Лукашенко: «Как нация белорусы окончательно сформировались в советское время»

На модерации Отложенный

Год исторической памяти, объявленный в Белоруссии, пройдёт под знаком сохранения героического наследия и правды обо всех периодах жизни народа. Об этом и не только шла речь на совещании по вопросам реализации исторической политики с участием президента А. Лукашенко.

В республике предстоит систематизировать исторические исследования и мемориальные комплексы, определить на перспективу даты, события и личности, которые следует увековечить, откорректировать работу по патриотическому воспитанию молодёжи с опорой на факты героических подвигов предков. «Это одно из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности страны», — подчеркнул президент.

Самое пристальное внимание — вопросам исторической политики. До последнего времени в республике старались не политизировать историю. Курс страны был нацелен на сохранение добрых отношений прежде всего с соседями. В Белоруссии пресекали любые проявления реваншизма, национализма, шовинизма и прочих идей, дискриминирующих историю, культуру, а также другие народы. В стране не вели войн памяти для укрепления своей государственности, старались не задевать национальные чувства тех, с кем когда-то жили в единых государствах, хотя поводов было предостаточно.

А. Лукашенко констатировал, что некоторые соседи выстраивали собственную историческую политику, формировали институты и программы, подстраивая концепцию исторических событий под совершенно конкретные политические цели, партии, отдельных политиков и пр. «Для одних Беларусь — это плацдарм для броска на Россию. Другие страдают фантомными болями — всё ищут здесь свои исторические земли. И первым, и вторым суверенная Беларусь и белорусский народ не нужны», — подчеркнул президент.

Глава государства отметил, что на эти цели были брошены немалые средства, особенно в 1990-х, когда начался период оголтелой политизации истории и раскола общества. Проходило это «не без помощи Сороса и «соросят» внутри, которые взялись за издание новых учебников по истории Беларуси» и «успели до 1994 года многое переписать и выучить часть детей». Результаты навязанной в те годы «романтизации» и выпячивания некоторых периодов в истории белорусского народа отчётливо проявились сейчас.

«В представлении части молодёжи Наполеон, пообещавший восстановить Речь Посполитую, — «освободитель». Чему удивляться, если портретов литовской и польской знати по всей стране было больше, чем, например, героев Великой Отечественной войны или нашей современной истории, — привёл пример А. Лукашенко. — Плоды такого «патриотического» воспитания мы наблюдали в 2020-м. Но нет худа без добра. Благодаря этим событиям теперь все знают истинную историю символа оккупации родной земли и предательства белорусского народа. Многие, кто развешивал у себя на окнах бело-красно-белые тряпки, сегодня этого стыдятся. Понимают, кто ими управлял. Но плохо то, что в данном случае нам пришлось реагировать на события, а должны были упреждать их».

Страницы отечественной истории превратились в информационное поле боя далеко не сейчас.

«Сегодня историческая политика является стратегией самосохранения в условиях глобального передела сфер влияния в мире. Это фактор национальной безопасности», — подчеркнул белорусский лидер.

Он отметил, что никто не собирается переписывать историю, однако впредь не будут замалчиваться многие факты, даже если они задевают чьи-то амбиции или национальные чувства, как в случае с преступлениями белорусских, польских, литовских и украинских коллаборационистов в годы Великой Отечественной войны. «Недопустимо критически смотреть на советское наследие, скромно замалчивая достижения и победы эпохи. Несправедливо облагораживать другие исторические периоды, не придавая значения фактам унижений и дискриминации белорусов», — считает А. Лукашенко.

Президент выступает за адекватную оценку исторических периодов на белорусских землях, включая времена Великого княжества Литовского и Речи Посполитой: «Если сегодня литовцы и поляки отрицают вклад белорусского народа в развитие таких исторических форм государственности на нашей земле, как ВКЛ и Речь Посполитая, то что нам мешает дать этим периодам адекватную оценку? Давайте в учебниках по истории, в замковых и музейных экспозициях назовём, например, период Речи Посполитой оккупацией белорусской земли поляками. Этноцидом белорусов… Родной язык, культура, вера под запретом. Магнаты на собак меняли белорусских крестьян. Но народ выжил и сохранил свою самобытность».

«А возьмите Великое княжество Литовское, — продолжил А. Лукашенко. — Современные литовцы фактически приватизировали наследие этого государственного образования. Но что там было литовского? Язык — наш, на нём написана и Конституция — Статут. Главенствующая вера — православие. Территория — в основном белорусская, украинская, частично русские земли. Народ на 80% — наш. Славяне. А это основные атрибуты и признаки государственности… Когда на всю Европу гремели Полоцкое и Туровское княжества как центры духовности и просвещения, предки литовцев всё ещё жили во тьме язычества и вели примитивное хозяйство».

Наряду с этим президент призвал не забывать о достижениях советского периода, поскольку «как нация белорусы окончательно сформировались именно в советское время, когда и началась история белорусского государства по-настоящему».

Сегодня белорусский народ продолжает писать свою историю, определяет и формирует смыслы национально-исторического развития государства с учётом новых вызовов и угроз в сфере национальной памяти. Одна из главных задач — не допустить развития идей, которые могут подорвать страну в будущем. Поэтому необходимо выработать чёткую концепцию оценки событий и роли личностей в истории белорусского государства.

На совещании были заслушаны предложения по реализации исторической политики в стране, выработанные по поручению А. Лукашенко его администрацией совместно с Национальным собранием, учёными и другими заинтересованными лицами.

Сергей Гришкевич

pravda