Картина, написанная служанкой

Государственный Эрмитаж. The State Hermitage museum. Official page.

29 January, 09:00  · 

 

 

Портрет, о котором пойдёт речь, не отличается высоким художественным уровнем. Но, как выяснилось, ранее на обороте холста имелась надпись, свидетельствующая о том, что перед нами важный исторический памятник.

На картине изображён один из выдающихся деятелей эпохи Екатерины II – граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Портрет ранее не привлекал внимания исследователей. Он хранится в фондах и никогда не экспонировался. Это довольно примитивная копия, исполненная непрофессиональным художником. К тому же картина поступила в ГосударственныйЭрмитажв1941году в неудовлетворительном состоянии. Чтобы сохранить портрет, реставраторы выполнили первоочередные работы: укрепили осыпавшийся красочный слой, а ветхий холст с прорывами дублировали на новый холст. При этом дублировка скрыла надпись на обороте авторского холста. Её содержание зафиксировано в инвентарных документах: «Первая копiя писала Анна Александровна Пал... Ея Величества камерюнгфера в Санктпетербургѣ 1784 года...» Именно эти несколько слов заставили нас более внимательно изучить полотно.

Автором портрета оказалась камерюнгфера (от нем. Сamera и Jungfer — девушка; прислуживала при одевании государыни, великих княгинь и княжон. — Ред.) Екатерины II гречанка Анна Александровна Паликучи (Поликути, Полекучи). Имя её известно историкам лишь по «Запискам» статс-секретаря Адриана Грибовского, описавшего утренний туалет императрицы: «М. С. Алексеева, подавала лёд, которым Государыня тёрла лицо, может быть, в доказательство, что она других притираний не любила; другая, А. А. Полекучи, накалывала ей на голове флёровую наколку, а две сестры Зверевы подавали ей булавки. <...> Раскланявшись с предстоявшими господами, возвращалась с камер-юнгферами в спальню, где, при помощи их и Марьи Савишны одевалась для выхода к обеду».

Тот факт, что на картине изображён Алексей Орлов, подсказал идею искать сведения о гречанке Паликучи не только в архивных материалах дворцовых фондов, но и в документах, относящихся к военной и политической деятельности графа. Оказалось, что и биография Анны Паликучи, и обстоятельства создания ею картины связаны с историей знаменитой Архипелагской экспедиции.

В 1769–1774 годах российские эскадры под общим командованием Алексея Орлова были направлены в Средиземное море для помощи греками славянам, восставшим против владычества Османской империи. В 1770 году эскадра под командованием Григория Спиридова вошла в Эгейское море и высадила в Витуло десант, двинувшийся вместе с греками к турецким укреплениям. К повстанцам примкнули жители островов, принадлежавших Венецианской республике. Греческие корабли поднимали Андреевский флаг и переходили на сторону российского флота. Капитаном одного из таких судов был отец Анны Паликучи.

Александр Поликути (именно так писали его фамилию в российских документах) являлся венецианским подданным. Он происходил из Кастельнуово (ныне город Херцег-Нови, Черногория). В октябре 1769 года Поликути отправился с торговым грузом на остров Крит. А затем тайно пробил на корабле амбразуры, погрузил на него пушки и бочки с порохом. 21 февраля 1770 года, подняв на мачте российский флаг, он направился в Морею, где присоединился к русской эскадре. Поликути участвовал в Наваринском, Хиосском, Чесменском, Патрасском и других сражениях и был пожалован чином капитан-лейтенанта. 5 октября 1771 года он скончался, находясь на своём корабле.

Венецианские власти не простили мятежного шкипера.

Спустя годы Анна напишет в прошении на имя Павла I о своём отце: «...приверженность его к Пресветлейшему Дому Вашего Императорского Величества, сочтена со стороны венецианской Республики, преступлением, за которое он, хотя и в отлучке, был приговорён к смерти, имение его всё захвачено и срыв до основания дом бедное его семейство навсегда выгнано из отечества. Таковым происшествием приведены будучи в самобеднейшее состояние мы принуждены были искать убежища в России, где имели счастье снискать величайшее горести нашей услаждение под особенным покровом и в великодушном Её Императорского величества обещании вознаградить нашу потерю и доставить нам завидное состояние».

Екатерина II взяла дочь знаменитого капитана под своё покровительство. В ноябре 1775 года девушка была пожалована в камер-юнгферы, она прислуживала при одевании государыни. Анна находилась в должности вплоть до смерти императрицы, после чего осталась жить во дворце «на определённом содержании» до своей конины в 1831 году.

Возможно, не последнюю роль сыграл в судьбе семьи Паликучи граф Орлов-Чесменский, помнивший заслуги их отца. Два брата Анны находились на военной службе. Один из них, Михаил, был выпущен из Морского кадетского корпуса в чине мичмана и определён «в команду корабля графа Орлова». Именно это событие, вероятнее всего, и послужило поводом для создания живописного портрета Алексея Орлова-Чесменского.

Трудно сказать, предназначался ли портрет в подарок графу или оставался у самой камер-юнгферы. Картина является копией с раннего изображения Орлова-Чесменского, ещё до пожалования ему орденов Святого Андрея Первозванного (1768) и Святого Георгия 1-й степени (1770). Возможно, такой портрет художница видела в коллекции Екатерины II. А может, подобное полотно или миниатюра имелись в её семье.

Решение Анны в такой форме выразить свою благодарность графу за покровительство её семье было вполне в духе времени. Сама государыня, её невестка, великая книгиня Мария Фёдоровна, и августейшие внуки много времени посвящали творческим занятиям. Подобные увлечения поощрялись и среди прислуги Екатерины II. Сохранился, например, высочайший указ о выплате денег придворному лакею Андрееву за написание портрета императрицы (современное местонахождение этого произведения неизвестно).

Недавно картина работы Анны Паликучи была отреставрирована специалистами Санкт-Петербургской Академии художеств им. И. Е. Репина, и теперь она может экспонироваться на временных эрмитажных выставках.

Автор – Наталья Бахарева, хранитель фонда живописи ХVIII века Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа

 

 

 

Возможно, это изображение (1 человек и текст «прогулки по эрмитажу картина, написанная служанкой наталья бахарева уилетант февраль портрет,о котором пойде речь, отличается высоким художественным уровнем. выяснилось, ранее на обороте имелась надпись, свидетельствующая том, что перед нами важный исторический памятник. Î портретграфа чесменского. должности дровнапаликучи(поликут»)