Почему в России нет своего «Джевелина»?

На модерации Отложенный

Страны НАТО давно вооружены противотанковыми комплексами третьего поколения и это не обещания, а факт, который нельзя игнорировать. Однако в России до сих пор нет хотя бы аналога условного «Джевелина». Этот материал будет больше сравнением проблем с обыденностью, чтобы каждый мог понять причины, а их достаточно, чтобы отказаться от ПТУР с самонаведением.

 

 

Почему в России нет своего «Джевелина»?

 

 

 

Состав ПТРК 3-го поколения

Любая ракета имеет в себе не только заряд и детонатор… Для осуществления наведения нужны приборы и органы управления. Например, провод в случае ракет первого поколения, а также рули. Провод передаёт сигнал от пульта управления, а рули выполняют команды, корректируя направление полёта боеприпаса.

В случае второго поколения есть оптические приборы, способные воспринимать лазер-целеуказатель, а третье поколение обладает собственным одноразовым компьютером со своеобразным монитором.

 

 

Почему в России нет своего «Джевелина»?

 

 

Если говорить точнее, то любая ракета представляет собой условный компьютер с собственным процессором, оперативной памятью, блоком питания, а в качестве корпуса выступает сама ракета. Система охлаждения в таком корпусе не имеет особого смысла, так как сам процессор не очень мощный и заточен на однотипную задачу, заложенную в прошивку (своеобразны BIOS). В качестве монитора используется матрица, восприимчивая к тепловизионному сигналу. В процессе целеуказания, матрица принимает данные и создаёт матричное изображение цели, запоминая силуэт. Только после этого оператор может «спустить крючок», а мини-компьютер выполнит всю работу вместо оператора.

Разумеется, система может дублироваться. Ранее описанный принцип характерен для ПТРК Javelin. А если вспоминать Spike, то его система более чем дублирована… Он может создать тепловизионную матрицу, передавать видео для наведения и корректировки или вести по старинке к цели. Для этого, носовая часть ракеты имеет и камеру, и тепловизионную матрицу, радиоприёмник и оптоволоконный провод, через который может поступать видео или вноситься поправки в курс. При этом, компьютерная начинке в ракете остаётся.

 

 

Почему в России нет своего «Джевелина»?

 

 

Почему нет аналога?

Для начала давайте вспомним, что существенные изменения в конструкции ПТРК 1-го, 2-го и 3-го поколения – бортовая электроника.

Без неё любая ракета приравнивается к гранате для РПГ. Если 1-е поколение может быть едва ли не аналоговым, то 2-е уже имеет цифровые принципы управления. Однако для обработки сигнала мощный процессор не нужен. Для 3-го поколения нужен не процессор, а полноценный компьютер. Именно это и задаёт ограничение.

Фанаты компьютерной техники отличной знают компании Intel, AMD и Nvidia. Все из них родом из США. Есть и другие компании… Например, ARM, MediaTek, Qualcomm, Micron и другие. Однако не все из них выполняют оборонные заказы. Раньше, чипы для нужд военных производила AMD, однако тяжёлое финансовое положение заставило компанию продать фабрики контрактному производителю TSMC – Тайваньский фабричный производитель, который создаёт микропроцессоры, в том числе для нужд МЦСТ – отечественному разработчику микроэлектроники.

 

 

Почему в России нет своего «Джевелина»?

 

 

Так как практически всё производство кремниевых чипов контролирует США, то возможности по созданию электроники весьма ограничены и могут быть обрезаны в любой момент. В этом плане, Китай отличный союзник. Именно в Китае размещены по меньшей мере 60% фабрик по производству микропроцессоров, а в последние годы в поднебесной много стартапов в области микроэлектроники. Недавнее приобретение доли британской компании ARM помогло получить более-менее современные технологии и микроархитектуры, а графические ускорители совсем недавно запустили в производство полного цикла – от проектировки масок, до создания готовой продукции и размещения на текстолитовой подложке. Однако, всё это не занимает даже 10% от общей доли рынка электроники, а остальную часть до сих пор контролируют Штаты, что создаёт ряд проблем.

Весь этот массив текста лишь частично описывает проблему создания базы для разработки ПТРК 3-го поколения, а это ещё нет речи о создании печатных плат (хотя здесь всё проще), матриц, чипов памяти RAM и NAND. Разработка софта наименьшая проблема из возможных… Даже в России достаточно программистов разного профиля, а Беларусь стала своеобразным IT центром на постсоветском пространстве.

 

 

Почему в России нет своего «Джевелина»?