Ударим ультиматумом по украинскому вопросу

На модерации Отложенный

 Интернет "взорвался" фотожабами на ультиматум Путина США - Последние  мировые новости | Сегодня       АВТОР Майкл Бом независимый американский журналист

 

В пятницу в Женеве госсекретарь США Энтони Блинкен и глава МИДа РФ Сергей Лавров снова встретились, чтобы обсуждать российский ультиматум Соединенным Штатам и Североатлантическому альянсу. Объективно говоря, самое главное и важное из всех требований Кремля — это попытка Российской Федерации добиться бессрочного запрета на принятие Украины в НАТО (хотя российские политики всячески пытаются уводить дискуссию на более широкие темы «европейской безопасности» и «угроз НАТО для РФ» в целом).

Действительно, на основании кремлевских заявлений создаётся впечатление, что получение письменной, юридически обязывающей гарантии о непринятии Украины в НАТО – это чуть ли не самый важный и жгучий вопрос национальной безопасности РФ.

Но нужно отметить, что такая гарантия фактически уже была! Напомню, что до 2014 года, Украина имела внеблоковый статус и даже зафиксировала этот статус в своей конституции.

В то время такой нейтральный статус, кажется, устраивал все стороны, включая Россию, которая фактически имела «вторую Финляндию» в виде Украины. Действительно, было принято тогда говорить об Украине, как о некоем «мосте» между Западом и Россией.

Но, как известно, этот мост РФ своими военными действиями 2014 года полностью уничтожила в пух и прах. Тем не менее, Россия всячески пытается заставить Украину вернуть этот внеблоковый статус.

Теперь уже поздно, разумеется. После известных событий 2014 года вернуть Украине внеблоковый статус никак не получится. Джинн российской агрессии выпущен из бутылки, и два раза в эту «нейтральную реку» Украина, конечно же, входить не будет.

Теперь единственная гарантированная защита для Украины — это либо членство в НАТО, либо односторонняя гарантия безопасности от США, сходная с гарантией, которую Вашингтон обеспечивает Южной Корее и Японии. Именно поэтому Кремль, который относится к этим потенциальным сценариям как к «экзистенциальной угрозе» РФ, делает все возможное, чтобы предотвратить такой исход.

На самом деле, НАТОвская угроза России, конечно, является чисто политической, а вовсе не военной. В Кремле прекрасно это знают и понимают, но не могут признать это публично.

 

Поэтому Кремль, чисто в пропагандистских целях, пытается перевести стрелку на НАТО, создавая мнимый образ врага. Дескать «не Россия --агрессор и провокатор, а НАТО!». Эти заезженные шаблоны давно известны: «Враг у ворот» … «Родина в опасности» …. «США\НАТО спят и видят о том, чтобы напасть на Россию, поработить её граждан и захватить её богатые ресурсы» …. «НЕТ АМЕРИКАНСКОЙ ВОЕНЩИНЕ!» … и т.д. Все эти пропагандистские штампы -— популистский приём, который используется Кремлем издавна, начиная с первых лет Холодной войны.

Чтобы вывести Россию на чистую воду, Вашингтон мог бы предложить Кремлю следующую «сделку» -— членство Украины в НАТО, чтобы гарантировать безопасность Украине, в обмен на обязательство НАТО/США не размещать никаких наступательно-ударных военных систем на территории Украины, чтобы снять главные российские озабоченности -— пусть и сильно преувеличенные -— касательно «подлетного времени НАТОвских ракет из Харькова до Москвы».

Казалось бы, что такая «сделка» была бы абсолютно разумной и справедливой, резко снимающей заявленные озабоченности обеих сторон.

Но РФ никогда на такой обмен не пошла бы, потому что Кремль, на самом деле, не беспокоит военная угроза НАТО по той простой причине, что такой угрозы нет!

Зато Кремль реально и серьезно беспокоит теоретическая возможность Украины когда-нибудь в будущем – даже в далёком будущем – стать членом НАТО.

Ведь если Украина когда-нибудь станет членом НАТО, то это поставит крест на возможности России:

1. Осуществить большой проект «русского мира» на Украине;

2. Распространить российскую «сферу влияния» на Украину, чтобы она подчинялась Москве по всем внешнеполитическим и многим экономическим вопросам -— в том числе и в членстве Украины в ОДКБ и в Евразийском экономическом союзе -— несмотря на то, что большинство украинцев категорически не хотят находиться в таком подчинении;

 

3. Частично восстановить «российскую империю» -— по крайней мере, в составе трёх преимущественно православных стран, которые прежде входили в СССР. В этой связи вспоминаются известные слова Збигнева Бжезинского о том, что с управляемой Кремлем Украиной Россия может стать империей, а с независимой Украиной – нет. Новая «российская империя», если удастся ее создать, не будет «новым СССР» в полном масштабе, разумеется -— на это просто нет ресурсов, -— но это будет сильный шаг в сторону российского реваншизма после распада Советского Союза;

4. Воссоединить в той или иной форме «один русский народ», который проживает как на Украине, так и в России. Как утверждал летом прошлого года президент Путин в его известном эссе «Об историческом единстве русских и украинцев», русские на Украине и в России — это «единое целое». Как считают и многие в России, этот единый русский народ оказался «разделенным» в результате «искусственного образования» независимой Украины после «незаконного отделении» Украины от СССР -— то есть от России -— в 1991 году. Самые рьяные российские патриоты считают, что надо воссоединить «единый (но пока территориально разделенный) русский народ», живущий на Украине и в России – точно также, как Германии в 1990 г. удалось воссоединить разделенных западных и восточных немцев;

5. Частично исправить самую грубую историческую несправедливость для России за последние 30 лет -— а именно, «преступное предательство Бориса Ельцина», который подписал пресловутое Беловежское соглашение, приведшее к распаду СССР. По идее, посредством либо воссоединения, либо присоединения Украины в той или иной форме -— или просто достижения другими методами полного подчинения Украины Кремлю --, Россия сможет де-факто аннулировать Беловежское соглашение, которое позволило Украине отколоться от России;

6. Повторить в других исторических условиях великий советский подвиг октября 1944 года: освобождение Украины уже от сегодняшних «фашистских захватчиков», которых, дескать, «поддерживают США».

Одним словом, членство Украины в НАТО – через 20 лет, через 30 или даже 50, не важно – похоронило бы голубую мечту российских «великодержавников» осуществить эти шесть вышеперечисленных имперских проектов. Для них такие «похороны» абсолютно неприемлемы.

 

Именно поэтому «украинский вопрос» лежит в основе российского ультиматума. Он, судя по всему, один из самых болезненных для российских патриотов.

Сначала Кремль предложил «по-хорошему» решить эту острую проблему: США должны подписать юридически обязывающую гарантию о непринятии Украины в НАТО. Поскольку Вашингтон уже в сотый раз отказался от этого «хорошего» требования, Кремль -— видимо, уже «по-плохому» -— угрожает США, НАТО и, в первую очередь, Украине -— «военно-техническими ответами» с одной конкретной и непримиримой целью: чтобы любой ценой Украина никогда не стала членом НАТО.