«Космический мусор» за миллионы долларов: О чем говорит запуск украинского спутника «Сич»

На модерации Отложенный

Возможно, те, кто упорно продолжает считать число 13 несчастливым, не так уж и неправы. Осуществленный 13 января нынешнего года с мыса Канаверал запуск ракеты-носителя Falcon 9 американской компании SpaceX, имевшей на своем борту среди 105 различных космических аппаратов, в том числе и украинский спутник «Сич-2-30», должен был стать несомненным триумфом Киева. Но так и не стал. Нет, Владимир Зеленский, конечно же, разразился по данному поводу приличествующей случаю пространной и напыщенной речью (подробный разбор которой мы произведем ниже), однако ни массового ликования в народе, ни еще более важного для властей «нэзалэжной» «международного признания» этого «исторического события» не последовало.

Дело тут не только в том, что едва сводящим концы с концами простым украинцам глубоко по боку любые «достижения», которые не прибавят денег в их тощих кошелках или хотя бы не уменьшат зубодробительные суммы в платежках ЖКХ и на магазинных ценниках. И не в том даже, что «мировая общественность» нынче вообще не воспринимает «нэзалэжную» ни в каком ином контексте, кроме «готовящегося российского вторжения». Главный вопрос в данном случае должен звучать так: «Имеются ли основания гордиться самим фактом запуска на орбиту «Сичи» в принципе? Или же он, напротив, является лишь грустным поводом для сравнения нынешнего убогого научного и промышленного потенциала Украины с бездумно растранжиренными ею достижениями и бездарно упущенными возможностями?» Попробуем разобраться, как в действительности обстоит дело.
 

«Космический мусор» за миллионы долларов?


Президент «нэзалэжной» назвал запуск «Сичи» «убедительным доказательством того», что украинские специалисты «способны создавать самые современные образцы новой техники, утверждая свою страну, как мощную космическую державу». Конечно же, не забыл он упомянуть и о том, что делается это «в тесном и плодотворном сотрудничестве с американскими партнерами», действуя рука об руку с которыми Киеву предстоит совершить еще немало славных дел в области «мирного освоения космоса». Правда, при этом некоторые особо «патриотичные» СМИ в «нэзалэжной» с особым усердием педалировали тему относительно того, что с появлением на околоземной орбите «Сичи» украинские военные получат «совершенно новые возможности в деле наблюдения за врагом». Понятно – каким именно...

Препарировать заявления президента-клоуна всегда легко и приятно. Ткни пальцем в любое слово и скажи: «бессовестное вранье» – не ошибешься. С чего бы начать в данном случае? Ну, хотя бы с «украинско-американского сотрудничества». Осуществляется оно на том же примерно уровне, что «сотрудничество» пассажира такси и водителя. Как уже было сказано, детище Маска вывело на орбиту больше сотни различных объектов, принадлежавших двум десяткам стран со всего мира. Киев заплатил за свой спутник – его и отвезли, куда было сказано. При этом, кстати, «нэзалэжной» пришлось раскошелиться побольше многих прочих участников этого массового старта, почти два миллиона долларов. Впрочем, для «мощной державы» с космическими амбициями это, конечно, не сумма. Другое дело, насколько эти самые амбиции соответствуют реальному статусу Украины. И вот тут самое время упомянуть о том, что определение «современная техника» не может быть отнесено к запущенному накануне спутнику ни в коем случае.

«Сич-2-30» на самом деле является ничем иным, как продолжением разработанной в СССР еще в начале 80-х годов прошлого столетия «линейки» метеорологических спутников «Океан». Ее реализация вполне успешно осуществлялась до самого распада Советского Союза и даже еще какое-то время после этого. Шестой «Океан» вышел на орбиту в самый канун крушения великой державы, седьмой – три года спустя. Первой «Сичью» было провозглашено восьмое изделие из той же самой серии. При этом, как несложно догадаться исходя уже из их названия, спутники серии были предназначены для наблюдения за весьма масштабными объектами и природными явлениями – такими, как океанские течения, полярные ледяные шапки и тому подобными. В силу этого и разрешение у той аппаратуры, которую они несли, было соответствующим. У «Сич-2-30» оно составляет чуть ли не 8 метров, что автоматически переводит все рассуждения об использовании этого аппарата в военных или разведывательных целях в разряд пустой похвальбы и ненаучной фантастики. И, кстати говоря, цифра «30» в маркировке спутника означает не порядковый номер модификации, а всего лишь то, что запустить его собирались к 30-летнему юбилею «нэзалэжности».

Впрочем, и эту, сугубо пропагандистскую задачу, выполнить не удалось. Илон Маск – не тот человек, которого можно «понукать» из Киева. Запуск аппарата переносился множество раз и исключительно в соответствии с планами SpaceX. Возвращаясь к сфере применения оказавшегося, наконец, на орбите спутника, можно очертить ее как наблюдения за большими массивами природных угодий – к примеру, лесами, осуществляемому с целью контроля за их возгоранием или, допустим, незаконными вырубками. И ничего более. Недаром же даже некоторые украинские эксперты в соответствующей области презрительно называют «Сич» «морально устаревшим космическим мусором».


 

«Звездная одиссея» Украины – смеяться или плакать?


Прежде, чем перейти к краткому историческому экскурсу в тот долгий и, скажем прямо, далеко не светлый путь, который украинская космическая отрасль прошла с момента, когда страна наконец-то получила вожделенную «нэзалэжность» и «избавилась от имперских оков», следует все-таки вспомнить о тех безусловных успехах, которых она достигла в советские времена. Сегодня представители мучительно умирающего «Южмаша» в порыве «патриотического» маразма (или же потому, что ничего другого в нынешних условиях говорить нельзя) распространяются об «украинских баллистических и космических ракетах-носителях», которые со второй половины прошлого столетия сотнями создавались на этом предприятии. Да что там «Циклоны» и «Зениты» – они, без ложной скромности и «Буран» чохом зачисляют в когорту «украинских ракет»! Позвольте, да какой же он «украинский»?!

Несомненные достижения КБ «Южное» или того же «Южмаша» были в принципе невозможны без их полной интеграции в мощнейший народно-хозяйственный комплекс Советского Союза, поддержки всего громадного научного, технического и экономического потенциала великой сверхдержавы. Крушение СССР моментально привело к стагнации украинской аэрокосмической промышленности, а полный разрыв связей с Россией стал причиной ее окончательной гибели. Сегодня количество сотрудников «Южмаша» сократилось более чем в десять раз, да и им предприятие выплачивать нормальные зарплаты не в состоянии. «Интеграция» с Западом прошла, что называется на «ура» – в немногих цехах завода, где еще теплится какое-то подобие жизни, вовсю идет сборка деталей для американских «Антаресов» и европейской «Веги». В остальных пытаются клепать трамваи и троллейбусы, которые при наличии на рынке той же чешской «Шкоды» особым спросом не пользуются.

Ни о какой государственной поддержке предприятия нет и речи – если, конечно, не считать за таковую хвастливые и лживые посулы, сполна раздаваемые руководством страны (в частности, тем же Зеленским) к соответствующим датам. Например, к Дню космонавтики. Правительство предпочитает вбрасывать миллионы долларов в запуск на орбиту спутников, которым место в музее, а не финансировать новые разработки. Впрочем, даже при условии наличия нужных средств далеко не факт, что в современных условиях «нэзалэжной» там сумели бы создать хоть что-то путное. Утрачен опыт, безвозвратно разбазарены кадры, знания, научная база. Доказательством тому могут служить истории смехотворных потуг Киева «вернуться в космос», предпринимавшихся им ранее. Запущенный в 1999 году (еще в тесном сотрудничестве с российскими коллегами) спутник «Сич-1» был... совершенно неуправляемым с Земли! И не по причине какого-то ЧП, случившегося при выводе этого аппарата на орбиту. Просто на «Южмаше» в процессе сборки «перепутали» каналы управления – системы регулировки крена и тангажа «поменяли местами». Да еще и сделали это так, что изменить что-либо из ЦУПа было уже невозможно. Спутник поболтался какое-то время на орбите бесполезной грудой металла, да так и сгинул.

«Сич-2», которую удалось-таки вытолкать в околоземное пространство в 2011 году, пробыла там полтора года вместо запланированных трех, «накрывшись» по совершенно непонятной причине и абсолютно внезапно. «Первый украинский телекоммуникационный спутник «Лыбедь» валяется по сей день на складе в Красноярске не из-за «коварства клятых москалей», как это пытаются рассказывать в Киеве, а по причине того, что, как минимум, около 20 миллионов долларов, отпущенных на реализацию данного проекта, были банально разворованы. Участвовавшая в нем Канада давно плюнула и теперь ждет-пождет, когда же «нэзалэжная» вернет ей сдуру вложенные в «Лыбедь» 300 миллионов долларов.

10 лет вокруг нашей планеты не летало ничего украинского. И, скажем прямо, огромной потерей для всего прогрессивного человечества это однозначно не являлось. Пыжащийся сегодня от самодовольства Владимир Зеленский пытается представить не просто обычный, а самый, что ни на есть рутинный коммерческий запуск антикварного спутника, как «прорыв исторического масштаба». Ну, кто бы объяснил ему, что один-единственный искусственный аппарат на орбите был сенсацией в 1957 году, но не является ею сегодня? Некорректно было бы сравнивать «достижения» Украины с обладающими громадными спутниковыми группировками Россией, Китаем или США. Однако даже некоторые европейские страны-крохотульки располагают на орбите несколькими десятками собственных космических аппаратов, причем намного более «продвинутых», чем «Сич-2-30».

Разрушив в угоду западным «благодетелям» практически до основания собственные промышленность и науку, тамошние деятели пытаются выставить бессовестную эксплуатацию страны как «равноправное и взаимовыгодное партнерство», щедро расплачиваясь за это деньгами украинских налогоплательщиков. В этом вопросе, как и во всех остальных, Киев попросту блефует, выдавая желаемое за действительное и заменяя реальные успехи трескучей фразой и бесстыжей ложью.