Молиться своими словами — неправильно?
На модерации
Отложенный
Шалом. Хотел уточнить у вас: в еврейской традиции принято молиться, прочитывая или произнося по памяти молитвы из Сидура (насколько я понял). Означает ли это: 1 — неправильно произносить молитвы своими словами, 2 — молитва произнесённая в соответствии с написанной имеет больше смысла и силы? 3 — возможно ли заменить молитвы из Сидура (молитвенника) на молитвы своими словами, если не помнишь текст и сидура под рукой нет? С уважением, Владимир
Уважаемый Владимир,
Наша связь со Вс-вышним имеет два аспекта. Один — это отношение, подобное взаимоотношениям отца и сына, второй — отношение, подобное связи между властителем и рабом. Оба эти аспекта ярко отражены в еврейских понятиях о молитве.
Как сын, еврей может молиться Вс-вышнему в любое время, употребляя любые слова. Одно из слов, которые переводятся со Святого Языка как «молитва», — сиха — означает также «разговор», «беседа». Т.е. можно и нужно просто говорить со Вс-вышним, рассказывать Ему о своих удачах и неудачах, делиться с Ним, просить о помощи.
Как раб, человек должен обращаться к царю, соблюдая все законы этикета. Он должен вести себя соответствующим образом, быть аккуратно одетым, говорить чётко и правильно. К царю не вломишься поболтать пару минут после работы, не заскочишь между делом, спросить, как жизнь. Общение с царём требует подготовки, знания ритуала, применения чётких и кратких формулировок. В давние времена люди знали, как нужно обращаться к Царю Царей. К сожалению, это искусство было утеряно большинством ещё во времена Вавилонского изгнания.
Именно поэтому мудрецы Великого Собрания, которое было созвано в период возвращения из Вавилона и строительства Второго Храма, учредили обязательные молитвы. Они обязали каждого еврея молиться три раза в день и написали тексты молитв.
Таким образом, молитвы, напечатанные в Сидуре, отличаются не только древностью (5 век до н.э.).
Они были написаны величайшими мудрецами того поколения — поколения гигантов мудрости и пророков.
В тексте молитв упоминается широчайший ряд человеческих нужд и стремлений. Текст написан правильным и красивым языком и соответствует этикету обращения к Царю. Но, самое главное, в словах молитвы — множество уровней смысла. Величайшие каббалисты, такие, как Ари и Рашаш, написали объёмистые книги, которые объясняют лишь ничтожную часть того, что было вложено в эти молитвы. Произнося молитвы из Сидура, еврей может затронуть высочайшие миры, недоступные ему в обычной ситуации. Если бы мы вспоминали об этом каждый раз, когда берём в руки Сидур, наша молитва выглядела бы совершенно иначе!
Что касается упомянутого обязательства молиться три раза в день, заметим: наиболее важной составной частью всех трёх дневных молитв является так называемая Амида, или Шмонэ Эсрэ. Тот, кто не произнёс эту молитву в соответствии с установленным текстом, не выполнил обязанность молиться так, как это было установлено мудрецами. Книги Еврейского Закона упоминают укороченный вариант этой молитвы, предназначенный, в основном, для людей, которые не имеют права потратить время на произнесение полного текста молитвы, т.к. их работа оплачивается по дням. Есть также вариант молитвы, предназначенный для человека, который находится в смертельной опасности и должен немедленно бежать.
В наше время не принято пользоваться этими укороченными вариантами, т.к. даже полный вариант этой молитвы не очень длинный, его можно легко произнести за пару минут. Тот, кто не знает молитвы наизусть, может приобрести карманный Сидур. Есть даже молитвенник «Минха, Маарив» (где приводятся послеполуденная и вечерняя молитвы), который помещается в кошелёк. Существуют также Сидуры в электронном виде для сотовых телефонов, так что в наше время молитва по тексту не представляет собой большой технической проблемы.
С уважением, Берл Набутовский
Комментарии