История и "мораль" этнической чистки в Израиле

Я приехала в Израиль 40 лет назад. Мне потребовалось много лет, чтобы понять, что само существование моей страны в нынешнем виде основано на непрекращающейся этнической чистке палестинцев. Ее начало тянется к истокам идеи сионизма, поставившего целью создать еврейское государство на территории, где уже проживал другой народ. В подобной ситуации ещё можно было бы найти моральное оправдание борьбе за двунациональное государство. Создание же государства национального, принадлежащего другой нации, даже по определению предполагает этническую чистку предыдущего населения, проживающего на предполагаемой территории.

Еще Альберт Эйнштейн понял ложную предпосылку этой идеи. Вскоре после Первой Мировой войны он «с сожалением отмечал, что сионисты не делают достаточно для того, чтобы достичь соглашения с палестинскими арабами...` Он стоял за бинациональное решение в Палестине и предупреждал Хаима Вейцмана по поводу национализма «в прусском стиле»(1).

Однако предупреждения подобного рода игнорировались сионистким движением. И вот, почти столетие спустя, мы имеем еврейское национальное государство, в котором большинство милитаристически настроенных националистов проводит политику колонизации и иудаизации на землях, находящихся под контролем Израиля, по обеим сторонам от Зеленой черты ( границы 1967 года). Проект последовательно и безостановочно воплощается в жизнь сменяющимися израильскими правительствами под прикрытием фиктивных «переговоров» с президентом Аббасом. Все происходит при участии большинства израильских учреждений. Молодые израильтяне, поколение за поколением, вступают в ряды армии, обеспечивая военное прикрытие. Молодежи промывают мозги с тем, чтобы они искренне верили, что армия защищает «право Израиля на существование». Автору данной статьи, наряду со многими другими гражданами, кажется очевидным, что выживание еврейского общества в данной стране зависит от выработки жизнеспособных механизмов сосуществования с палестинцами. Под лозунгом же «борьбы за существование» государство Израиль строит проект самоубийства.

Обзор многолетней политики и взглядов израильских правящих кругов хорошо представлен в вышедшей недавно книге американского академика Сари Макдиси «Палестина - изнутри – наружу». Его книга утверждает, что оккупация - это всего лишь одно из проявлений многолетней израильской политики ползучего трансфера коренного Палестинского населения с его земель. Эта политика во временных рамках предшествует созданию государства Израиль, и все разнообразные действия оккупантов: незаконное строительство колоний, конфискации земель, разрушение домов и тому подобное – служит этой окончательной цели`(2).

Для тех, кто не не верит вышеизложенному заключению, приведем несколько высказываний самого Бен-Гуриона, сделанных еще до провозглашения нашего государства (напомним, что Бен-Гурион являлся лидером сионистского движения до 1948 года и первым израильским премьер-министром после 1948) :

«Обязательный трансфер (палестинских) арабов с земель предполагаемого еврейского государства, мог бы дать нам то, чего мы никогда не имели, даже во времена Первого и Второго Храмов... Нам дается возможность, о которой мы не могли мечтать даже в наших самых дерзких фантазиях. Это больше, чем государство, правительство или суверенность, это национальное воссоединение на свободной родине».(3)

«С обязательным трансфером мы сможем иметь большие территории.... Я поддерживаю обязательный трансфер. Я не вижу здесь ничего аморального».(3)

Во время войны 1948 года около двух третей палестинских беженцев были реально изгнаны из своих домов израильской армией и еще треть бежала, спасаясь от военных действий... Всем этим 0.75 – 1 миллиону людей не дали вернуться в Израиль после окончания войны, их дома и другая собственность были разрушены или экспроприированы государством Израиль.

В оправдание содеянного израильтянам была преподана мантра «Израиль принял план разделения, одобренный ООН, арабы же – нет. Таким образом, они и несут ответственность за все последствия». Удобному умолчанию постоянно подлежал тот факт, что палестинские арабы, чьи предки многие поколения жили на этой земле, составляли от трети до половины (данные ООН) населения на территории планируемого `дома для евреев`. Попробуйте проиграть аналогичную ситуацию где-нибудь в Европе!

Однако основная идея, вбиваемая в сознание израильтян с детского сада – это то, что в 1948 ситуация была «или мы - их , или они - нас». «Арабы сбросили бы нас в море», не установи мы доминирующего еврейского государства с его сильной армией. У меня есть свои сомнения на этот счет, однако, допустим, что опасения справедливы.
И тогда следует 1967 год с Шестидневной Войной. Еще одна глава в Израильской «борьбе за существование» против коварных арабов, продолжающих попытки сбросить нас в море. Вместе с большинством моих соотечественников я верила годами, что 1967 год был годом, когда существование Израиля было поставлено под угрозу. А потом я открыла высказывания наших же собственных лидеров(4):

1) `Нью-Йорк Таймс` цитирует премьер-министра (1977-83) Менахема Бегина, сказавшего в речи, произнесенной в августе 1982: «В июне 1967 выбор у нас был. Концентрация египетской армии на Синае не доказывала, что (президент Гамаль Абдель) Насер действительно собирался напасть на нас. Мы должны быть честны с самими собой. Мы решили атаковать их.»

2) Дважды премьер-министр Ицхак Рабин (1974-77 и 1992-95) заявил французской «Ле Монд»в феврале 1968: «Я не верю, что Насер хотел войны. Две дивизии, посланные им на Синай 14 мая, были недостаточны, чтобы представлять угрозу Израилю. Это знали и он, и мы».

3) Генерал Мордехай Ход, командующий ВВС Израиля во время Шестидневной войны, сказал в 1978: «В эти восемьдесят решающих минут было вложено 16 лет планирования. Мы жили с этим планом, мы спали на нем и им кормились. Мы занимались его постоянной отработкой».

4) Генерал Хаим Бар-Лев, глава Израильской Армии заявил Газете `Маарив` в 1972 г.: «На кануне Шестидневной войны никакой геноцид нам не угрожал, сама эта мысль не приходила нам в голову».

Таким образом, под лозунгом «устранения смертельной опасности» в 1967 году государство Израиль провело успешную военную операцию с целью территориальных завоеваний. Пропаганда подобного рода – не нова в мировой истории.

Читателю, вероятно, будет небезинтересно узнать, что территориальное расширение 1967 года за двадцать лет до того рассматривалась Бен-Гурионом как необходимое развитие плана по разделу Палестины, принятое сионистским руководством. Приведенные ниже цитаты Бен-Гуриона можно найти в книге израильского историка(5).

«В той мере, как я не считаю еврейское государство окончательным решением проблем еврейского народа, так же предложенное территориальное разделение не кажется мне окончательным решением в вопросе о Палестине. Те, кто отвергает территориальное разделение, правы в том смысле, что эта страна не может быть разделена, так как составляет единое целое, не только с исторической точки зрения, но и с точки зрения географии и экономики».

«После создания большой армии во вновь установленном ( еврейском) государстве, мы отменим разделение и расширим границы на всю Палестину».

Давала ли нам еще история примеры того, чтобы объединение людей, декларирующих свои намерения с подобным откровением, получало блага в награду за применение грубой силы?

Перечитайте заявления Бенни Мориса, историка, документировавшего этническую чистку 1948 г. В 2004 интервью с ним было опубликовано в Ха-Арец. В интервью читаем:

`Вопрос: Название публикуемой Вами сейчас книги - «Жертвы». В конечном итоге, Ваша позиция, что из двух жертв конфликта израильтяне - наиболее пострадавшие.

Моррис: Совершенно верно. Мы являлись большей жертвой в прошлом и мы продолжаем представлять большую потенциальную жертву. Несмотря на то, что мы угнетаем палестинцев, мы – слабая сторона. Мы – меньшинство в огромном море враждебных арабов, которые хотят нас уничтожить`.



Это мнение отражает настроение большинства израильтян. С годами оно получило статус аксиомы, и никакие реальные предложения мира ( как, например, последняя Саудовская инициатива) даже не воспринимаются как таковые и не подлежат обсуждению. Принятая позиция позволяет израильским евреям жить в убеждении,что они имеют моральное право вытеснять и унижать палестинцев, поскольку это варвары, которые никак не реагируют на израильские «щедрые предложения о мире» и «только желают нас сбросить в море». Потому что мы - народ, переживший Катастрофу. Мои соотечественники воображали себя кинозвездами, играющими в модерновой версии `Властелина Колец` – разумеется, в роли прекрасных эльфов, которых жестокая судьба столкнула с уродливими гоблинами. Гоблин=террорист. Гуманность - это не то отношение, которое можно применить к «террористам». С террористами не пытаются достичь территориального компромисса и не подписывают мирных соглашений.

Последнее объясняет массовое участие нормальных и не агрессивных в других отношениях израильтян в продолжающейся этнической чистке. Чем еще вы можете объяснить вытаскивание умирающего старика и его жены ночью из их дома в восточном Иерусалиме с тем, чтобы освободить место еврейским поселенцам. Или строительство иерусалимского «Музея Терпимости» на месте старого мусульманского кладбища.

Атаки на детские приюты, поддерживаемые исламскими благотворительными организациями на Западном Берегу. Государственное субсидирование поселенцев, устраивающих погромы палестинцев в Хевроне и в других местах оккупированных территорий. Широко распространенный садизм, вошедший в практику обращения израильских солдат с задерживаемыми палестинцами. Осквернение палестинских домов во время ночных рейдов израильской армии. Разрушение домов на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме под предлогом «нелегального стороительства». И многое-многое другое(7).

Сектор Газы является местом, где самооправданный израильский садизм достиг своего апогея. Территория Газы густо населена, в основном беженцами - потомками палестинцев, изгнанных в 1948. До Второй интифады земельные участки около моря (около четверти территории Сектора) были конфискованы несколькими тысячами еврейских поселенцев. В то же время полтора миллиона Палестинцев Газы умудрялись вести более или менее нормальную жизнь ( под израильской оккупацией) – занимаясь выращиванием овощей и фруктов, производством строительных материалов и других работ для израильского рынка, а также давая выступая в роли рабочей силы в Израиле. До Второй интифады из Газы практически не было террора.

Тем не менее, с началом интифады ( первая ракета опустится на территорию Израиля лишь спустя полтора года) израильская армия начала систематическое разрушение сектора. Военные налеты проводились каждые несколько недель, оставляя после себя разрушения мастерских и фабрик, дорог и сельскохозяйственных участков, домов и проще сказать, чего только не. Доступ к рабочим местам в Израиле был для многих закрыт. В конечном итоге, отчаявшиеся палестинцы начали обстрелы «касамами», что впрочем, редко приводило к какому бы то ни было ущербу, но служило прекрасным оправданием израильских военных акций.

И затем Шарон провел свой блестящий пропагандистский маневр с «уходом» из Газы. Вся операция проходила, как демонстрация лучших израильских побуждений.
Поселения былы действительно убраны, однако армия была дислоцирована вокруг Сектора, превратив его территорию в огромную тюрьму. Экономическое удушение еще более усилилось после путча Фатаха (не без инансовой помощи Израилем и США).( Я не принадлежу к поклонникам Хамаса, но он победил на демократических выборах). Хамас несколько раз предлагал Израилю начать переговоры, на основе границ 1967 года, но его предложения особо не освещались и игнорировались. Вполне возможно, что подобные переговоры положили бы конец «касамам», но израильские лидеры, похоже, были заинтересованы в продолжении насилия. Обстрелы «касамами» представили для Израиля неоспоримые аргументы для ведения пропаганды.


Наконец, начались переговоры с Хамасом о заключении перемирия. С момента их начала Барак вел интенсивную подготовку массированой атаки на Газу(8). 14 ноября выработка соглашения была умышленно нарушена, по распоряжению Барака, убийством нескольких бойцов Хамаса. Как и следовало ожидать, ответом явилась отмена переговоров с последующим градом ракет. Последнее послужило претекстом массированной военной операции с сотнями погибших в Газе под бомбардировками.
Приходят мысли о предстоящей избирательной кампании, где убитые принесут голоса Ливни и Бараку.

Хотите знать, что думает израильское большинство по поводу происходящего? - `Мы, израильтяне, в акте самопожертвования выселили бедных поселенцев из их домов в Секторе Газа и предоставили палестинцам возможность свободного и счастливого существования. Но они отвергли наши мирные усилия и предпочли продолжить свою политику сбрасывания евреев в море. Газа могла стать новым Сингапуром, но они предпочли выпускать ракеты по Израилю`.

Размежевание, таким образом, было блестящей идеей злого гения Шарона. Израильская публика получила моральное оправдание. Палестинцы «разочаровали».
Теперь у израильских лидеров руки развязаны. Не стоит ожидать всплеска общественного протеста со стороны израильских евреев, ну, за исключением крошечного меньшинства `евреев-самоненавистников` ( автор в их числе).

Поверьте мне, еврейско-израильское большинство – не какие-то урожденные чудовища. Просто они не знают другого. И я была одной из них. Но вот однажды, более или менее случайно, я оказалась на Западном Берегу с группой активистов.
И у меня появились палестинские друзья, и я, в конечном итоге, почувствовала отношение Израиля к палестинцам. А затем я научилась игнорировать добрую порцию выливаемой на израильтян пропаганды под заголовком «Новости». Но как убедить моих соотечественников? Я не знаю.

И еще. Так не должно быть. В дополнение к 4 миллионам палестинцев, не имеющих своего государства и живущих на оккупированных территориях, около миллиона живет в пределах Зеленой черты и имеет гражданство Израиля. Несмотря на все проявления рассизма, многие из этих палестинских граждан переплелись с израильским обществом. Вы встретите арабских врачей и медсестер в израильских больницах, арабских студентов в аудиториях израильских университетов и т.п. Но стандартный еврейский гражданин, который будет вполне нормально обращаться со своим арабским
коллегой – в то же время переполнен гордости за своего сына «служащего родине» на оккупированных территориях. И - он или она будут также повторять расистскую пропаганду по поводу `демографической угрозы` государству Израиль со стороны его арабских граждан и верить речам жаждущих крови генералов на телевидении. И голосовать за одну из основных сионистких партий Ликуд, Кадима и Авода, чьи лидеры годами вносили свой вклад в этническую чистку.

Во имя обоих народов, насилие должно быть остановлено. Оно должно быть остановлено давлением извне, так как в настоящее время в Израиле подобная сила отсутствует. Пожалуйста, делайте что-нибудь, друзья, и немедленно! И игнорируйте все эти бесконечные «переговоры» между нашим правительством и бессильной Палестинской автономией.Это всего лишь прикрытие для дальнейшей этнической чистки. Если Вы мне не верите, съездите и посмотрите сами – на массивное строительство поселений в Восточном Иерусалиме и на стены Палестинских Гетто.


[1] From `The Pity of It All`, a book by Amos Elon on German Jews.
[2] From a review of Makdisi`s book: `Palestine Inside Out`, by Lena Khalaf Tuffaha, IMEU 2008.
[3] From `Righteous Victims` by Benny Morris
[4] Collected by Stephen Lendman, see http://www.zmag.org/znet/viewArticle/15348), [6] The full text of the interview can be found in the Counterpunch website
[7] *Information can be found, e.g., in the Occupation Magazine, the website of Israeli anti-Occupation activists.
[8] `Disinformation, secrecy and lies: How the Gaza offensive came about` By Barak Ravid, Haaretz

Виктория Бух - израильский академик и активистка-противница оккупации