Кодекс чести чеченца (Нохчала)
На модерации
Отложенный
1.Главной целью и смыслом жизни къонаха является служение своему народу (къам), своему Отечеству (Даймохк). Интересы народа и Отечества для него всегда выше личных интересов.
1. Къонах присягает и служит только Отечеству. Ради Отечества он готов пожертвовать жизнью, но никогда, ни при каких обстоятельствах, къонах не поступается личным достоинством и честью.
2. Высшим проявлением служения къонаха является защита Отечества от нашествия врага. Смерть в справедливой войне или при защите своей чести и достоинства предпочтительна для къонаха, чем жизнь в бесчестии и позоре.
3. Созидательный труд во благо Отечества в мирное время является таким же долгом къонаха, как и защита своей страны во время войны. Труд не только не унижает, а, наоборот, возвышает достоинство къонаха.
4. В любых обстоятельствах Къонах должен проявлять уважение к Отечеству и выбору своего народа. Он должен уметь подчинять свои личные пристрастия и предпочтения этому выбору, даже если при этом ему придется поступиться своими убеждениями.
5. Къонах должен помнить о том, что для него Отечество, личное достоинство и честь дороже жизни. Но когда он вынужден выбирать между интересами Отечества и своей честью, къонах покидает Отечество.
6. В служении Отечеству Къонах не ждет благодарности за свои деяния. Для къонаха нет выше награды, чем благодарная память народа.
7. Поступками и чувствами къонаха управляет разум, а сердце помогает ему избежать крайностей. Но основа отношения къонаха к миру – человечность. Все, что находится за ее пределами, недостойно къонаха.
8. Сущность человечности – в мудрости, гуманном отношении к миру и людям, милосердии и сострадании. Гуманность и милосердие къонаха проявляется не только в сострадании к людям, а в их защите и помощи. Къонах должен быть милосердным прежде всего к слабым и немощным.
9. Справедливость – истинная мера в отношениях къонаха с людьми. Он должен быть справедливым к другим так же, как и к себе. В своих действиях къонах исходит из принципа взаимности: «Не делай другим того, что может быть неприятно тебе».
10. Благородство къонаха проявляется не только в справедливости, но и в почтительности, уважении к людям, независимо от их возраста и социального статуса. В общении с людьми он должен быть предельно вежливым, сдержанным и скромным.
11. Главным богатством къонаха является его честь и личное достоинство. Все иные блага этого мира можно обрести вновь, однажды утратив, но утраченная честь обретается вновь лишь через достойную смерть.
12. Духовная чистота – это зеркало, в котором отражается внутренняя сущность къонаха и его деяния. Без нее не может быть подлинной человечности и сострадания.
13. Истинное мужество проявляется в терпении и умении управлять собой и ситуацией. Безумная храбрость – это мужество с закрытыми глазами, она простительна юнцу, не знающему цены ни своей, ни чужой жизни. Выдержка къонаха – это мужество знающего, осознанный шаг навстречу смерти.
14. Истинная вера и справедливость являются высшей духовной целью къонаха. Сущность мира къонах познает умом и сердцем, а сущность веры – сердцем и душой. В религиозных делах къонах руководствуется словами Пророка: «Нет принуждения в религии».
15. Къонах должен постоянно оттачивать свой ум, постигать мудрость и опыт других, изучать науки, дающие ключ к познанию мира, так как только через знание можно прийти к истинной вере и постижению справедливости.
16. Къонах должен быть скромным в религиозных ритуалах. Он никогда не подчеркивает своей религиозности, не подменяет истинной веры формой. Для къонаха внутренняя сущность веры всегда важнее ее внешнего проявления, так как первое угодно Всевышнему, а последнее – людям.
17. Къонах готов достойно встретить любые испытания, которые ему пошлет судьба. Но он помнит, что Всевышний всегда оставляет ему выбор между Добром и Злом и готов ответить за свой выбор перед Богом и людьми.
18. Надежда на Всевышнего не покидает къонаха никогда. Она помогает ему и в неравной битве, и в любых сложных обстоятельствах. В ней – источник его внутренней силы и терпения.
19. Къонах терпимо относится к представителям других религий, не навязывает силой и принуждением им своих взглядов или образа жизни. Насилие приводит к лицемерию, а оно несовместимо с истинной верой.
20. Къонах не должен посягать на личное достоинство и честь других людей. При этом он должен быть снисходительным к их слабостям и ошибкам.
21. Къонах должен уметь не только отстаивать свою правоту, но и выслушать чужое мнение, согласиться с ним, если оно истинно. Признать правоту, уступить в споре или ссоре более слабому противнику является не слабостью, а проявлением благородства.
22. Сделанное ему добро къонах возмещает многократно. Ведь благодарность является чертой благородного человека. Сам же он не ждет благодарности за содеянное добро.
23. Къонах должен достойно вести себя и в веселье, и в печали. Тень грусти на лице и мрачное молчание неуместны на пиру так же, как смех и многословие во время тризны. В любой ситуации он должен проявлять выдержку и спокойствие.
24. Къонах должен уважать и почитать своих родителей, заботиться о них, обеспечивать их старость. Он должен делить с ними не только кров и хлеб, но и радость, и горе.
25. В своей семье къонах должен быть таким же справедливым, как и в обществе. И в наказании, и в поощрении он должен быть ровным и сдержанным. Он не должен опускаться до оскорбления или физического наказания членов семьи.
26.
Къонах должен быть скромным в жизни, в быту, в общественных делах. Ум, мужество, деяния къонаха должны оценить, прежде всего, окружающие. Но даже субъективность этой оценки не дает ему повода восхвалять самого себя.
27. Честь и достоинство женщины для къонаха неприкосновенны. Къонах никогда не позволит в своем присутствии обидеть женщину.
28. Жизнь женщины для къонаха неприкосновенна вдвойне. Къонах ни при каких обстоятельствах не поднимет на нее оружия, даже в виде угрозы.
29. Къонах никогда не причинит боли и страдания ребенку. Нет такой цели, во имя которой къонах мог бы пожертвовать жизнью и здоровьем детей.
30. Жизнь и свобода гостя для него дороже собственной жизни. Но он не несет ответственности за гостя, совершившего преступление.
31. В чужой стране къонах должен не только соблюдать ее законы, но и уважать ее обычаи и традиции, и следовать им в той мере, какой это не задевает его национального достоинства. В этом выражается его благодарность за воздух и хлеб этой страны.
32. Благородство (оьздангалла) къонаха проявляется в культуре его поведения (гIилакх). Никакие обстоятельства не могут заставить къонаха нарушить этикет.
33. Дружба для къонаха священна. Ради дружбы Къонах готов на любые жертвы. Настоящего друга он любит как брата, уважает как отца и почитает как дорогого гостя.
34. В дружбе къонах должен быть верным и преданным. Защищая своего друга, къонах не щадит своей жизни. Он в равной степени познается и в дружбе, и во вражде.
35. Великодушие – это мера отношения къонаха к врагу. На войне къонах должен соблюдать меру дозволенного по отношению к врагу, не давать воли чувству гнева и озлобления.
36. Къонах проявляет по отношению к побежденному врагу благородство и милосердие. Он предпочитает благородного врага ненадежному другу.
37. Къонах не должен применять оружие против безоружного врага. Тяжело раненному врагу он обязан оказать посильную помощь так же, как сделал бы это для любого человека.
38. Къонах должен по возможности избегать поединка с более слабым противником, так как любой исход такого боя не прибавит ему славы, но может уронить его имя. Если же поединок неизбежен, то он должен дать противнику возможность выбрать оружие и быть снисходительным к нему.
39. Къонах не должен уклоняться от боя с сильным противником. Но он всегда предпочитает мир войне, если такое возможно без ущерба интересам народа, его чести и личному достоинству.
40. Къонах обязан бережно хранить лучшие традиции своей фамилии, помнить своих предков, уважительно относиться к своему прошлому и к истории своего народа.
41. Къонах в течение всей жизни должен заниматься совершенствованием своего духа и тела для того, чтобы служить своему народу с максимальной пользой.
42. Къонах отвечает за свои слова и поступки. Он выполняет данное им другим людям слово и никогда, даже ценой собственной жизни, не нарушает данной им клятвы.
43. Здоровое честолюбие может быть присуще къонаху, но зависть к чужой славе или богатству – недостойна его. Она лишает ясности разум, наполняет ядом сердце. Там где зависть, не может быть человечности, а, следовательно, и милосердия.
44. Чувство соперничества может помочь къонаху быстрее достичь цели, но оно неуместно по отношению к другу или брату. При этом соперничество во имя Отчизны - благородно, во имя личной славы – недостойно.
45. Къонах должен избегать лжи и клеветы, как и людей, от которых она исходит. Он никогда не говорит о людях того, чего бы ни сказал в их присутствии. О мертвых или попавших в беду къонах говорит хорошо или ничего.
46. Правдивость и искренность къонаха истекают из мужества. Но нет ничего более недостойного для него, чем лицемерие. Оно возникает из подлости и трусости и почти всегда порождает предательство.
47. Учтивость и почтительность не должны переходить в заискивание и низкопоклонство перед богатыми и влиятельными людьми. Особую почтительность къонах должен проявлять только по отношению к женщинам и старейшим. При этом почтительное отношение к старшим является проявлением воспитанности, к женщинам – проявлением мужественности, к младшим – благородства.
48. Ни при каких обстоятельствах Къонах не должен посягать на чужую собственность.
49. Къонаху не противопоказано накопление богатства. Накопленное праведным путем богатство настоящего къонаха может послужить не только его интересам, но и интересам его народа и Отечества. Жадность и скупость могут сделать бесполезными лучшие качества любого человека, так же, как и чрезмерная расточительность – разорить самого богатого. Щедрость же приумножает не только славу къонаха, но и его благосостояние.
50. Къонах должен мужественно переносить все тяготы жизни, выпавшие на его долю, в том числе и физические страдания.
51. Къонах с уважением относится к своему оружию, чтит его, не обращается к нему без необходимости, никогда не применяет его ради наживы или неправедного дела.
52. Къонах должен быть готов к смерти в каждое мгновение, ибо нет ничего вечного в этом мире. Но къонах не должен стремиться к смерти и без необходимости испытывать судьбу, так как жизнь есть высший дар Всевышнего человеку.
53. Смерть къонаха должна быть такой же достойной, как и его жизнь.
Комментарии
Россия – один из мировых лидеров работорговли: по разным данным, на территории нашей страны в нечеловеческих условиях трудятся от полумиллиона до миллиона невольников. У этих людей нет документов, имён и фамилий. Их могут безнаказанно продать, избить, изнасиловать и даже убить. Причём практика рабовладения распространена не только в республиках Северного Кавказа, но и в тихой российской глубинке. Более того, в невольниках могут оказаться не только приезжие из Молдавии, Украины или республик Средней Азии, но и коренные русские. Кроме того, по данным Центра ООН по предотвращению международных преступлений, Россия занимает одно из лидирующих мест в мире среди стран – поставщиков рабов.
Полгода назад думские эксперты подготовили аналитическую справку о состоянии работорговли в России: в ней фигурирует цифра 600 тыс. человек. Правозащитные организации говорят о миллионе людей, статистика МВД гласит, что рабов у нас порядка 200 тысяч. Вот и считайте. На территории России трудятся как минимум полмиллиона невольников.
В селе Старый Аманак Самарской области рабы из Узбекистана трудились на местной кондитерской фабрике.
И выявилось это в ходе судебного процесса над солдатом, обвиняемым в самовольном оставлении части. Беглец поведал судьям, что его вместе с группой товарищей на месяц продали их командиры, а когда он, не вынеся тяжёлой работы и издевательств, бежал, офицеры предпочли заявить, что тот совершил побег не с завода, а из воинской части. Проданные в рабство солдаты-срочники выполняли функции разнорабочих: подметали, перекладывали поддоны, сливали просроченный лимонад в бочки, косили траву, выполняли погрузочно-разгрузочные работы. Денег за это им не платили, они трудились за еду и сигареты. Мзду получали запродавшие их в рабство офицеры.
Трудятся они в Челябинской области и Красноярском крае, а освободить ежегодно удаётся не более 50–100 человек. Но это цветочки, вот на Украине – там ягодки: 50 тыс. граждан попали в рабство в России, ещё 20 тыс. – в Польше, Чехии и Турции. И этим данным можно верить, это официальная статистика Службы безопасности Украины (СБУ). Вот один из недавних случаев: сотрудниками спецподразделения УСБ Черновицкой области выявлен канал незаконной торговли людьми.
Чаще всего рабы из бывших союзных республик обращаются за помощью в реабилитационный центр московского бюро Международной организации по миграции. В том случае, конечно, если им удаётся, во-первых, бежать, а во-вторых, добраться до столицы. Но и в Подмосковье трудятся довольно много рабов, порядка 30–40 тыс. человек.
По данным Следственного комитета МВД России за прошлый год, количество проданных в рабство россиян за последние три года возросло более чем в шесть раз
=============================================
В Пензенской области завершено расследование в отношении фермера и его знакомых, обвиняемых в убийстве трех бомжей. По версии следствия, причиной для расправы послужил трудовой конфликт. Работники - бомжи, батрачившие на ферме за тарелку супа, стали требовать денег. Руководитель крестьянско-фермерского хозяйства счел требования необоснованными и попросил друзей разобраться со смутьянами.
- В конце апреля 2010 года в дежурную часть ОВД по Пензенскому району поступило сообщение от жителей села Волхонщино о том, что они наткнулись в лесу на человеческие останки, - рассказывает Собеседник.ру старший следователь Зареченского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Пензенской области Максим Смирнов.
Выехавшая на место опергруппа обнаружила 2 трупа: мужчины и женщины, погибших от огнестрельных ранений. Приблизительная давность захоронения, по оценкам криминалистов, составляла год. Между тем никто из жителей окрестных сел за этот период с заявлением в милицию о пропаже своих родственников не обращался. Здесь-то в поле зрения сыщиков и попало крестьянско-фермерское хозяйство, расположенное в селе Волхонщино.
- В ходе следственных действий мы выяснили, что зимой 2008 — 2009 года он снова привез к себе трех бомжей из дома ночного пребывания Пензы. Они ухаживали за скотиной за еду, но потом стали требовать за свой труд денег, - рассказывает Смирнов. - Дабы уладить данный конфликт, глава крестьянско-фермерского хозяйства попросил своих знакомых вывезти лиц без определенного места жительства в лес и наказать их за такое недостойное поведение.
По словам следователя, знакомые поочередно вывезли в лес трех бомжей, где застрелили их из охотничьего ружья, а трупы закопали. Примечательно, что вскоре после расправы, это захоронение обнаружили местные жители. Но обращаться в правоохранительные органы не стали. Селяне побоялись, что сами могут стать подозреваемыми. Между тем, когда по селу пополз слух, что за селом лежат трупы, фермер в срочном порядке попросил своих знакомых перезахоронить убитых. Именно, это захоронение было обнаружено, но уже спустя год после убийства. http://tinyurl.com/63kn76t
Кураев пишет Рыкунову:
"Г-н Рыкунов, надеюсь, я больше не увижу Вашу секту на этом форуме. Не лгите себе: к православному христианству ваш оккультный бред отношения не имеет."
http://www.youtube.com/watch?v=ysbvVVt1uWI
Авторы проекта "Россия для всех" Виктор Бондаренко и художник Дмитрий Гутов не скрывают, что задумали выставку как ответ на лозунг "Россия для русских". Сплошное этническое многообразие великих русских напоминает лишь о том, что быть россиянином может каждый; что это не разрешительное право, а заявительное; что быть русским — это значит подняться над своим местечковым, территориальным, этническим; отодвинуть его на второй план по сравнению с чем-то более общим.
Работы выставки выполнены лаконично: имя, национальность по родителю. Это больше не страшно и не стыдно. Это не может служить аргументом за или против. Это ровным счетом ничего не изменит и ни на что не повлияет. Это как рост, вес или тембр голоса. 80 имен, без которых невозможно представить Россию нынешнюю, прошлую и будущую. Мы выбрали из них 10, каждым из которых Россия гордится.
Поэт, певец, артист театра и кино. Сын офицера Семена Владимировича (Вольфовича) Высоцкого, еврея, и переводчицы Нины Максимовны, урожденной Серегиной, русской.
Владимир Даль / 1801-1872
Лексикограф, писатель, врач, естествоиспытатель. Автор-составитель "Толкового словаря живого великорусского языка". Почетный член Императорской академии наук. Один из первых диалектологов русского языка. Один из учредителей Русского географического общества. Сын медика Ивана Матвеевича (Иоганна Христиана) Даля, датчанина, и Марии Христофоровны, урожденной Фрейтаг, чья мать происходила из рода французских гугенотов де Мальи.
Евгений Евтушенко / р. 1933
Поэт. "Поэт в России больше, чем поэт",— фраза из поэмы.
Евтушенко. Лауреат Государственных премий СССР и России. Сын геолога Александра Рудольфовича Гангнуса, наполовину латышского немца, имевшего также татарские корни, и геолога и работника культуры Зинаиды Ермолаевны Евтушенко, русской с белорусскими, польскими и украинскими корнями.
Спортсменка, прыгунья с шестом. Ей принадлежит историческое превышение 5-метровой высоты в женских прыжках. Заслуженный мастер спорта России. Дочь слесаря-сантехника Гаджи Гаджиевича Исинбаева, табасарана, и работницы теплосетей Натальи Петровны Исинбаевой, русской (казачки).
Василий Жуковский / 1783-1852
Поэт, основоположник романтизма в русской поэзии, переводчик, критик. Автор слов первого русского гимна. Наставник будущего императора Александра II. Внебрачный сын тульского помещика Афанасия Ивановича Бунина, русского, и пленной турчанки Сальхи (в крещении — Елизаветы Дементьевны Турчаниновой). Фамилию получил от приемного отца, белорусского дворянина Андрея Григорьевича Жуковского.
Александр Пушкин / 1799-1837
Поэт. Сын дворянина Сергея Львовича Пушкина, русского, и Надежды Осиповны, урожденной Ганнибал, внучки Абрама Петровича Ганнибала, "арапа" (по одной версии — эфиопа из народа амхара, по другой — из народа котоко султаната Логон, области современных Камеруна и Чада).
Великий князь Новгородский, Владимирский, Киевский. Святой. Сын Великого князя Ярослава Всеволодовича, внук ясской (осетинской, аланской) княжны Марии Шварновны (в иночестве Марфы).
Алексий II (Ридигер) / 1929-2008
Патриарх Московский и всея Руси в 1990-2008 годах. Сын церковнослужителя (затем — протоиерея) Михаила Александровича Ридигера из принявшего православие дворянского немецкого рода von Ruediger и дочери полковника царской армии Елены Иосифовны, урожденной Писаревой, русской.
Александр Суворов / 1729-1800
Полководец, военный теоретик, генералиссимус Российских вооруженных сил. Сын сенатора, генерал-аншефа Василия Ивановича Суворова (из шведского рода, по словам самого А. В. Суворова, или, по другой версии, из обрусевшего татарского) и Евдокии (Авдотьи) Феодосьевны, урожденной Мануковой.
Юрий Шевчук / р. 1957
Рок-музыкант, поэт. Основатель и лидер рок-группы "ДДТ". Сын учителя (офицера в отставке) Юлиана Сосфеновича Шевчука, украинца, и радистки-полярницы Фании Акрамовны Гареевой, татарки.
http://tinyurl.com/6xw5ql4
Шейх Мансур, не желавший войны с Россией, послал парламентеров к царскому отряду, но мирная делегация была расстреляна залпом в упор.
Отряд Пиери ворвался в опустевшее селение, состоявшее из 400 домов, разграбил и сжег его. Обнаруженные в ауле несколько человек, в том числе беззащитный старик и мальчик, были убиты. Чеченцы, на глазах у которых сжигали их дома и убивали родных, рвались в бой, но шейх Мансур медлил. Войско Пиери двинулось обратно черев лес. Шейху Мансуру сообщили о гибели его старшего брата. Чаша терпения была переполнена. Мира уже быть не могло. И Мансур вытащил из ножен клинок.
http://gidepark.ru/user/1283235962/article/361430
я много встречал чеченов,
но ТАКОГО редкого окраса, к сожалению,
пока еще не встретил.
...или мне еще повезет?)
надеюсь.
по-любому: ТАКИХ "къонахов"
я бы занес в "КРАСНУЮ КНИГУ"
и охранял бы ВСЕМ государством)