Пушкин в женской бане

На модерации Отложенный Приходит, значит, Пушкин в женскую баню...

Нет.

Не так.

Это всё же не анекдот, а чистая правда и происшествие, случившееся с Александром Сергеевичем в действительности.

При входе в бани сидел содержатель, старый персиянин. Он отворил мне дверь, я вошел в обширную комнату и что же увидел? Более пятидесяти женщин, молодых и старых, полуодетых и вовсе неодетых, сидя и стоя раздевались, одевались на лавках, расставленных около стен. Я остановился. «Пойдём, пойдём, — сказал мне хозяин, — сегодня вторник: женский день. Ничего, не беда».

Пишет Пушкин в своих заметках «Путешествие в Арзрум».

 

Но напрасно старый перс пытался ободрить поэта — тому никакого ободрения не требовалось и он вовсе не был смущён зрелищем.

«Конечно не беда, — ответил Пушкин, — напротив».

Напротив!

 

Справедливости ради стоит отметить, что и женщины ничуть не испугались появления мужчины, и Пушкин вполне смог составить собственное мнение о красоте грузинок.

Многие из них были в самом деле прекрасны...

Пишет он дальше.

И тут же добавляет:


Зато не знаю ничего отвратительнее грузинских старух: это ведьмы.

 

Пушкин слывёт знатоком и ценителем женской красоты и часто выражает свои экспертные мнения.

Такие, например:

Люблю их ножки; только вряд
Найдете вы в России целой
Три пары стройных женских ног.

Тут, конечно, следует сделать поправку на время и нравы. С тех пор, как в женской моде утвердились юбки мини, любой подросток, наверное, видел женских ножек больше, чем Александр Сергеевич за всю свою жизнь. 

 

Но баня, в которой Александр Сергеевич любовался в этот раз женскими ножками, располагалась не в России, а в Тифлисе (Тбилиси). В столице Грузии, которая, хотя уже и состояла под российской короной, не была похожа на метрополию.

Русские не считают себя здешними жителями. Военные, повинуясь долгу, живут в Грузии, потому что так им велено. Молодые титулярные советники приезжают сюда за чином асессорским, толико вожделенным. Те и другие смотрят на Грузию как на изгнание.

 

О самих же грузинах Пушкин писал:

Грузины народ воинственный. Они доказали свою храбрость под нашими знаменами. Их умственные способности ожидают большей образованности. Они вообще нрава веселого и общежительного.

 

Но, что интересно, основное население города в то время составляли армяне. Пушкин приводит цифры на 1825 год — в Тифлисе 2500 армянских семей и 1500 грузинских.

 

Кроме женской бани, Александр Сергеевич занёс в свой актив посещение гарема паши, в котором побывал во время дальнейшего путешествия.

...видел я харем: это удалось редкому европейцу.

 

Одним словом, поездка оказалась успешной!