Центробанк России – теневая ветвь власти страны

На модерации Отложенный

Центробанк России – теневая ветвь власти страны

 

Неподконтрольность Центрального банка (ЦБ) государству (в отличие от Госбанка СССР, где он был частью исполнительной власти и подчинялся министерству финансов) вызывает тем больше вопросов в обществе, чем выше идёт борьба за суверенитет России.

 

Сегодня государство доверяет ЦБ хранение и учет своих финансовых средств. Это все собранные федеральные, региональные и местные налоги, это хранение золото-валютных запасов государства, это учёт выпуска ценных бумаг, контроль за деятельностью российских страховых компаний и многое другое. Из чего следует, что функциональный статус ЦБ расширяется и втягивает в себя всё больше функций исполнительной власти, превращаясь в неподконтрольного по Конституции мегарегулятора не только финансовой системы, но и всей экономики России.

Специально для этого номера газеты мы обсудили тему ЦБ с, доктором экономических наук Валентином Юрьевичем Катасоновым.

На встрече удалось выяснить важные юридические коллизии в правовом статусе ЦБ, которые не замечают наши судебные инстанции в лице Генпрокуратуры РФ, Конституционного суда РФ и др.:

- ст. 75 п. 2 Конституции – «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». В данном контексте слово «других» обозначает что ЦБ является другой такой же, то есть четвертой ветвью государственной власти. В то же время закон № 86-ФЗ 2002 года «О Центральном банке России» утверждает в статье 2 «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами». Что же это получается? ЦБ, являясь органом государственной власти, одновременно не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам ЦБ? Как может отдельный орган государства не отвечать по обязательствам всего государства? Почему закон № 86-ФЗ не приводится в соответствие с Конституцией?

– в статье 3 закон № 86-ФЗ 2002 года «О Центральном банке России» утверждается, что целью ЦБ является «защита и обеспечение устойчивости рубля». Это означает, что обрушение и скачки курса рубля в 2014–2015 гг. являются нарушением законодательства России и должно быть уголовно наказуемым деянием. Но такой вопрос даже не стоит на повестке государства в отношении должностных лиц ЦБ. Это же относится и к политике ЦБ по практике так называемого «плавающего» курса рубля, который регулируют на валютной бирже валютные спекулянты всех мастей со всего мира. Такую вольницу для спекулянтов допускает регулятор ЦБ, которую не найдёшь в любом другом государстве мира;

– в первой главе Конституции (ст. 10) мы видим наличие в государстве трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Ни к одной из этих ветвей власти ЦБ не принадлежит. На основании этого можно сделать заключение, что ЦБ является отдельной ветвью власти, которая не отражена в конституции РФ. А если проанализировать ту неподконтрольность, с которой ЦБ управляет экономикой страны, то уместно будет назвать ЦБ стволом всей власти в России из которого выходят остальные три конституционных ветви власти.

«Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка».

Вообще, по мнению Валентина Катасонова, нынешнюю систему коммерческих банков во главе с ЦБ к нам в Россию в 1991 году подбросили, как «дохлую кошку» из-за океана. Система коммерческих банков не смогла построить сильную экономику в стране, а лишь занималась и занимается до сих пор перераспределением государственных средств, выводом их из экономики страны и перемещением их за рубеж. Сегодняшняя банковская система не способствует росту экономики страны. Наоборот, отзывы лицензий, конкуренция среди банков, коррупция в финансовой сфере заканчиваются трагедиями физических и юридических лиц, а в конечном счёте – финансовыми потерями экономики, которые ложатся бременем на трудящийся народ, его уровень жизни, социальную защиту и пенсии.

Мало того, что ЦБ есть конституционно независимая от государства власть, так он ещё отгородился от общества системой коммерческих банков. Специфика Конституции такова, что эта власть по международному соглашению является не российской. По международным договорам ЦБ есть филиал Федеральной резервной системы (ФРС) США. Живой иллюстрацией этого является введение в декабре 2014 года Центральным банком и Министерством финансов ограничения доступа крупнейших банков страны, попавших под санкции США и Евросоюза, к долгосрочным долларовым кредитам. В результате банки, на которые приходится около 60% активов всей банковской системы России, были отрезаны не только от западного финансирования, но и от валютных средств Минфина и ЦБ. Практически, единственными источниками валютного фондирования для них остались депозиты физлиц и корпоративных клиентов. ЦБ закрыл Сбербанку, ВТБ и другим кредиторам, попавшим под санкции, доступ к годовым валютным аукционам РЕПО*, которые были разработаны для поддержки банковской системы. ЦБ выполнил волю ФРС, так как валюта, которую он предоставляет в рамках аукционов валютного рефинансирования, проходит через корреспондентские счета банков ФРС и может быть арестована, если средства предназначены для долгосрочного финансирования банков, против которых введены санкции.

Обсудили и возможные варианты выхода из создавшегося положения с ЦБ и возможный алгоритм переподчинения ЦБ государству и народному контролю. Катасонов в этом отношении привёл термин, используемый большевиками: всё дело в качестве «человеческого материала». На его взгляд, основной задачей, стоящей перед НОД и другими патриотическими общественными движениями, являются просветительские и образовательные программы и проекты для граждан страны. Только высокий уровень интеллектуальной подготовки граждан в части законов экономики, общественного управления поможет избежать кровавых событий и революций в текущей борьбе за будущее суверенной России и её обустройство на благо всего народа.