Новые условия стран Арабского залива для выхода из кризиса с Ливаном
На модерации
Отложенный
Инициатива стран Арабского залива и некоторых других государств, с которой прибыл в Бейрут министр иностранных дел Кувейта Ахмед Насер аль-Мохаммед ас-Сабах, направлена на восстановление «доверия» между Ливаном и его региональным и международным окружением, которое было подорвано после заявлений бывшего министра информации Ливана Джорджа Кордахи о роли Саудовской Аравии в войне в Йемене.
Во время первого после вспышки дипломатической напряженности в октябре 2021 года визита высокопоставленного представителя стран Арабского залива в Ливан, 23 января 2022 года министр Кувейта Ахмед Аль-Сабах представил привезенные ним предложения премьер-министру Ливана Наджибу Микати и президенту Мишелю Ауну. После встречи с президентом Ауном кувейтский министр Аль-Сабах сказал журналистам, что список «идей и предложений был представлен вчера, и сегодня я упомянул о них Его Превосходительству президенту. Мы ждем, когда они, даст Бог, ответят на него», — добавил он, отказавшись вдаваться в детали предложений.
Он указал, что министр иностранных дел Ливана Абдулла Бу Хабиб посетит Кувейт в конце нынешнего месяца (январь 2022 года), отметив, что премьер-министр Микати также был приглашен посетить Кувейт без указания даты.
Хотя министр не раскрыл содержания того, что он назвал «идеями и предложениями», представленными ливанской стороне, местная газета «Аль-Ахбар», близкая к «Хизбалле», 24 января 2022 года опубликовала так называемый текст «Списка условий Арабского залива».
Пункты этого списка содержат: «Приверженность Ливана всем требованиям Таифской конференции, международным резолюциям и решениям Лиги арабских государств, подтверждение гражданского характера Ливанского государства, как это предусмотрено конституцией Ливана».
Список требований предусматривает «установление конкретных сроков выполнения резолюции Совета Безопасности № 1559 (2004 г.) “о разоружении ополченцев в Ливане” и Резолюция № 1680 (2006 г.) “о поддержке политической независимости и суверенитета страны и полной поддержке ливанского национального диалога”.
А также выполнения резолюции № 1701 (2006 г.), касающейся вооружения Хезбаллы и южных районов Ливана, в соответствии с основным принципом государственного контроля за наличием оружия, не подпадающего под действие ливанского правительства.
В документе содержится призыв «прекратить вмешательство «Хизбаллы» в дела Арабского залива в частности и в дела арабских стран в целом, а также обязаться преследовать любую ливанскую сторону, которая совершает враждебные действия против государств ССАГАЗ». (ССАГАЗ: Совет Сотрудничества Арабских Государств Арабского Залива).
Кроме того, содержится требование прекращения деятельности всех групп, выступающих против ССАГАЗ, и преследования в судебном порядке любого, кто пытается подстрекать к насилию или участвует в нем, будь то граждане или жители Ливана, против правительств стран Арабского залива.
В числе условий обязательство провести парламентские выборы в мае 2022 года, а затем президентские выборы в октябре 2022 года, согласно намеченным срокам без изменения.
«Аудит ливанского экспорта в страны ССЗ через механизм присутствия двусторонних наблюдателей для обеспечения того, чтобы экспорт был свободен от какой-либо контрабанды, особенно наркотиков, которые угрожают социальной безопасности стран ССАГАЗ, в связи с этим может быть использован тот же европейский механизм».
«Расширение контроля официальных властей Ливана на все государственные СМИ. Создание системы обмена информацией о безопасности между странами ССАГАЗ и ливанским правительством».
Кроме того, «работа со Всемирным банком над поиском решения проблемы, связанной с тем, что ливанские граждане не могут получать свои вклады в местных банках».
Относительно возможности выполнения условий с ливанской стороны писатель и политолог Кассем Кассир заявил, что «этот документ содержит пункты, которые не могут быть полностью реализованы на данном этапе, и есть пункты о реформе, которые не вызывают проблем и являются частью дорожной карты ливанского правительства».
«Что касается проблемных вопросов, то есть два момента. Первый касается международных резолюций, особенно резолюции № 1559 и оговорки об оружии (Хезболлы). Это тема, которую ливанское правительство в одиночку не может справиться, потому что проблема носит региональный и международный характер», - пишет Кассир.
Он продолжил: «Поэтому я не думаю, что есть возможность реализовать эти положения, для этого требуется национальный диалог.
Есть еще один пункт, связанный с ролью Ливана с точки зрения его арабских отношений».
И добавил: «В листе содержится требование к Бейруту не быть ареной эскалации против арабских стран или точкой конфликта в регионе, но в то же время невозможно контролировать все мнения, возражающие против политики той или иной арабской страны или иностранного государства, потому что Ливан – страна свобод».
Он указал, что «этот документ находится в центре дискуссий внутри страны, и я думаю, что в ближайшие дни он будет официально рассмотрен на предмет принятия одних его положений или отклонения других».
Он добавил: «Все эти страны должны осознавать специфику ливанской ситуации и то, что с ней нельзя справиться новыми блокадами и санкциями».
Кассир считал, что «Ливану сначала нужен национальный диалог, а затем региональный и международный диалог для решения некоторых вопросов, потому что страна не может отказаться от своего мощного оружия, такого как сопротивление, в угоду иностранным желаниям».
Писатель пришел к выводу, что «то, что было представлено правительству Ливана, может быть прелюдией к переговорам, и в свете того, что произойдет в ближайшие дни, мы увидим, как будут вести себя арабские страны».
Что касается наращивания еще большей эскалации и давления, то это подталкивает Ливан либо к гражданской войне, либо наносит ущерб безопасности, политической и экономической стабильности, и, по его оценке, страна не вынесет этого на предстоящем этапе.
Дорожная карта.
Со своей стороны, бывший министр Марван Хамаде сказал, что «документ, который привез министр иностранных дел Кувейта, является одной из самых важных и опасных вещей, с которыми Ливан столкнулся после принятия резолюции № 1559 в 2004 году».
Хамаде заявил, что «арабско-международный документ касается реальности, в которой оказался Ливан, он называет вещи своими именами, а потому не является инициативой, как об этом говорили в правительстве или в СМИ, привыкших выражаться формально».
Скорее, это предупреждение во всех смыслах этого слова о том, что Ливан обречен на разрушение и столкновение, если он не вернется к своей самобытности, арабизму, независимости и уважению международных резолюций, как он выразился.
Хамаде отметил, что «между сегодняшним днем и субботой (29 января 2022 года), которая является датой заседания Совета министров иностранных дел арабских стран, ливанцы должны осознавать серьезность ситуации и необходимость избавиться от этих замаскированных ответов, к которым мы привыкли в Баабде и Сарайе».
Хамаде указал, что «официальный Ливан должен серьезно отнестись к этому документу, он должен начать народное — демократическое — политическое демарш, а завтра — выборы, чтобы противостоять этому полному господству «Хизбаллы» над всем, и не допустить, чтобы эта организация прекратила расследование дела (взрыва) порта в Бейруте».
Бывший министр призвал армию также «внимательно изучить это послание, не требуя от нее политических решений, а скорее, она должна осознать, что также является последним средством сохранения единства, суверенитета и арабской идентичности Ливана».
Что касается позиции Хезбаллы по этому документу, Хамаде сказал так: «Конечно, их ответ будет двусмысленностью и попыткой использовать период пребывания у власти президента Ауна, чтобы скрыть свои грехи и все, что привело нас к нашему нынешнему положению».
Заявления ушедшего в отставку министра информации Джорджа Кордахи о “войне в Йемене” вызвали гнев стран Арабского залива, после чего Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Кувейт вызвали своих послов из Бейрута для консультаций, а затем быстро последовало обращение к послам Ливана, аккредитованным в эти страны покинуть столицы, а также Эр-Рияд прекратил его импорт из Ливана.
Ливанское правительство пыталось урегулировать разногласия со странами Арабского залива и попросило крупные столицы, такие как Вашингтон и Париж, выступить посредником, чтобы остановить ухудшение отношений.
3 декабря 2021 года министр Джордж Кордахи подал в отставку со своей должности в качестве «жеста доброй воли для разрешения кризиса» и это произошло накануне визита президента Франции Эммануэля Макрона в Саудовскую Аравию.
Во время визита Макрона в Джидду и его встречи с наследным принцем Саудовской Аравии Мохаммедом бин Салманом был сделан телефонный звонок премьер-министру Ливана Наджибу Микати, который, как говорят, растопил лед, но с тех пор никаких дальнейших шагов за ним не последовало.
Комментарии
Поэтому все эти резолюции не исполнимы. Хизбалла гораздо более организованная и сильней все ей противостоящих сил в Ливане, вместе взятых.
Внутри ливанский диалог обречен на неудачу, потому что по обе стороны переговоров находяться фанатики своей веры (они уступок не делают) , и потому что Хизбалла сильна, а уступки требуются именно от Хизбаллы.
Единственный серьёзный аргумент в пользу примирения внутри Ливана, это угроза развала государства Ливан. Кризис невозможно погасить в стране ведущей гражданскую войну.
Все решается в Тегеране.
До сих пор все такие примирения были недолговечны.
https://mignews.com/news/expert/syn-hariri-idet-v-politiku-obeshaya-ostanovit-hizballu.html