Комментарий к статье А.Шульгина О музыке

На модерации Отложенный

После прочтения статьи ещё больше утвердился во мнении, что сколько людей на Земле - столько и истин в наше время. Решил поделиться и своим пониманием места Слова и Музыки в жизни человека. Я отношу себя к группе людей, считающих , что слово является безусловно решающим инструментом в межчеловеских отношениях . Здесь я призываю на помощь выдающихся личностей, промелькнувших на Исторической сцене Большого Театра и называю такие имена , как Аристотель,Локк, Гегель, Феййербах , Кьеркегор, Ницше,Достоевский, Фромм и мн .др. Слово, в моём понимании ,обращено к сознанию человека, к его уму, к его рациональному осмыслению окружающего мира. Музыка же напротив, особенно музыка без слов, направлена к безсознательному и решительно и только к безсознательному! к иррациональному, к мистическому в человеке, к его " чердаку", к его чувственному восприятию окружающего. И вот здесь, как и в вопросе происхождения человека- этом главном вопросе , который собственно и есть жизнь, музыка также имеет два подхода к решению этой проблемы- Божественное происхождение Человека и появление его в результате непонятных манипуляций мёртвой природы на протяжении необъятного количества времени.Есть музыка, в центре которой находится Бог, а все действия человека рассматриваются в ней с религиозно-нравственной точки зрения. Такая музыка ясна и понятна, светлая и чистая она будит в человеке такие же чистые и светлые мысли,образы, застваляет его страдать с героями, преодолевать с ними всевозможные трудности и испытывать моральное удовлетворение , когда всё уже позади , все проблемы и несправедливости разрешаются и Добро торжествует,а зло наказано.Безусловно непревзойдённым гением подобного творчества в мызыке является Моцарт.В каждом его произведении в центре мы видим Бога, который относится к человеку с любовью, проявляет участие, переживает и страдает вместе с ним, подсказывает заблудившимся чадам своим верное решение в любых самых невероятных ситуациях.Увы, как и в религии, так и в музыке были свои протестанты. Моё сугубо личное мнение, что протестантизм в мызыке, как и везде, возник от недостаточности таланта, когда его не хватает- приходится чем-то заполнять- вычурностью, оригинальностью, безстыдством,наглостью или хамством. Объём статьи ограничен и я не буду перечислять сейчас все имена, которые стоят в одной линейке с Моцартом или по другую сторону.Назову лишь некоторые, напоминая, что это только моё личное понимание вопроса.

Первым кто освободил главное место Бога в музыке и поставил вместо него человека был Бетховен. Это так сказать музыкальный Лютер Кинг, после которого всё пошло и поехало, мне кажется , что он является предтечей декаданса в музыке в её дегенеративной составляющей.После него никогда уже в музыке не было религиозно-нравственного звучания..В центре её стал находиться человек, предоставленный самому себе, брошенный на произвол судьбы его величества Случая, человек трагический, мятущийся, ироничный ,конечный и безсмысленный!, грязный, противный, невероятно несчастный и вечно копающийся в своих страстишках.Только вот чего там он копается, что хочет найти?Нет Бога - нет смысла жизни, и в музыке декаданса именно это подтверждение мы и слышим. Здесь в отечественном творчестве на первом месте пожалуй Чайковский.Современные представители Шнитке, Шестакович. О Шнитке хочется отдельно сказать два слова. Не могу понять поклонников, восторгающихся его произведениями.Более откровенного презрения к человеку, ненависти к человеку, унижения звания человека , оскотинивания человека и воспевающего животное начало в нём мы нигде не найдём в творчестве других композиторов. Образы, которые созданы Шнитке -это глубоко ущербные индивиды, шизоиды,отвратительные и грязные. Неизвестно откуда они взялись, для чего живут, и также неожиданно исчезают в неизвести. Слушать эту музыку требует много моральных и физических усилий. Верхом деструкции в музыке является рок и его многочисленные ответвления, так сказать ереси(используя религиозную терминологию). Истина же как известно одна,как в религии так и в музыке. Нормальный человек и сегодня в смутные времена безошибочно определит Божественное в музыке, ибо нравственность - это неотемлемое в нём, что невозможно уничтожить, заговорить, заболтать.Нравственность-это инструмент при помощи которого человек способен различать Добро и зло в безбрежном океане многоцветного бытия. Это с ним от начала и до конца. Сегодня в музыке как и везде дуют в спину попутные ветра деструкции и дегенерации. Шлюзы в искусстве открыты лишь в этом направлении,человеку с Божественным восприятием мира в искусстве не пробиться, собственно не только в музыке. Остаётся только ждать, что наступят времена когда разумное и нравственое понимание Мира в котором царят законы Бога Любви придут на смену вакханалии зла и насилия .