Закон суров, но это польский закон

После массовых беспорядков в Белоруссии 2020 года, инициированных в том числе польской стороной, Белосток оказался одним из городов, куда сбежали польские агенты влияния вместе с семьями. Сегодня в Подлясье проживает многочисленная диаспора белорусского нацменьшинства. Работает и детский сад, где обучение ведётся на белорусском языке.

Однако в начале 2022 года администрация Белостока уведомила родителей детей о ликвидации сада путём объединения с местной школой № 4. Родители возмутились такой инициативе прежде всего потому, что, по их мнению, будет нарушен процесс изучения дошкольниками родного белорусского языка. В ответ вице-мэр Рафал Рудницкий, курирующий образование, заявил руководству Ассоциации детей и молодёжи, изучающей белорусский язык:



«Для учащихся, не являющихся гражданами Польши, изучение языка и культуры страны происхождения может быть организовано дипломатическим или консульским учреждением страны их происхождения, действующим на территории Республики Польша или культурно-просветительским объединением данной национальности».

Газета Wyborcza изволила раскритиковать предложению подляского чиновника:

«Слова о консульстве крайне неправильные, учитывая, что мы имеем дело с людьми, которым не рады на родине.

Их приняли здесь, в Белостоке. С одной стороны, Белосток хвалится тем, что помогает белорусам, но с другой отправляет их обратно в пасть льва».

Один из родителей излил в «Фейсбуке» крик души:

«Заместитель мэра 300-тысячного города отправляет обратно белорусскую диаспору, многим представителям которой пришлось бежать от репрессий, чтобы просит белорусские диппредставительства (sic!) учить их детей белорусскому языку. Когда я об этом узнал, я услышал, что снизу постучали!»

Впрочем, сам вице-мэр Рафал Рудницкий спокоен аки слон, потомсу что он прав и т.к. среди поляков националистов подавляющее большинство, проблем у чиновника не будет. Через пресс-секретаря главы города распространил следующее сообщение:

«Цитата [Рудницкого] относится к положениям действующего в Польше закона об образовании. Изучение языка для детей, не являющихся гражданами Польши, действительно может осуществляться через дипломатическое представительство или ассоциацию. В Белоруссию никто никого не отправляет, а рассказывает, какой закон действует в Польше. Давайте не будем слишком интерпретировать эти слова».

Когда надо, поляки буквально следуют правилу Dura lex, sed lex.