Принцип дополнительности состоится

На модерации Отложенный

В наше тревожное время только и размышлять о высоких материях!  Здесь я говорю о проблемах теории познания, а не об Украине, политике или ковиде.  

Система господствующих в мировом научном сообществе «общепринятых» методологических принципов образует соответствующий стиль мышления ученых, научную парадигму. В классической науке после получения эмпирического материала строили теоретические обобщения для соответствующей предметной области. Казалось,  суммируя знание мы получаем законченную и единственно возможную картину мира. Классической науке были присущи  вера в кумулятивное накопление истинного знания, в существование методов, позволяющих его построить. Свойства объекта закреплялись за объектом и считались присущими «самому» объекту. Нельзя было представить, что объект исследования может обладать несовместимыми свойствами. Как и то, что мы «отражаем» не мир сам-по-себе» а всего лишь наше взаимодействие с ним.

С возникновением квантовой механики идиллия была нарушена. Луч света в одних приборных взаимодействиях вел себя как волна, а в других - как частица. Различные  эмпирические условия привели к проявлению несовместных свойств одного и того же объекта. Философы насторожились: Какова же природа микрообъекта «на самом деле», каковы они «сами по себе»? Это они зря.

Подобные вопросы характерны для фундаментализма, который  достался новой познавательной ситуации от старой. Трудно воспринимался тот факт, что говорить о свойствах исследуемого объекта вне его отношений и взаимодействий с субъектом познания бессмысленно, свойства вне отношений не проявляются.

Непротиворечиво совместить корпускулярные и волновые свойства в одном объекте казалось невозможным, как и невозможен отказ от эмпирического существования того и другого. Оставалось допустить сосуществование несовместимых свойств, которые в единстве позволяют получить более полное описание Поскольку такие свойства дополняли друг друга, то  и возник в физике принципа дополнительности.

Вначале он был сформулирован Нильсом Бором применительно к квантовой механике, а позже приобрёл широкий методологический характер, что и способствовало становлению эволюционной эпистемологии и современной теории познания.

До сих пор «кое где ещё порой» ищют ответ на вопрос о свойствах микрообъекта «самого по себе». Ищут «двойственную сущность»( ох уж этот диамат!) волны и частицы. Воистину немало бед нам принесла спекулятивная гегелевская философия становления "Абсолюта".

Условия субъект-объектного взаимодействия всегда соответствуют определенной познавательной ситуации. Если свойства объекта фиксируются субъектом познания в эмпирически несовместных ситуациях, то могут проявиться и несовместимые свойства. И если признать, что свет  в одном случае проявляет волновые свойства, а в другом - корпускулярные, то это уже не одна и та же вещь. Это реальность, которую мы оборачиваем к себе различными гранями.

Принцип дополнительности можно охарактеризовать так: имеются предметные области, при исследовании которых в двух или более приборных ситуациях могут проявляться логически несовместимые свойства. Их нельзя приписывать одному объекту, потому что они получены по разным отношениям. Если при этом ни одно из свойств нельзя элиминировать без потери существенной информации, то такие свойства называют дополнительными. Эти свойства не «противоречат»  друг другу, просто здесь имеет место различный способ вычленения несовместимых свойств.. Хотя при этом и сохраняется кажимость что они относятся к одному и тому же объекту. 

Так принцип дополнительности  вышел за пределы корпускулярно-волнового дуализма.