МАОЗ — общество помощи еврейству СССР

На модерации Отложенный

 

И сказал Г-дь Моисею: пойди к фараону и скажи ему:
                           так говорит Г-дь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение.

                                                                                                      (Исх. 8:1)

 

Название МАОЗ знакомо лишь специалистам. Но огромная алия из СССР была бы невозможна без его деятельности.



 

В 1960-е годы в Израиле выпущена купюра в 10 000 (после деноминации 10) шекелей, на которой была изображена встреча первого посла Израиля Голды Меир с москвичами в сентябре 1948 года во время посещения ею московской синагоги, с текстом на иврите: «Шалах эт ами!» («Отпусти народ Мой!»). Так Моисей потребовал у фараона освободить евреев из египетского рабства.

 

Советское общество всегда с трудом терпело в себе чуждые образования. А еврейская диаспора после возникновения государства Израиль с усилением внутри нее идеологии сионизма, национального пробуждения, становилась все более чуждой. Начались ожидаемые реакции государства – «дело врачей», обвинения религиозных евреев в предательстве идеалов советской родины. Желание уехать в Израиль тоже приравнивалось к измене родине.

Я прекрасно помню, как врачи-сотрудники моей мамы разделились: один подал заявление об увольнении в связи с отъездом с семьей в Израиль, а несколько других, многолетние друзья первого, написали гневную статью в газету о его предательстве и никопоклонстве перед Западом и инициировали заседание парткома.

«Если не придет сильное и имеющее влияние вмешательство извне, решение еврейской проблемы в СССР может произойти в любой момент в той форме, которая будет угодна советской власти. И тогда уже будет поздно для этого вмешательства», – писал основатель МАОЗА и его первый председатель Шабтай Бейт-Цви в брошюре «Чего хочет МАОЗ?» в 1959 году.

МАОЗ – первая общественная организация Израиля, начавшая борьбу за алию из СССР, на много лет опередившая всех защитников свободной алии.

Основатель МАОЗа Шабтай-Бецалель Бейт-Цви (Шавиви, 1906—1994) родился Шабтаем Баскиным в 1906 году в Слуцке, получил диплом инженера-электротехника, провел несколько лет в советских тюрьмах за сионистскую деятельность. В память семнадцатилетнего сына Цви, погибшего в войне за Независимость, Баскин сменил фамилию. Всю жизнь он проработал в архивах Еврейского Агентства в Тель-Авиве и пришел к пониманию: основная задача сионизма – обеспечение свободного выезда евреев из СССР в Израиль.

В 1958 году он основал МАОЗ – общество помощи советским евреям, с целью оказать давление на собственное правительство, политика невмешательства которого – «тихая дипломатия» – вредила положению евреев в СССР и не устраняла запрет на выезд в Израиль. Небольшой МАОЗ на много лет стал первой и единственной общественной организацией в Израиле, начавшей бороться за алию из СССР.

МАОЗ означает «крепость».

Маоз, крепость, могучая твердыня, оплот спасения моего.

Тебя подобает восхвалять.

Да будет воздвигнут Дом молитвы моей,

и там мы принесем благодарственную жертву.

(Песня, которую поют после зажигания ханукальных свечей в честь победы Маккавеев)


Израильское правительство не хотело осложнять политические отношения с Советским Союзом. «Правительство призывало к тихой дипломатии: полагаться на государственные структуры, не действовать самостоятельно и открыто, не раздражать советских властителей, утверждая, что это только повредит советским евреям», – писал журналист Йоси Ахимеир в 1971 году.

«Спасение евреев России возможно только на сионистской основе, путем их репатриации в Израиль, – писал Бейт-Цви. – Главное препятствие – нежелание советских властей разрешить их выезд. Значит, первая задача – устранить это препятствие. Следует подчеркнуть, что имеется в виду не обыкновенная алия, а ИСХОД, то есть очень большая алия, которая в течение нескольких лет приведет большую часть евреев России в Израиль.

...Но их избавление не придет без помощи извне. Их спасение – долг их братьев в государстве Израиль, которое было создано специально для этой цели. Если государство откажется от этого своего долга, оно может, не дай Б-г, потерять свое право на существование. Израиль обязан быть преданным евреям России не менее, чем они преданы Израилю. Израиль нуждается в евреях России не менее, чем они нуждаются в Израиле. Поэтому нет у Израиля более важной и неотложной задачи, чем спасение евреев из СССР».

Мой народ! Да, я счастлив уж тем, что твой сын!

Никогда на меня не посмотришь ты взглядом косым.

Ты заглушишь меня, если песня моя не честна.

Но услышишь её, если искренней будет она.

Иосиф Бродский

МАОЗ ежечасно напоминал государству и общественности об этой ситуации, раздавал листовки, устраивал митинги. С 1964 года накануне каждого праздника Песах рассылал десятки тысяч экземпляров плаката «Кес Аль-Доми» («Стул. Не молчи!») с картиной Моисея Маймона «Марраны» («Тайный седер в Испании во времена инквизиции», 1893) и надписью «Отпусти народ мой!» на разных языках, и предлагал оставлять во время пасхального седера свободный стул в знак солидарности с евреями СССР. Слова «Аль-Доми» взяты из Теилим 83:2, где сказано «Б-же, да не будет у Тебя покоя, не молчи и не будь спокоен».

 

Кстати, Российская академия художеств за эту картину присудила Маймону – одному из первых художников-евреев – звание академика.

В 1965 году МАОЗ подал в Кнессет петицию со ста тысячами подписей в поддержку советских евреев. В 1968 году организацию возглавила уроженка Херсона Голда Елин.

 

Голда Елин. 1960-е годы

Печатались десятки книг и брошюр. Распространялись информационные листы об отказниках в СССР, организовывались голодовки у Стены Плача и демонстрации, продолжавшиеся до тех пор, пока последние отказники не покинули Россию.

 

«Отпусти народ Мой». Монета номиналом в 100 израильских фунтов в золоте. 1971

В 1987 году МАОЗ получил новое название «МАОЗ – сионистское национальное движение».

Мы наблюдали, как советские сионисты получили право свободного выезда. И крошечный, держащийся лишь на безграничном энтузиазме своих членов МАОЗ сыграл в этом огромную роль.