Китай разорит Голливуд к 2035 году

На модерации Отложенный

КНР собралась стать ведущей кинематографической державой к 2035 году, отняв у Голливуда лавры главной мягкой силы на планете

Китай преподал миру урок, как обращаться с голливудским ширпотребом. Все главные блокбастеры студии Marvel Entertainment, выпущенные в 2021 году, так и не добрались до кинотеатров Поднебесной. Вместо них Пекин продвигает на внутреннем рынке свои ленты, нацелившись к 2035 году на статус ведущей кинематографической державы планеты.

Четверка фантастических боевиков про супергероев, открывшая т. н. «четвертую фазу» вселенной Marvel: «Человек-паук: нет пути домой», «Черная вдова», «Вечные» и «Шан-Чи и легенда десяти колец», — стали мегахитами по всему миру, собрав в общей сложности 2,9 млрд долларов. Но только не на китайском рынке.

О художественных достоинствах киноопусов от подразделения Walt Disney Studios говорить не приходится. Там шаблонный сюжет, картонные персонажи, набившая оскомину политкорректность и непременная «победа демократии над тиранией злодеев». И все же на эти фильмы валит зритель: они предлагают ему не просто зрелище, но и «отдых от всех забот» в кругу семьи или друзей под попкорн и колу.

Однако тому, что пока еще прокатывает в России, китайские власти решили больше не потакать. В ситуации, когда коронавирус поставил на паузу киносъемки по всему миру, Пекину сделал ставку на собственную продукцию.

В итоге самым кассовым в Китае в 2021 году (и в истории страны) стал патриотический фильм «Битва при Чосинском водохранилище» про Корейскую войну 1950-1953 годов, собравший 900 млн долларов при бюджете 200 млн. А в этом году в Поднебесной лидирует фильм «Снова обнять» — о вспышке коронавируса в Ухане, поданной в правильной, с точки зрения Пекина, интерпретации.

Так Компартия КНР убивает сразу трех зайцев. Она ограждает своих граждан от американской киножвачки, дает заработать собственным производителям, а главное, постепенно перехватывает у Голливуда статус главной мягкой силы на планете.

«Желтая угроза»

8 ноября 2021 года американский портал о развлечениях Variety порадовал читателей новостью: судя по постеру на китайском языке, свежий фильм про Человека-Паука все-таки выйдет на китайские экраны! Но тут же напомнил, что с другим проектом Marvel, фильмом «Вечные», дела обстоят куда хуже. Дескать, пекинские цензоры до сих пор не могут простить его режиссеру, американке китайского происхождения Хлое Чжао, опрометчивого высказывания восьмилетней давности.

Самое забавное, что ту фразу г-жи Чжао Variety так и не привел. Еще смешнее, что ее скандальные слова были год назад стыдливо вымараны из интервью изданию Filmmaker. Чего только не сделаешь ради китайского проката! Но интернет помнит все: в 2013 году Хлою черт дернул ляпнуть, что «в Китае повсюду царит ложь».

И этого оказалось достаточно для многолетнего бана! Чжао не спасло ни последующее переобувание, ни «Оскар» за фильм «Земля кочевников» про американских бездомных, ни китаянка в главной роли в «Вечных».

Свою роль наверняка сыграло и появление в этом блокбастере первого супергероя-гея. На экране бессмертный изобретатель оружия Фастос живет в счастливом браке с земным мужем Беном, да еще и растит сына Джека. Столь неприкрытая гей-пропаганда в Поднебесной пришлась явно не ко двору, особенно после знаменитой критики китайского руководства в адрес женоподобных исполнителей, которых в КНР называют «девчачьими пистолетами» (娘炮, niang pao).

В той же новости от Variety упоминается еще одна лента от Marvel — «Шан-Чи и легенда десяти колец». Она тоже недосчиталась сотен миллионов из-за непопадания в прокат Поднебесной. Что же могло пойти не так с историей про мастера кунг-фу в исполнении очередного эмигранта, канадца Симу Лю?

Может быть, аналогичная глупость из уст Лю, в 2017 году назвавшего Китай «страной третьего мира, в которой умирают с голоду»? Или то обстоятельство, что по сюжету нынешнее имя мастера Шан-Чи — Шон, и он работает парковщиком в Сан-Франциско? А может, то, что фигура его отца, отрицательного персонажа Сюя Венву, отсылает к стереотипному образу суперзлодея-китайца Фу Манчу, аналогу профессора Мориарти или Фантомаса? Эта персонификация «желтой угрозы» в англосаксонской литературе XX века прямиком перекочевала во вселенную Marvel — к явному неудовольствию Пекина.

Клюква о русских

Но скорее всего, главная причина немилости к Marvel кроется в общем ощущении развесистой клюквы и бесконечных штампов о Китае в исполнении западных киноделов. Нечто подобное испытывает нормальный русский зритель от просмотра голливудских поделок про Россию — с непременными водкой, матрешкой, медведем и ледяной Сибирью.

Раньше Пекин под страхом бойкота актеров и целых киностудий вынуждал американцев заниматься самоцензурой: от запрета любого намека на «независимость» Тибета до удаления чересчур глупого дракончика Мушу из фильма «Мулан». А теперь он банит их без стеснения.

Кстати, о клюкве про русских. Смотреть третий из фильмов Marvel о супергероях 2021 года, «Черную вдову», можно лишь с помощью выработанного за долгие годы иммунитета к фирменному голливудскому бреду. Там рассказывается про «Кей-Джи-Би», который обучает стерилизованных (!) студенток на супершпионов под прикрытием русской балетной школы (!!).

Главную героиню фильма, бывшую убийцу из КГБ, зовут Наташа Романофф с отчеством Алиановна, а фамилии других русских персонажей — Востокофф, Дрейков (обе — женщины) и Шостаков. На этом, в принципе, можно остановиться, задавшись вопросом, как «Черная вдова» вообще получила прокатное удостоверение в России.

Конечно, ответ из Минкультуры мы вряд ли получим. Зато можем легко представить, что чувствуют китайцы, когда в Голливуде снимают про них всякий шлак.

Очень большие деньги

Но что же Человек-Паук? Несмотря на свои суперспособности и заверения Variety, он тоже не смог протиснуться на рынок Поднебесной. Не имея никаких особых антикитайских посылов, последний фильм про него, что называется, просто попал под раздачу. Очевидно, цензоры Пекина сочли, что в год столетия Компартии Китая, да еще в условиях торгово-дипломатической войны с Вашингтоном нет никакого резона дарить Marvel и Disney сотни миллионов долларов прокатных денег и лишний раз пиарить их бумажных героев.

Деньги здесь во многом стоят во главе угла. Точнее, очень большие деньги.

Китай, с его полутора миллиардами зрителей, — самый быстрорастущий и самый дорогой кинорынок в мире. На оправляющуюся от пандемии КНР пришлось более трети (34%) от 21,4 млрд долларов мировых кассовых сборов 2021 года — 7,4 миллиардов. В позапрошлом году китайская доля не превышала 28%. За половину нынешнего января китайские зрители успели оставить в кассах кинотеатров 370 млн долларов. Для сравнения, в США и Канаде за эти же дни кинокомпании заработали на прокате лишь 330 млн.

Разумеется, Пекин вовсе не горит желанием терять такие деньги и постепенно вытесняет американских киногигантов со своего рынка. И снова показательная статистика: в 2021 году доля импортных картин в КНР составила всего 15%. В числе которых американскими оказались лишь 39% лент — в сравнении с 47% тремя годами ранее.

Надо ли добавлять, что безоговорочными лидерами в китайском прокате стали собственные кинокартины? Так, в прошлом году всего три китайских фильма, «Битва при Чосинском водохранилище», «Привет, мам» и «Детектив из Чайнатауна 3», собрали в КНР свыше 2,4 млрд долларов — это 34% всех денег, вырученных в Поднебесной от продажи 1,167 млрд билетов.

В первой двадцатке нашлось место лишь трем американским фильмам — это «Форсаж 9», «Годзилла против Конга» и «Главный герой». Все остальное — китайские комедии, семейные драмы, боевики. Которые, в том или ином виде, продвигают китайские ценности, не оставляя места для чужой пропаганды.

Все идет по плану

Та же «Битва при Чосинском водохранилище» повествует о героическом сопротивлении китайских народных добровольцев войскам ООН (то есть США, Великобритании и Канады). «Как же так! — сокрушается Variety. — Ведь по мнению западных историков, в той битве 1950 года китайцы проиграли!» Вот и русская страница в «Википедии» поет осанну «одной из наиболее славных страниц в истории Корпуса морской пехоты США».

Однако Пекин снял свою версию той истории — и за три месяца она отпечаталась в головах у сотен миллионов человек. И это только начало: как призывают китайские эксперты в рупоре КПК, газете The Global Times, на фоне стратегического соперничества КНР и США нужно снимать еще больше фильмов про сопротивление военному натиску американцев.

Но одним лишь противостоянием на поле боя дело не ограничивается. В последний день минувшего года в китайский прокат вышла местная кинолента «Снова обнять». Сегодня она занимает топ проката, заработав уже 146 млн долларов. Фильм посвящен историям любви обычных жителей Уханя на фоне COVID-19.

«В этом фильме самые популярные в Китае кинозвезды продвигают пекинскую версию начала пандемии, — протестует американское издание Axios. — Все выставлено так, словно это была душещипательная борьба людей против вируса. Ни слова об ошибках китайского правительства, из-за которых вспышка болезни переросла в пандемию!»

Странные претензии. Можно подумать, кинематографисты в США поступают иначе. Да ведь именно они задали тон историческим мистификациям последних десятилетий, рассказывая о том, как они выигрывали войны повсюду в мире, несли свободу и демократию порабощенным народам, наказывали злодеев, одолевали эпидемии и, конечно, спасали мир от любых катастроф и вторжений. Почему же китайцам нельзя?

Теперь время американского кино подходит к концу. Уже сейчас Китай успешно конкурирует с продукцией Голливуда на собственном рынке и формирует новую реальность для сотен миллионов человек. А вскоре неизбежно последует культурная экспансия Поднебесной в другие страны — чтобы и остальная планета познавала мир по пекинским лекалам. В конкурентах останется разве что Болливуд, который успешно тиражирует индийский взгляд на мир повсюду, в том числе и в Америке.

У Пекина все идет по плану. Точнее, по «14-й пятилетнему плану развития китайских фильмов» на 2021-2025 годы, который рассматривает кинематограф как настоящую индустрию, требующую вложений, кадров, технологий. Амбициозная цель уже озвучена — стать локомотивом мирового кино к 2035 году и радовать человечество «прекрасными шедеврами, демонстрирующими китайский дух, китайские ценности, китайскую силу и китайскую эстетику».

И помешать Поднебесной в этом не способны никакие супергерои — ни гей-полубог, ни гэбист-балерина Наташа Алиановна.