.

 

Анатолий Борисович и российская экономика (на заднем плане) при его методах в сфере налоговой политики.

Анатолий Борисович Чубайс является специальным представителем президента Российской Федерации по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития. Именно поэтому его высказывания, какими бы абсурдными они ни были, воспринимаются на западе максимально серьёзно...

П.С. Вспоминается, как одна из команд КВН в своём музыкальном выступлении здорово пропесочила Чубайса, который на тот момент был руководителем РАО "ЕЭС России", то есть главным энергетиком страны:

Мне снится, мне снится

Чубайс Анатолий Борисыч.

Одною рукою

Он свет в городах отключает,

Другою рукою

Он гладит котёнка -

Напряженье снимает...

(поётся на мотив песни Найка Борзова под названием "Последняя песня")