Время написания книги “Апокалипсис”.

На модерации Отложенный

Практически все современные христианские конфессии сходятся в том, что время написания книги “Откровение” апостолом Иоанном приходилось к концу царствования Домициана (81-96 гг.). Все они ссылаются на авторитет Иринея (умершего ок. 200г.), который в своей пятой книге давал объяснение имени зверя из 13-й главы кн. “Откровение”: “... во всех тщательно сделанных древних списках приведено тоже число [666]; оно засвидетельствовано теми, кто лично видел Иоанна, да и разум говорит нам, что число имени зверя дано в буквах его имени по числовому их значению у эллинов [ΛΑΣΕΙΝΟΡ], ... Мы боимся сказать, что-либо точное об имени антихриста. Если бы нужно было сейчас открыто провозгласить его имя, то его назвал бы тот, кому было откровение. Оно ведь было дано недавно, почти при нас [в прошлом поколении], к концу правления Домициана”. Ириней заявлял что, будучи ещё мальчиком, получил эти сведения от Поликарпа (около 150 г.), который утверждал, что лично знал апостола Иоанна и тех, кто своими глазами видел Иисуса Христа.
Если учесть переписку между Церквами II столетия, то, по словам Евсевия Кесарийского, Поликарп служил Христу 86 лет (Евсевий Кесарийский: Церковные. Истории. IV, 15.). Его же смерть датируется, разными исследователями в разное время, от 155, по 168 гг. н.э. Из этого следует вывод, что Поликарп мог быть связан с христианским течением, не раньше 69 года, то есть, за год до разрушения Иерусалима, будучи, при этом, совсем юнцом. Однако, по словам того же Евсевия Кесарийского, после того, как был разрушен Иерусалим, в одном из малоазиатских городов, жил и трудился, будучи в возрасте, епископ Папий Иерапольский, который по завершению новозаветной письменности, собирал рассказы “старцев” – очевидцев земной жизни Христа. При этом, он настойчиво их расспрашивал: “Что говорил Андрей, что Пётр, что Филипп, что Фома и Иаков, что Иоанн и Матфей или кто другой из учеников (апостолов) Господних”. Папий утверждал, что он лично знал Иоанна Пресвитера и дочерей Филиппа из книги «Деяния апостолов» 21:8:9 (Евсевий Кесарийский: Церковные. Истории. III , 39.). Однако, про Иоанна богослова он вовсе ничего не упоминает, а даже наоборот, расспрашивает о нём у других старцев. Как же так, почему такому известному в Азии, самому раннему писателю о первых христианах, не удалось лично познакомиться с апостолом Иоанном? Может Иоанна в то время, уже и не было в живых на земле? Откуда тогда Поликарп, будучи гораздо моложе Папия и находясь в той же Азии, так много взял информации из жизни этого апостола, убеждая всех о своих близких отношениях с ним?
Ответ мы находим в следующих словах Поликарпа, переданных Иринею об этом апостоле. Что однажды в Эфесе, апостолу Иоанну вздумалось войти в одну из больших общественных бань, как вдруг, его известили, что там находится Керинф (Керинф был иудейский христианин (конца I и начало II столетий), исповедующий гностицизм). Услышав об этом, апостол тотчас же вернулся назад, восклицая при этом: “Убежим отсюда, чтобы баня не обрушилась на наши головы, ибо там Керинф, враг истины” (Против ересей. III , 3, 4.). Этот рассказ полностью противоречит, как христианским, так и иудейским взглядам, на посещение таких общественных мест, как баня, для которых эти места были особо омерзительны. Ведь бани в то время, всегда украшались языческими божествами и, как правило, именовались в честь одного из них. В перерывах между купаниями, римские граждане, зачастую заказывали себе жертвенную еду, одному из языческих богов, при этом чествуя их своими бокалами с вином. Кроме того, апостол хотя и был вспыльчивым человеком в молодости, однако ему не были присущи панический страх и суеверие, как в данном случае описывается Поликарпом. Были им также рассказаны и другие не менее странные истории про апостола, похожие больше на басни, нежели на быль.

Из выше изложенного, было бы правильнее прислушаться к словам Папия, который утверждал о существовании в конце I-го века пресвитера Иоанна, а не апостола Иоанна из рассказов Поликарпа. И если Поликарп, на самом деле, не общался с апостолом, то стоит ли доверять его гипотезе о времени написания книги «Апокалипсис», ведь в действительности, это предположение было, лишь одной из множеств догадок других мыслителей. Например, такие ранние комментаторы «Апокалипсиса», как Сирийский кодекс и Феофилакт, относят его написание ко времени царствования Нерона.

Такой же точки зрения придерживался и «блаженный» Иероним.
Возможно кто-то, задастся вопросом: “Какая разница в том, в какое время был написан «Апокалипсис»?” На самом деле, для нас это имеет огромное значение. Если исходить от мысли, что он был написан после разрушения Иерусалима, тогда все его пророчества обретают, огромный вид нелепости. Где каждый стих, с ловкостью словесного жонглёра, можно подставить под любое важное событие в мире, прошедшее за последние два тысячелетия, но только не к тем событиям, а которых на самом деле, говорится в этих стихах.
Ну, а всё же, как насчёт времени написания кн. “Апокалипсис”? В начале своего письма, Иоанн делает ссылку на следующее: “Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божье и за свидетельство Иисуса Христа”. Долгое время навязывалась информация, поддерживающая россказни Поликарпа, о том, что при Домициане было кровавое гонение на христиан. Но множество исторических данных показали, что Домициан конфликтовал с представителями ведущих слоёв Рима и провинций за искоренение злоупотреблений. И вот как обрисовал Светоний его правление: “Столичных магистров и провинциальных наместников он держал в узде так крепко, что никогда они не были честнее и справедливее; а между тем после его смерти многие из них на наших глазах пошли под суд за всевозможные преступления” (Светоний. “Жизнь двенадцати Цезарей”. М., 1964, с. 213.). В то время, эллинизированный еврей, автор “Сибиллинских пророчеств”, изображал Домициана, как благодетеля провинций вообще, и восточных в частности.

Самым ужасным преследователем христиан был римский император Нерон. Обо всех его зверствах по отношению к ним, упоминают многие его современники. Так же, досталось многим иудейским христианам и от императора Веспасиана, который ужесточил принципат: требуя к себе обязательное религиозное поклонение. Но как в первом, так и во втором случае, пленных иудеев и христиан либо продавали в рабство, либо подвергали жестоким пыткам и смерти на арене амфитеатра.
А, как нам известно, со слов апостола Иоанна, он был просто сослан на остров Патмос и даже более того, ему была предоставлена возможность заниматься написанием своих книг.
Истории известно об одном выдворении иудеев из Рима при императоре Клавдии, среди которых было много христиан (“После сего Павел, оставив Афины, пришёл в Коринф; и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно пришедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, - потому что Клавдий повелел всем Иудеям удалиться из Рима, - пришёл к ним” Деян.18:1,2). На тот момент в языческом мире никто не видел разницы между иудеем и просто христианином. Потому что, именно они – иудеи первые по повелению своего Господа распространяли новое учение по всей Империи ("И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" Матф.28:18-20). Римский историк Светоний в своей книге “Жизнеописание двенадцати цезарей” сообщает следующее: “Что император Клавдий выгнал из Рима евреев, которые по наущению некоего Хреста (http://www.pototskiy.ho.ua/Page-russ.11.html#footnote-248-153) устраивали беспорядки”. Эти беспорядки выражались в том, что христиане, прославляя открыто своего Царя Иисуса, как единого владыку над землёй, подавали много повода для споров между людьми привыкших к многобожию. И главным образом, такие разговоры подрывали авторитет самого императора, как божественного наместника в Риме.

Но, так как Клавдий, в отличие от своего преемника, кровожадного Нерона, был известен своей снисходительностью к евреям, то по этой причине и не было с его стороны жестоких репрессий к этому народу. Он ограничивался лишь тем, что просто высылал их из Италии, а зачинщиков наказывал арестами на дому или как в данном случае с Иоанном, ссылкой на остров. Этот факт, с гонением на христиан более всех близок по смыслу к тому описанию, которое было дано апостолом Иоанном о своём пребывании на острове Патмос. Ко всему написанному хотелось бы добавить, что один из авторитетных иудейских христиан, Епифан Кипрский (315-403гг.), так же утверждал, что апостол Иоанн был сослан, именно в царствование Клавдия.