Религия и Истина - понятия несовместимые. Часть 3. Вифлеемская звезда. Всемирный потоп.

На модерации Отложенный

Религия и Истина - понятия несовместимые. Часть 3. Вифлеемская звезда. Всемирный потоп.

 

 

ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА.

Одна из самых поэтических и неправдоподобных сказок Нового Завета…

Пожалуй, даже среди безбожников вряд ли найдётся человек, никогда не слыхавший о звезде Вифлеема. Давайте освежим в памяти этот эпизод:

«1. Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:

2. Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

3. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

4. И собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

5. Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка <…>

7. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды.

8. И, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

9. Они, выслушавши царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

10. Увидевши же звезду, они возрадовались радостью весьма великою…» (Матф. 2).

Не правда ли, поэтический рассказ (во всяком случае в том, что касается звезды)? Пожалуй, он не вызывает особых возражений даже у атеистов (не говоря уж о верующих). И тем не менее история эта абсолютно неправдоподобна. «Ну вот, сейчас этот зануда будет наводить критику с позиций физики и астрономии, гелиоцентрической системы Коперника и тому подобных учёных вещей», – сердито поморщится читатель. А вот и не угадали. Неправдоподобие лежит гораздо глубже – оно настолько глубоко, что всю сцену со звездой невозможно, скажем, снять в кино, более того – даже просто наглядно вообразить.

Сосредоточимся на стихе девятом – о звезде, которая «шла и остановилась над местом». Вы себе это хорошо представляете, дорогой читатель? Да? Позвольте усомниться. Итак, вы – один из волхвов. Какое-то время назад (день, два или несколько) вы видели звезду, внешний вид которой – необычный цвет, яркость или ещё что-либо – сразу дал вам понять, что звезда эта не простая, а путеводная. А теперь, после визита в Иерусалим, пустились в путь под её руководством. Для начала ответьте на такой вопрос: в каком направлении вы видите звезду? На востоке – так сказано в Евангелии. Прекрасно. Важно, что не в зените, не точно над головой – иначе она никакого направления на земной поверхности не задавала бы, а указывала бы вертикально вверх. Причём была она достаточно далеко от зенита, иначе волхвы, не имевшие, надо полагать, никаких инструментов, не смогли бы отличить чуть-чуть смещённое положение звезды от точно зенитного.

Следующий вопрос: какое перемещение звезды имелось в виду: быстрое, заметное глазу – относительно земной поверхности, или же медленное – относительно небесной сферы, совершающей суточное вращение вокруг Земли?   Вопрос кажется нелепым: ведь если принять второй вариант, то движение среди звёзд можно было бы заметить лишь через несколько суток, а в течение одной ночи она совершала бы гораздо более быстрое суточное перемещение вместе с другими звёздами, таким образом заставляя волхвов всё время менять направление движения. И тем не менее я обращаю внимание читателя на эту двойственность, помня, что один из моих собеседников настаивал на том, что слова Матфея можно-де толковать так и этак. Но мы примем всё-таки первый вариант: «шла» – означает «двигалась с заметной для глаза скоростью, т. е. над земной поверхностью», а не среди звёзд вращающегося небосвода.

И наконец, самый главный вопрос: куда она двигалась, указывая направление? К яслям Младенца – это не тот ответ, которого я жду. Речь идет о том, в каком направлении на небе должна двигаться звезда, чтобы вести волхвов. Прежде всего необходимо ясно понять, что находящаяся не в зените звезда, даже неподвижная, уже указывает некоторое направление: это проекция на горизонтальную плоскость направления на неё от наблюдателя. А дальше? Выражаясь современным научным языком, звезда для наблюдателя имеет только две степени свободы: она может двигаться вверх-вниз и вправо-влево (а вот удаление или приближение, т. е. движение вдоль луча зрения, наблюдателю просто не видно!). Ну и, конечно, возможна комбинация этих двух движений, т. е. движение не горизонтально и не вертикально, а под углом к горизонту. Так вот: как двигалась звезда? Горизонтально? Но тогда волхвам пришлось бы всё время менять направление, а не идти по прямой. Вертикально? Куда – вверх? Ну, представьте же себе, дорогой волхв: вы видите звезду перед собой, а она движется вверх, т. е. по куполу неба – назад! Тогда значит, вниз? А не уйдет ли она при этом за горизонт?

И, наконец, последнее. Что означает «остановилась над местом»? Оказалась точно в зените, когда волхвы прибыли к цели? Но во-первых, как уже сказано, засечь этот момент без надлежащих приборов можно лишь очень грубо, с погрешностью в несколько сотен километров (угловая ошибка в один градус слишком оптимистична, а на земной поверхности это 111 км.). А во-вторых, получается, что звезда двигалась-таки вверх! Вернее, она просто стояла на месте (!!!), а волхвы шли по направлению к ней до тех пор, пока она из-за кривизны Земли не оказалась у них точно над головой!

Кто-нибудь способен предложить другое, более убедительное толкование слов «шла и остановилась над местом»?

Поразительно, но заводил ли я разговор о звезде с верующими или с атеистами – никому эти простые и очевидные соображения прежде в голову не приходили. Никто, по-видимому, не давал себе труда закрыть глаза и мысленно представить, как происходило описанное Матфеем событие. Такова инерция некритического восприятия общепринятого!

ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП

Случилось так, что со свидетелями Иеговы мне довелось общаться больше, чем с верующими других конфессий. Дело в том, что они ходят по домам, распространяя среди незнакомых людей свою литературу, останавливают прохожих на улицах. И вот как-то раз, после нескольких бесед с этими, в общем, довольно милыми людьми (в частности, и об эволюции, о чём уже было сказано выше) решил я поспорить с ними на другую тему, более обширную. С этой целью я составил подробный вопросник о самом широко известном эпизоде Ветхого Завета – всемирном потопе и ноевом ковчеге. Вот он целиком:

1. «И раскаялся Господь, что создал человека на земле…» (6:6) 5. Раскаяние – довольно странное занятие для господа. Разве он заранее не знал, кого сотворяет? И как его творения будут вести себя?

2. «И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов, и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их» (6:7).
Чем же скоты, гады и птицы-то провинились? Ведь «велико развращение человеков на земле» (6:3), но не страусов и не черепах.

3. Почему бог избрал такой сложный, громоздкий (и, надо полагать, дорогостоящий) путь для истребления всякой плоти с земли? Ведь когда он творил, то ему стоило лишь сказать: «Да будет то-то и то-то» – и стало так. А ведь как известно, ломать – не строить, и богу достаточно было бы сказать: «Да не будет тех-то и тех-то» – и стало бы так.

4. Размеры ковчега: 300 × 50 × 30 локтей (6:15). Примем для локтя значение 0,7 м. Тогда полное водоизмещение ковчега будет 210 × 35 × 21 ≈ 150 000 т. Но отсюда нужно вычесть вес самого ковчега – его корпуса из таинственного дерева «гофер» (6:14). Тогда полная грузоподъемность ковчега (дедвейт) будет никак не больше 100 000 т (и это еще очень оптимистическая, преувеличенная оценка).

5. Господь отвел семье Ноя из восьми человек (Ной, три сына и их жены) семь дней (7:4) на строительство и заселение ковчега. Семь дней – это 168 часов или примерно 10 000 минут (включая время на сон и пищу). Посмотрим, какой объём работ предстояло выполнить за этот срок.

6. Строительство гигантского ковчега – это работа на несколько человеко-лет даже при современной технологии. А тогда ведь не было ни электропил, ни электромоторов, не говоря уж о подъёмных кранах.

7. «Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых: мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых» (6:19 – 20). Не будем придираться к тому, что чуть дальше (7:2 – 3) Господь повелел Ною взять «по семи» (пар или особей?) от «всякого скота чистого» и «из птиц небесных». Ограничимся одной парой каждого животного и посчитаем, сколько же их пришлось отловить Ною и его домочадцам.

8. В настоящее время известно примерно 4000 видов млекопитающих, 8000 видов пресмыкающихся и 9000 видов птиц. Не будем принимать в расчет земноводных, хотя и они в определенные периоды своего жизненного цикла нуждаются в твёрдой почве под ногами. И о рыбах поговорим позже. Заметим, что, поскольку религия отрицает эволюцию, число видов при Ное могло быть больше указанных численностей, но никак не меньше.

Итак, беря всякой твари по паре, получим круглым счетом 40 000 особей. Впрочем, пока речь идёт только о позвоночных животных.

9. Даже если ковчег был построен мгновенно, у семейства Ноя оставалось 80 000 человеко-минут на отлов 40 000 животных – по две минуты на животное. И на доставку их к ковчегу (каким видом транспорта, интересно?), и на устройство клеток для них, и кормушек, и проходов между клетками, и канализационных устройств для удаления испражнений, и даже просто на то, чтобы вспомнить: «вот ещё пару шимпанзе надо поймать, и пару кенгуру, и пару муравьедов, и пару дятлов».

10. «Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею» (6:21). За две минуты, стало быть, нужно было обеспечить каждую тварь пищей – на какой срок? Читаем дальше:

11. «В шестисотый год жизни Ноевой, во вторый месяц, в семнадцатый день месяца, <…> разверзлись все источники великой бездны…» (7:11). «Шестьсот первого года к первому дню первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега…» (8:13). Стало быть, запасов пищи надо было брать как минимум на десять с половиной месяцев. Фактически же этот срок нужно сильно увеличить: ведь после окончания потопа необходимо изрядное время, чтобы из припасенных семян и от уцелевших производителей вновь выросли кокосовые пальмы, новые поколения газелей и зайцев, дубы с желудями и многие другие растения и животные, которыми питаются растительноядные и хищные звери. Но даже десяти месяцев вполне достаточно, чтобы понять простой факт: запас пищи для каждого животного должен был многократно превосходить его собственный вес. Вспомним, что дедвейт ковчега не превосходит 100 000 т. Это значит, что на каждое животное (пока ещё только позвоночное!) – от крота до слона, от тушканчика до носорога – приходилось по два с половиной кубических метра жизненного пространства. Вдобавок пища хищных зверей – это животные, стало быть, для льва, например, нужно запасать не только пищу (антилоп), но и пищу для пищи (траву, сено).

12. Интересно, как Ной решил проблему питания сумчатого медведя? Как известно, коала питается только листьями эвкалипта, причем только одного вида, причем только свежими листьями (поэтому-то, кстати, коал невозможно содержать в европейских зоопарках).

13. Как была решена проблема движения таких животных, как волк, гепард, антилопа и другие? Известно, что без быстрого бега они гибнут очень скоро.

14. Теперь вспомним о насекомых. Их известно около миллиона видов, и предполагается, что фактически их в несколько раз больше. Значит, на отлов каждой пары бабочек, блох, стрекоз, комаров и шмелей у Ноевых родственников были в распоряжении считанные секунды или даже доли секунды!!! Это опять-таки без учёта времени на строительство ковчега и на ловлю позвоночных животных, а также на сон и питание.

15. Каждое насекомое в отдельности, конечно, занимает мало места, и комар бегемота не потеснит. Но, во-первых, миллион – число нешуточное. А во-вторых, есть так называемые общественные насекомые – пчёлы, муравьи и другие. По одиночке они жить не могут – погибают. Значит, в ковчег нужно было поселять целые рои пчёл и муравейники. А одних муравьев, между прочим, около 10 000 видов. А пчёл 30 000 видов. Термитов, правда, поменьше – всего 2600 видов.

16. Поговорим о рыбах. Казалось бы, о них беспокоиться нечего. Не совсем так. Речные рыбы погибают в солёной воде, а морские – в пресной. Какая вода была во время потопа, когда всё перемешалось? И какая судьба постигла водных животных, которые ползают по дну (раки, крабы, моллюски и др.)? Ведь их, бедных, чудовищная толща воды должна была раздавить, как клопов. Каждые 10 метров воды над головой – это плюс одна атмосфера.

17. Какова судьба наземных растений? Если кто-то думает, что проблемы здесь нет, что растения побыли какое-то время под водой, а потом, когда вода спала, опять ожили, как ни в чем не бывало, – то это глубокое заблуждение. Попробуйте взять горшок с любым цветком, погрузить его целиком под воду хотя бы на сутки и посмотрите, что из этого получится. Растение погибнет – оно не может даже короткое время обходиться без воздуха. И без солнечного света тоже.

18. Какой микроклимат в ковчеге должен был обеспечить Ной? Белые медведи и пингвины не выносят жары, а львы и обезьяны – мороза.

19. Почему богу неизвестно, что Арарат – не самая высокая гора на земном шаре?

20. Как животные расселились по земному шару с Арарата после потопа: кенгуру и утконосы – в Австралию, опоссумы и гризли – в Америку, пингвины – в Антарктиду и т. д.? Неужели вплавь? Или в то время были перешейки между континентами?

Каждый верующий, если он честный человек, должен либо дать убедительные и исчерпывающие ответы на все поставленные вопросы, либо признать вслух:

Легенда о всемирном потопе (как, впрочем, и многое другое в Библии) – абсолютно неправдоподобная, наивная и невежественная волшебная сказка. Если и имеет отношение к действительности, как к отдельным наваждениям, запавшим в память человечества и приобретшим глобальные масштабы. Конец цитаты.

Вопросник был передан в общину Свидетелей Иеговы и спустя какое-то время я получил на него подробнейший ответ некоего Андрея в письменном виде. Это была весьма добросовестная компиляция из иеговистских книг, но ни одной собственной мысли!

Сразу честно признаюсь: мне было указано на неверное толкование срока постройки ковчега: какая там неделя, гораздо больше! По некоторым толкованиям 50 – 60 лет. Действительно, я не очень внимательно читал соответствующий пассаж и неправильно понял слова «Ибо, через семь дней, Я буду изливать дождь на землю…» (7:4). Эти слова я ошибочно соединил во времени со словами «Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай…» и далее – до места «Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею» (6:14 – 21). Мне как-то не пришло в голову, что следующий стих: «И сделал Ной всё, как повелел ему Бог; так он и сделал» – вмещает в себя эти 50 или 60 лет. Ну что ж, раз виноват – значит виноват, и оправдываться ничем не собираюсь. Но пересказывать в «исправленном и улучшенном» варианте реально имевшую место переписку тоже не намерен – это было бы просто нечестно. Как говорится, из песни слова не выкинешь. Однако полагаю, что эта моя невольная и досадная ошибка носит не очень принципиальный характер и в целом существа дела не меняет.

В ответе Андрея была также высказана «свежая» мысль о том, что Библия – не научный учебник (так-то оно так, но на этом основании разве она вправе утверждать, что 2 × 2 = 5?). Ничего конкретного мой оппонент не мог возразить по поводу пунктов 1, 2 и 3. Да и что тут скажешь? Сказка о боге, которому творить ничего не стоит, а вот разрушать гораздо сложнее и труднее; который заодно с грешниками, которых сам же и сотворил, наказывает ни в чем не повинных зверушек, – эта сказка избытком логики не страдает.

Андрей напомнил мне о сложных геологических процессах, в результате которых вода может то покрывать большую часть земной поверхности, то уходить вниз (в свою очередь мне пришлось напомнить ему о разнице между библейскими тысячами и геологическими сотнями миллионов лет); о многочисленных легендах разбросанных по всему миру народов, рассказывающих о громадном наводнении (простой вопрос: как могли возникнуть легенды об одном и том же всемирном потопе, если после него уцелела только одна семья? В Библии ничего не говорится о том, что сыновья Ноя разъехались в Америку, в Индию, в Китай, на Кубу, в Испанию, в Бирму и т. д.).

Поразителен был ответ, касающийся числа животных. Оказывается, Ной взял их гораздо меньше, а дальше была – что бы вы думали? – эволюция, ни больше, ни меньше! Причём, очевидно, со скоростью, в тысячи раз превышающей реальную.

Одним махом была решена проблема питания: многие животные впадают в спячку, а хищников тогда не было – все питались растительной пищей (как мы помним, баптисты утверждают, что хищничество возникло сразу после грехопадения).

«В анабиоз впадают определенные виды животных, – возразил я Андрею. – Приписывать эту способность неприспособленным животным – биологическое невежество. А если мы допускаем, что львы и тигры могут питаться травой, то почему бы уж заодно не допустить, что из золотых монет могут произрастать деревья с золотыми монетами вместо листьев?»

О рыбах, крабах и растениях ответ был трогательно прост: раз они выжили, значит, бог как-то их сумел спасти. То есть, очевидно, крабы и моллюски (хотя бы и в небольшом количестве) ползли к вершине Арарата по мере того, как вода потопа прибывала.

Это напоминает восхитительный еврейский анекдот:

"...Один хасид хвастается другому своим цадиком (духовным наставником):

– Однажды наш цадик потерпел кораблекрушение. Плавать он не умел. Что делать? Он сделал лодку из носового платка и таким образом спасся.

– Какая вздорная сказка! А чем ты докажешь, что это правда?

– Как чем? Но ведь наш цадик жив – это и есть доказательство..."

В общем, ни по одному вопросу не было сколько-нибудь убедительного ответа. Были приведены либо неверные, противоречащие науке данные, либо наивная отговорка, что уж бог, наверное, как-нибудь выкрутился.

Тревогин Петр Александрович, кандидат технических наук, математик-программист, публицист, переводчик

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ