ПРИМИТИВНЫЙ СТИВЕН ПИНКЕР
На модерации
Отложенный
ПРИМИТИВНЫЙ СТИВЕН ПИНКЕР
Пинкер окончил канадский Университет Макгилла, затем Гарвард, работал в престижных учебных заведениях: в Стэнфордском университете и Массачусетском технологическом институте, где несколько лет руководил Центром когнитивной нейробиологии. Сейчас преподает в Лондоне. Писать популярные книги начал в 1990-е, первая книга «Язык как инстинкт» разошлась огромным тиражом.
Книга 1997 года «Как работает мозг». Читатель может убедиться, что и тени книги Карла Прибрама «Языки мозга» у Пинкера нет.
«Я постараюсь объяснить, что такое разум, как он устроен, как благодаря ему мы можем видеть, думать, чувствовать, взаимодействовать и заниматься такими высокими материями, как искусство, религия и философия. Попутно я постараюсь осветить вопросы, связанные со свойственными исключительно человеку явлениями. Почему воспоминания стираются из памяти? Как макияж меняет лицо? Откуда берутся этнические стереотипы и когда они оказываются необоснованными? Почему люди выходят из себя? Что делает детей непослушными? Почему слабоумные влюбляются? Что заставляет нас смеяться? Почему люди верят в духов и привидений?»
Статья в ЖЖ расхваливает Пинкера:
«Пинкер утверждает… что наши убеждения далеко не всегда напрямую связаны со средой и гораздо больше напоминают убеждения наших предков, живших в совершенно других обстоятельствах. Но хотя мы и имеем врожденные черты, это совсем не те свойства, о которых люди обычно думают - например, о врожденной тяге к конкуренции, насилию или сексу. Книга была номинирована на Пулитцеровскую премию… создатель теории модулярности сознания, философ Джерри Фодор категорически не согласен с тем, как Пинкер использовал ее в своих рассуждениях, и даже написал собственную книгу в ответ, назвав ее «Мозг работает не так».»
Идея далеко не нова, но сегодня и она сойдет за новость.
Книга 2002 года «Чистый лист. Природа человека. Кто и почему отказывается признавать ее сегодня».
«Здесь Пинкер, - продолжает ЖЖ, - критикует несколько устоявшихся научных концепций, и в первую очередь концепцию человеческого разума как чистого листа. Согласно этой концепции, изначально наш разум не имеет никаких качеств или специфических черт — они появляются только в ходе развития и обучения. Пинкер настаивает, что при кажущейся логичности такой взгляд на человеческий мозг может быть вреден: отсюда — тоталитаризм, ненависть к людям, которые чем бы то ни было выделяются. Если мы все рождены одинаковыми, то почему одним достается больше, а другим меньше? По мнению автора, понятие человеческой природы все-таки существует, и, хотя эта природа не предопределяет все наши действия, на некоторые из них она все же способна повлиять. Поэтому объяснять наше поведение исключительно влиянием общества некорректно. Вслед за представителями движения эволюционной психологии Пинкер настаивает, что наш мозг сформировался в древности и многими поведенческими закономерностями мы обязаны тем условиям, в которых жили наши предки. Таким образом, ключом к пониманию человеческих поступков служат не социальные аспекты жизни, а когнитивные исследования, бихевиористская генетика и все та же эволюционная психология… Критике подвергся, например, фокус на мозге и игнорирование роли остального человеческого организма. Кроме того, отмечалось, что продуктивнее было бы рассматривать излюбленные Пинкером когнитивные и эволюционные исследования как дополнение к существующим научным концепциям, а не как их замену. Тем не менее и этот труд Пинкера был номинирован на Пулитцеровскую премию».
И эта идея стара как мир. Однако Пинкер невероятно глуп: он выводит фашизм из нейрофизиологии индивида!
Книга 2011 года «Лучшее в нас».
«Один из главных бестселлеров Пинкера, - сообщает ЖЖ, - доказывает удивительную вещь: по мнению ученого, современность — самое мирное время в истории человеческой цивилизации. Если отвлечься от массмедиа, которые бесконечно сообщают о катастрофах и преступлениях, и проследить исторические изменения общественного порядка разных стран, окажется, что войны стали гораздо менее кровопролитными, законы — более гуманными, а человеческое мышление — более рациональным и эмпатичным. Кроме того, Пинкер отвергает популярную идею о том, что люди склонны к насилию по своей природе. Он считает, что насилие является продуктом «психологических систем», к которым относятся «хищническое» насилие, доминирование, месть, садизм и идеология, оправдывающая насилие как способ достижения благой цели. Пинкер полагает, что всему этому могут противостоять эмпатия (сопереживание, Б. И.), самоконтроль, мораль и логика. Более того, если нам стало казаться, что вокруг сплошной хаос и разрушение, — это хороший симптом!
«Есть общий закон: когда социум начинает избывать некое зло, его в публичном пространстве становится больше, потому что на него обращают внимание. Общераспространенное, общепринятое зло не замечается. Мы обращаем внимание — обычно с возмущением — на те социальные практики, которые или уходят, или нарождаются (конечно, всегда есть риск перепутать одно с другим)»…
Книга… попала в короткие списки нескольких престижных премий в области научно-популярной литературы… Билл Гейтс назвал «Лучшее в нас» одной из важнейших книг в своей жизни, а Марк Цукерберг включил текст в список своих рекомендаций. С другой стороны, автор научно-популярных бестселлеров «Антихрупкость» и «Черный лебедь» Насим Талеб посчитал использование Пинкером статистических данных некорректным, в результате чего и сложилось превратное представление о войнах и катастрофах. А в 2018 году целый выпуск журнала Historical Reflections был отведен ответам разных ученых на «Лучшее в нас» - хотя взгляды и замечания авторов во многом различались, большинство из них сошлись во мнении, что основная идея книги ошибочна».
Бездна логики. В книге «Как работает мозг» Пинкер, наоборот, соглашается, что есть врожденная тяга к насилию. Мыслитель ли Пинкер? Нет, заурядный болтолог.
Книга «Просвещение продолжается.
«… продолжение «Лучшего в нас», где Пинкер посчитал необходимым ответить на критику коллег… он так или иначе продолжает отстаивать свою центральную идею: жизнь человечества сейчас хороша как никогда. Здравоохранение в мире значительно улучшилось, а продолжительность жизни выросла. Несмотря на то что благодаря медиа мы можем панически бояться терактов, чрезвычайных происшествий или экологических катастроф, вероятность этого гораздо меньше, чем вероятность некоторых более повседневных вещей. Пинкер считает, что «сеять страх перед гипотетическими катастрофами - не только не защищать будущее человечества, но и угрожать ему».»
Несмотря на регалии, Пинкер примитивен.
Напомню, что изначально "теория" начиналась не с личности как чистого листа (ее приписывают Н. Крупской), а с личности как с листа заполненного. Платон был уверен, что человек уже всё знает, то, что кажется ему неизвестным, нужно просто вспомнить. Тем самым отвергалась роль человеческого опыта и науки. "Теория" получила название теории врожденны идей. Она была поднята на щит многими конфессиями. Однако, когда капитализм свергал феодализм, ему потребовалась наука, а религия мешала науке. И Джон Локк, творивший в период первой буржуазной революции в Англии, восстал против теории врожденных идей и основательно ее разгромил.
Маркс указал, что психика человека не просто исключительно подвержена манипуляциям, газетным фетишам и пр. ("превращенная социальная форма", когда эти фетиши СМИ подменяют в массовом сознании реальность), но, увы — попросту складывается из общественных отношений, личность — это конкретная совокупность НАЛИЧНЫХ общественных отношений ("Тезисы о Фейербахе"). Маркс тем самым разъяснил, что в человеческом обществе, в отличие от стаи волков, благодаря совместному труду с помощью орудий труда, возникает новое системное качество — сознание.
Разумеется, всё это не отменяет биологическую природу человека. Этот момент радикально извратил Зигмунд Фрейд, объявив, что в человеке присутствуют либидо (сексуальная энергия) и агрессия — наподобие пассинарности у народов или теплорода и флогистона. Задолго до Пинкера!
Собственно, психоанализ — лженаука, сам Фрейд с помощью своего метода никого не излечил, как, впрочем, и все психоаналитики, за его практику у него было всего порядка 40 пациентов, он оставил анамнез всего-то шести. Вот этот анамнез и лег в основу психоанализа.
Теорию врожденных идей в начале 40-х постарался реанимировать другой тоже вполне примитивный буржуазный идеолог — Карл Юнг, соратник Фрейда. Он придумал архетипы (младенца, девы, хтонической матери, воина, мудрого отца, трикстера и пр.), которых, разумеется, не существует, но сегодня мир уверен, что архетипы — реальность.
Но всё оказалось не так просто.
Хотя Маркс, Энгельс, Ленин указывали, что в формировании личности участвует ВСЯ общественно историческая практика человечества (задолго до Пинкера!!!), остается еще и генотип. Даже у собак на наследству передаются не просто статические, но и динамические стереотипы, в т.ч. моменты дрессировки. Это заставило Ноама Хомски, лингвиста. публициста левого (кстати, антиамериканского) толка, вспомнить о теории врожденных "идей" и кликнуть клич: "Назад к Локку!"
Однако с этой точки зрения нужно обвинять в озверелой конкурентной агрессии не только современных татаро-монгол, но и американцев, истребивших свыше 100 млн индейцев, и еще до отъезда из Англии устроивших резню ирландцам, погубившим 90 млн индусов, истребивших коренное население Австралии. Вот истоки оптимизма Пинкера!
Когда же буржуазные идеологи откопали ущербность генотипа чернокожих, когда у 7% населения планеты нашли особый ген предпринимательства, тем самым объяснив разницу между богатыми и бедными, Хомски отмежевался от данной темы.
Что касается оптимизма и просвещения. По данным ООН ежегодно в мире от голода гибнет 40 млн чел. Множатся малые войны, только в Ираке США уничтожили свыше 0,5 млн мирных граждан, устроили гуманитарную катастрофу в Ливии, убили свыше 2000 чел. в Югославии, включая детей, бомбили Белград снарядами с обедненным ураном. Наконец, США создали ИГИЛ. В Европе нашествие фундаменталистов, которые душат местное население. По всем странам урезают образовательные программы. Уже в 90-е в США был резко снижен образовательный ценз, американские школьники и студенты не знали элементарных вещей, ныне школьные и вузовские программы дебилизуют по лекалам BLM. В России школьники и студенты деградируют, благодаря ЕГЭ, тестовой системе и не только.
Наконец, глобализация вызвала к жизни пандемию, которую не дают победить исключительно жадность буржуа: вирус передается с товарооборотом и, главное, путем деловой и туристической активности, т.е. благодаря пересечениям границ. Владельцы туристических фирм не желают терять прибыли.
Деградация (и продажность) экологического, феминистского, антирасистского, профсоюзного и даже коммунистического движения в мире и насаждение ЛГБТ четко указывает, что мир вступил в затяжной период регресса. Радоваться в такой ситуации может только дурак или сумасшедший. Или очень богатый, типа Гейтса или Цукерберга, у богатых своя собственная мораль, собственный оптимизм.
Что до премий. Если раньше Нобелевскую премию по политическим мотивам давали вполне заслуженно, таким выдающимся литераторам, как Борис Пастернак, то теперь ее выдают таким, как бездарная и продажная Алексиевич. Команда, выдающая Пулитцеровские премии, в этом плане наиболее беспринципна.
Борис Ихлов, 28.1.2022
Комментарии